Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агенство по образованию
ГОУ ВПО «Северо-Восточный автономный Федеральный университет
им.М.К.Аммосова»
Физико-технический институт
Кафедра
Технологии драгоценных камней и
металлов
КУРСОВАЯ РАБОТА
“Древнерусский
орнамент”
ФТИ гр. ФТ-07-1
Борисов Василий Викторович
Руководитель: Винокурова
Анастасия Васильевна
ст.преподователь
Дата сдачи_________
Дата защиты________
Оценка____________
Якутск, 2011 г.
Содержание:
Стр.
Введение......................
Глава 1.
Возникновение и основные этапы
развития древнерусского орнамента.....................
1.1 Возникновение
орнамента.....................
1.2 Основные этапы
развития древнерусского орнамента.....................
Глава 2. Древнерусский
книжный орнамент......................
2.1 Особенности
книжного орнамента.....................
2.2 Чудовищный орнамент......................
2.3 Орнамент печатных
книг..........................
2.4 Гравюры.......................
2.5 Миниатюры.....................
2.6 Орнамент грамот........................
Глава 3. Резьба
по дереву........................
3.1 Геометрическая
резьба........................
3.2 Ажурная резьба........................
3.3 Художественная
резьба........................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложения
Введение
Слово "орнамент" образовано от латинского слова "ornamentum", которое переводится как "украшение". Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен весьма различной техникой и из самого различного материала. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритме – образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определённого стиля. И орнамент, как элемент художественного стиля, живёт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и прежде всего – в ДПИ. В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нём появляются новые орнаментальные мотивы.
Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.
Русский орнамент до ХII века
был почти рабским подражанием
византийскому, но с этого
Один
из полюбившихся древнерусским мастерам
мотивов - "звериный" мотив. Как
и в византийском искусстве, на Руси,
звери, изображенные в орнаментах, были
наделены, в основном, положительными
качествами. Например, змей-дракон, олицетворяющий
молнию, считался покровителем жилья
и огня. А, изначально византийская
плетенка стала настолько сильно
развиваться на Руси что, довольно скоро
приобрела самостоятельные
Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством. Указанная цель определила следующие задачи:
Объектом данной курсовой работы является орнамент как особая форма изобразительного искусства, а предмет исследования выступает характерные особенности орнамента.
Информационной базой для данной курсовой работа является труды ученых, в разное время занимавшихся проблематикой орнамента. В первую очередь здесь следует назвать монографии Л.М. Буткевич "Орнамент как процесс", "История орнамента". Автор затрагивает широкий круг теоретических проблем орнаментального искусства; в частности, она обратилась к неразработанной проблематике происхождения, генезиса и смыслового содержания орнамента. Изучение проблем происхождения орнаментального искусства, как определенного вида художественной деятельности, велось Л.М. Буткевич на основе теоретических и практических исследований особенностей древнего мышления, мифологии, самой материально-художественной культуры. Не менее важна с теоретической точки зрения и работа Ю.Я. Герчук "Что такое орнамент?”. Однако в ней орнамент рассматривается с другой позиции – эстетической. Автор пытается определить специфику орнаментального художественного образа.
Структура
курсовой работы состоит из введения,
3-х глав, заключительной части, приложений
и использованной литературы.
Глава
1. Возникновение
и основные этапы
развития орнамента
1.1
Возникновение орнамента
Истоки возникновения орнамента уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. Состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании, но они делали его интереснее, радовали глаз. Однако в первую очередь узор призван был "защитить" сосуд от проникновения через горловину злых духов. Это связано с тем, что в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил, поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но некоторые современные исследователи считают, что ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, "елочный" орнамент, плетеночный ("веревочный") узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д. Но эти знаки, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Зависимость
человека от тайных сил природы способствовала
созданию более сложного орнамента,
который в те давние времена имел
определенный символический смысл.
Необъяснимые тогда явления природы
привели к поклонению им – дождю
и ветру, луне и звездам, земле
и воде. Но центральное место отводилось
солнцу – источнику света, тепла
и жизни. Часто встречающееся
изображение круга связано с
культом солнца, от которого зависел
урожай, а, следовательно, и судьба крестьянина-землепашца.
Со временем изображение солнца в
виде круга с лучами и изображение
воды в виде волнистой линии потеряли
изначальный смысл, но они остались
любимыми мотивами орнамента в народном
искусстве. Розетка с солнцем
помещается обычно в центре, а волнистая
линия воды обрамляет изделие
или же несколько рядов волнистой
линии образуют сетку, покрывающую
поверхность. Такие простейшие узоры
характерны почти для всех древних
народов Земли. Но возникли они совершенно
самостоятельно, так как в те далекие
времена практически
То же самое можно сказать и о другом мотиве орнамента - спиралеобразном завитке. То, что в большинстве растительных орнаментов такой завиток существует, не является случайностью, а отражает закономерность окружающего мира. Движение по спирали свойственно многим явлениям природы и жизни. Древний человек не мог объяснить многих явлений природы: ураган, уничтожающий посевы, водоворот и т.д., но он не мог не заметить, что во всех этих явлениях присутствует нечто общее – спиралеобразное. Спираль просматривается и в строении паутины, и в расположении лепестков ромашки, стадо испуганных животных тоже разбегается по спирали. Поэтому за многие тысячелетия своей истории человек не мог пройти мимо такого феномена, как универсальный знак, и, в конце концов, перенес его на окружающие предметы.