Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения
Многие рукописи XVII в., особенно второй половины этого столетия и начала XVIII в., по преимуществу северно-русские, имеют наклеенные заставки, вырезанные из русских и южно-славянских печатных книг, заглавные листы (без середины, где помещается заглавие) и миниатюры из южно-русских, польских и западпо-европейских печатных книг. Например, Зерцало духовное 1658 г. имеет гравированный заглавный лист, вырезанный из какой-то книги киевской печати, середина которого — для написания нового заглавия — вклеена новая. В Геометрии в переводе первой половины XVII в. заглавный лист вырезан из латинского оригинала — английского издания 1625 г., середина которого также вклеена новая; в список Хроники М. Бельского XVII в. вклеены вырезанные из польского издания мелкие гравюры, иллюстрирующие текст и т.п.
2.6 Орнамент грамот.
Древние грамоты не имеют орнамента.
Грамоты болгарских царей XIII — XIV вв., сербских кралей XIV в. и молдаво-валашских воевод, и то наиболее важные, имеют лишь инициал большой величины и подпись крупною (высокою и узкою) вязью.
Грамоты литовских великих князей XVI в., по образцу грамот западно-европейских государей, имеют инициалы очень большой величины, более или менее украшенные узорами.
Грамоты московских великих князей и царей XV и XVI в. обходятся без орнамента. Лишь во второй половине XVI в., вероятно, под влиянием запада, наиболее важные из них (адресованные к иностранным государям, жалованные) начинают писаться с большим инициалом, более или менее украшенным. В XVII в. наиболее важные царские грамоты имеют уже особый вид. Их инициалы более или менее украшены узорами (“травами”); чем важнее грамота, тем крупнее инициал, богаче его раскраска, обильнее золото и хитрее узоры. Самые важные имеют так называемые “цветки” и бордюры из цветов на полях.
Из таких грамот нам известны две: 1) жалованная грамота царя Михаила Федоровича знаменитому Минину 1625 г. и 2) жалованная грамота царей Иоанна и Петра Г. Д. Строганову 1692 г., обе в виде широких столбцов, из отличного пергамена. Первая имеет, кроме огромного золотого инициала, — “цветок” и цветочный бордюр на полях; поля второй украшены бордюром на золотом фоне из цветов, птиц и арабесков, между которыми пoмещены государственные гербы. Над подобными грамотами работали лучшие царские живописцы и золотописцы и получали за труд значительное по тому времени вознаграждение.
Только
одна древняя грамота имеет
Глава 3.Резьба по дереву.
3.1 Геометрическая резьба по дереву.
Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика резец со скошенным концом, так называемый «косячок».
Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая резьба и ногтевидная (или скобчатая).
В
основе первой лежит заглубленная внутрь
трехгранная пирамидка, из которой
формируются разнообразные
Орнаментика
геометрической резьбы восходит к древним
языческим символам. Например, один
из наиболее распространенных элементов
розетка был связан с культом
солнца. Розетки и сияния присутствуют
во всех композициях, выполненных в
технике трехгранно-выемчатой
В
конце 19 века, на гребне волны интереса
к народному искусству, геометрическую
резьбу вновь начинают широко применять
в архитектуре, при оформлении мебели
и деталей интерьера. Сегодня
геометрическая резьба применяется
главным образом при отделке
мелких бытовых предметов и в
сувенирном производстве.
3.2 Ажурная резьба по дереву.
Ажурная
(сквозная) резьба по дереву - разновидность
художественной обработки дерева, при
которой фон полностью
Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород липы, березы, осины; в архитектуре лиственницы и сосны.
С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы от простейших геометрических форм до изображений людей и животных используется в сельской местности и современными строителями
3.3 Художественная резьба по дереву.
Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.
В
Древней Руси дерево было наиболее
широко применяемым материалом. Вследствие
относительной дешевизны и
В
неразрывной связи с деревянным
зодчеством развивалась культура декорирования
утилитарных предметов, в которых
сохранялись технологические
Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась.
На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.
Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.
Заключение.
Орнамент является одним из древнейших видов изобразительной деятельности человека. В далеком прошлом он заключал в себе символический и магический смысл, семантическую функцию. На ранних этапах истории культуры декоративное начало в орнаменте сочеталось со смысловым, так как древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, однако сохраняли при этом декоративную и архитектоническую выразительность.
В генезисе орнамента и его дальнейшем развитии большую роль сыграли эстетические потребности общества: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира. Она помогала древнему человеку осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Со
временем складывались устойчивые формы
изображения, а вместе с ними и
принципы построения орнамента, во многом
определившие национальные художественные
традиции. Все народы мира прошли через
"орнаментальный" этап творчества,
все создали собственный своеобразный
орнамент. У одних он был не очень сложным
многообразным и не занимал значительного
места в их традиционном искусстве. У других,
чье искусство пронизано орнаментализмом,
орнамент выступал доминирующей формой
художественного выражения национального
сознания и эстетического идеала. Каждая
эпоха, каждая национальная культура выработала
свой подход к построению орнамента –
к мотивам, форме и расположению на украшаемой
поверхности. По орнаменту можно точно
определить, к какому времени и к какому
народу относится то или иное произведение
искусства.
Одна из особенностей Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций, помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение, — это гербы. Гербами называются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью.
Знакомство с орнаментацией западноевропейских
и восточных изделий обогатило тематику
орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных
трав и цветов в XVI—XVII вв. можно встретить
стройный орнамент пышных листьев, цветов,
пальметок, расположенных по сторонам
прямого штамба. Корни его уводят к памятникам
Итальянского Возрождения. Встречаются
узоры трав, пропущенных через корону,
мотив орнаментации драгоценных западноевропейских
и восточных тканей — гвоздики, «опахало»,
кипарис и гранатовое яблоко. |
Список
литературы:
Приложение
1.
Иллюстрации.
Заставки
и инициалы.
Слово
Ипполита об Антихристе
XII
в.
Приложение 2.
Галицкое Ев. 1266г.