Древнерусский орнамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 836.80 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное агенство по образованию

     ГОУ ВПО «Северо-Восточный автономный Федеральный университет

     им.М.К.Аммосова»

     Физико-технический  институт

     Кафедра Технологии драгоценных камней и  металлов 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     “Древнерусский  орнамент” 
 
 
 
 

                                                                                                     Выполнил: студент 5 курса

     ФТИ гр. ФТ-07-1

     Борисов Василий Викторович

     Руководитель: Винокурова

     Анастасия Васильевна

     ст.преподователь 

     Дата  сдачи_________

     Дата  защиты________

     Оценка____________

  

Якутск, 2011 г.

     Содержание:

     Стр.

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Возникновение и основные этапы  развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7

1.1 Возникновение  орнамента........................................................................7

1.2 Основные этапы  развития древнерусского орнамента.........................11

Глава 2. Древнерусский книжный  орнамент..............................................17

2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17

2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18

2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20

2.4 Гравюры.....................................................................................................21

2.5 Миниатюры................................................................................................22

2.6 Орнамент грамот........................................................................................23

Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25

3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25

3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26

3.3 Художественная резьба.............................................................................26

Заключение.......................................................................................................28

Список литературы..........................................................................................30

Приложения 

 

      Введение

       Слово "орнамент" образовано от латинского слова "ornamentum", которое переводится как "украшение". Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен весьма различной техникой и из самого различного материала. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритме – образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определённого стиля. И орнамент, как элемент художественного стиля, живёт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и прежде всего – в ДПИ. В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нём появляются новые орнаментальные мотивы.

   Орнамент  в жизни народа никогда не являлся  самоцелью: он всегда и во всём был  связан с тем предметом, который  должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично. Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных  тканях, вышивках, кружевах, на металлических  изделиях и т.д.

          Русский орнамент до ХII века  был почти рабским подражанием  византийскому, но с этого времени  стали все более и более  притекать в него элементы  западноевропейские (романские и  итальянского Возрождения) и азиатские  (персидские, индийские, монгольские  и т.п.), которые сливаясь с византийскою  основою и с местными народными  элементами (славянским и финским), наконец в XVI и XVII веках образовали  особый стиль, поражающий своею  оригинальностью, разнообразием  и красотой (таб. №1). Мастерам  древней Руси удавалось создать  гармоничные орнаменты из настолько  разнообразных, иногда несимметричных  и насыщенных мотивов. Возможно, эта гармония достигалась именно  благодаря тому, что все черты  использовавшихся мотивов других  стран смягчались и перерабатывались. Как и в любом другом орнаменте,  в него входят геометрический  узор и офантазированные формы  растительного и животного царств; но эти составные части, как  по очертанию, так и по роли, играемой ими в общей композиции, существенно отличаются от тех,  какими они являются у других  народов. К числу наиболее характерных  русских орнаментов принадлежит  сплетение лентообразных полос,  которые то расширяются, то суживаются, ломаются под разными углами, изгибаются, перепутываются между собой и переходят в подобия листьев и в фигуры грифонов, птиц и других небывалых животных, реже же - в человеческие облики.

Один  из полюбившихся древнерусским мастерам мотивов - "звериный" мотив. Как  и в византийском искусстве, на Руси, звери, изображенные в орнаментах, были наделены, в основном, положительными качествами. Например, змей-дракон, олицетворяющий молнию, считался покровителем жилья  и огня. А, изначально византийская плетенка стала настолько сильно развиваться на Руси что, довольно скоро  приобрела самостоятельные художественные черты. Древнерусские мастера также  использовали для создания орнаментов пришедшие в Византию и восточные  страны античные мотивы. В древнерусском  орнаментальном искусстве прижилось  переработанное изображение сказочной  птицы Сирин и получеловека - полуконя Кентавра. Также можно встретить  орнамент из пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого  штамба, узоры трав, пропущенных  через корону, гвоздику, опахало, кипарис, гранатовое яблоко. Из всего богатства  мотивов орнаментального искусства  Древней Руси, все-таки можно выделить самый популярный мотив - растительный. Растительный мотив присутствует в  основе всех орнаментов Древней Руси. Самый распространенный из них мотив  вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в круги, образованные отростками. Весьма часто орнамент состоит из завитков, образующихся их стеблей вьющегося  растения, как бы винограда или  хмеля, и заключающих в своей  середине нечто вроде цветочной  распуколки, грозди, ананаса или  шишки хвойного дерева. Иногда, преимущественно  в отделке больших пространств, как, например, в иконостасах, орнамент изображается в виде тонкой филигранной  работы, украшенной розеттами и бусами. В некоторых случаях орнамент представляется монохромным с добавлением  позолоты и серебрения. В раскраске  орнамента главную роль играют чистые, яркие цвета (красный, голубой, желтый и зеленый). Намерение Петра I придать  своему государству вполне европейский  колорит при помощи иностранных  художников и посланных за границу  для обучения искусствам русских  пенсионеров не могло осуществиться, т.к. первые, вследствие незнания чужого языка и надменного отношения  ко всему русскому, не достигали  почти никакого успеха в обучении русских своему мастерству, а последние (пенсионеры) со смертью Петра очутились за границею в очень печальных условиях. В следовавшие после Петра царствования забота о развитии народных сил в отношении искусства была брошена; все чужеземное пользовалось почетом и кредитом, все русское пренебрегалось и оттеснялось на задний план. Только по учреждении Академии художеств в Санкт-Петербурге русское искусство начало проявлять жизнь, хотя оно имело направление более подражательное, чем национальное. Особенно сильно привился в России стиль известный под названием "стиль ампир", благодаря пристрастию высшего общества ко всему чужеземному, а в особенности к французскому, мало соответствовавшему нашим условиям жизни. В царствование императора Николая I известный в то время зодчий К. Тон изобрел новый тип церковных построек, явившийся подражанием древнерусским соборам с пятиглавым увенчанием; тем не менее, несмотря на несовершенство сооружений профессора Тона, ему должно быть поставлено в заслугу применение древнерусского искусства в родной архитектуре. Эти опыты применения продолжали с большим успехом ученики профессора Тона, обстоятельно изучавшие памятники старины, разбросанные в разных концах Российской империи.

       Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.

          Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством. Указанная цель определила следующие задачи:

  1. систематизация и обобщение имеющихся по этой теме данных;
  2. краткая характеристика основных этапов развития орнаментального искусства;
  3. анализ особенностей книжного орнамента и его видов;
  4. изучение резьбы по дереву;
  5. выводы и заключения о проведенном исследовании.

          Объектом данной курсовой работы является орнамент как особая форма изобразительного искусства, а предмет исследования выступает характерные особенности орнамента.

     Информационной  базой для данной курсовой работа является труды ученых, в разное время занимавшихся проблематикой орнамента. В первую очередь здесь следует назвать монографии Л.М. Буткевич "Орнамент как процесс", "История орнамента". Автор затрагивает широкий круг теоретических проблем орнаментального искусства; в частности, она обратилась к неразработанной проблематике происхождения, генезиса и смыслового содержания орнамента. Изучение проблем происхождения орнаментального искусства, как определенного вида художественной деятельности, велось Л.М. Буткевич на основе теоретических и практических исследований особенностей древнего мышления, мифологии, самой материально-художественной культуры. Не менее важна с теоретической точки зрения и работа Ю.Я. Герчук "Что такое орнамент?”. Однако в ней орнамент рассматривается с другой позиции – эстетической. Автор пытается определить специфику орнаментального художественного образа.

     Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключительной части, приложений и использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Возникновение  и основные этапы  развития орнамента 

     1.1 Возникновение орнамента 

     Истоки  возникновения орнамента уходят в те времена, когда человек перешел  к оседлому образу жизни и начал  изготавливать орудия труда и  предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный  из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. Состоял  такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем  примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины  не могли сделать сосуд более  удобным в пользовании, но они  делали его интереснее, радовали глаз. Однако в первую очередь узор призван  был "защитить" сосуд от проникновения  через горловину злых духов. Это  связано с тем, что в древнем  прикладном искусстве магический элемент  преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и  злых сил. То же самое относится и  к украшению одежды. Магические знаки  на ней оберегали тело человека от злых сил, поэтому не удивительно, что  узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но некоторые современные  исследователи считают, что ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.

     С усовершенствованием орудий труда  стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в  виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Основанный на неизобразительной  символике, орнамент был почти исключительно  геометрическим, состоящим из строгих  форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, "елочный" орнамент, плетеночный ("веревочный") узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д. Но эти знаки, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

     Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы  привели к поклонению им – дождю  и ветру, луне и звездам, земле  и воде. Но центральное место отводилось солнцу – источнику света, тепла  и жизни. Часто встречающееся  изображение круга связано с  культом солнца, от которого зависел  урожай, а, следовательно, и судьба крестьянина-землепашца. Со временем изображение солнца в  виде круга с лучами и изображение  воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем  помещается обычно в центре, а волнистая  линия воды обрамляет изделие  или же несколько рядов волнистой  линии образуют сетку, покрывающую  поверхность. Такие простейшие узоры  характерны почти для всех древних  народов Земли. Но возникли они совершенно самостоятельно, так как в те далекие  времена практически отсутствовала  какая-либо связь между народами.

     То  же самое можно сказать и о  другом мотиве орнамента - спиралеобразном  завитке. То, что в большинстве  растительных орнаментов такой завиток  существует, не является случайностью, а отражает закономерность окружающего мира. Движение по спирали свойственно многим явлениям природы и жизни. Древний человек не мог объяснить многих явлений природы: ураган, уничтожающий посевы, водоворот и т.д., но он не мог не заметить, что во всех этих явлениях присутствует нечто общее – спиралеобразное. Спираль просматривается и в строении паутины, и в расположении лепестков ромашки, стадо испуганных животных тоже разбегается по спирали. Поэтому за многие тысячелетия своей истории человек не мог пройти мимо такого феномена, как универсальный знак, и, в конце концов, перенес его на окружающие предметы.

Информация о работе Древнерусский орнамент