Древнерусский орнамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 836.80 Кб (Скачать)

  Многие  рукописи XVII в., особенно второй половины этого столетия и начала XVIII в., по преимуществу северно-русские, имеют  наклеенные заставки, вырезанные из русских  и южно-славянских печатных книг, заглавные  листы (без середины, где помещается заглавие) и миниатюры из южно-русских, польских и западпо-европейских  печатных книг. Например, Зерцало духовное 1658 г. имеет гравированный заглавный  лист, вырезанный из какой-то книги  киевской печати, середина которого —  для написания нового заглавия —  вклеена новая. В Геометрии в  переводе первой половины XVII в. заглавный  лист вырезан из латинского оригинала  — английского издания 1625 г., середина которого также вклеена новая; в  список Хроники М. Бельского XVII в. вклеены  вырезанные из польского издания  мелкие гравюры, иллюстрирующие текст  и т.п.

  2.6 Орнамент грамот.

  Древние грамоты не имеют орнамента.

  Грамоты болгарских царей XIII — XIV вв., сербских кралей XIV в. и молдаво-валашских  воевод, и то наиболее важные, имеют  лишь инициал большой величины и  подпись крупною (высокою и узкою) вязью.

  Грамоты литовских великих князей XVI в., по образцу грамот западно-европейских  государей, имеют инициалы очень  большой величины, более или менее  украшенные узорами.

  Грамоты московских великих князей и царей XV и XVI в. обходятся без орнамента. Лишь во второй половине XVI в., вероятно, под влиянием запада, наиболее важные из них (адресованные к иностранным  государям, жалованные) начинают писаться с большим инициалом, более или  менее украшенным. В XVII в. наиболее важные царские грамоты имеют уже  особый вид. Их инициалы более или  менее украшены узорами (“травами”); чем важнее грамота, тем крупнее  инициал, богаче его раскраска, обильнее золото и хитрее узоры. Самые важные имеют так называемые “цветки” и бордюры из цветов на полях.

  Из  таких грамот нам известны две: 1) жалованная грамота царя Михаила  Федоровича знаменитому Минину 1625 г. и 2) жалованная грамота царей Иоанна и Петра Г. Д. Строганову 1692 г., обе  в виде широких столбцов, из отличного  пергамена. Первая имеет, кроме огромного  золотого инициала, — “цветок” и  цветочный бордюр на полях; поля второй украшены бордюром на золотом фоне из цветов, птиц и арабесков, между  которыми пoмещены государственные  гербы. Над подобными грамотами  работали лучшие царские живописцы  и золотописцы и получали за труд значительное по тому времени вознаграждение.

  Только  одна древняя грамота имеет миниатюру. Это — жалованная грамота рязанского князя Олега Богородицкому монастырю  около 1360 г. Перед ее текстом нарисованы в красках лики: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила  и Гавриила и изображение игумена  монастыря Арсения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3.Резьба по дереву.

  3.1 Геометрическая резьба по дереву.

  Геометрическая  резьба по дереву - один из самых древних  и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется  в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных  композиций. Главный инструмент резчика  резец со скошенным концом, так  называемый «косячок».

  Геометрическая  резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая  резьба и ногтевидная (или скобчатая).

  В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка, из которой  формируются разнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления «ноготка», наносимого полукруглой стамеской. Сочетания «ноготков» дают более  сложные узоры листики, трилистники, глазки.

  Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним  языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов  розетка был связан с культом  солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в  технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных  предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты  украшают изделия западноевропейских ремесленников, мастеров Средней Азии.

  В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять  в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера. Сегодня  геометрическая резьба применяется  главным образом при отделке  мелких бытовых предметов и в  сувенирном производстве. 
 
 

  3.2 Ажурная резьба по дереву.

  Ажурная (сквозная) резьба по дереву - разновидность  художественной обработки дерева, при  которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что  роднит ее с объемной резьбой. В русском  крестьянском искусстве этот вид  резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом  декоре и домашней утвари.

  Для выполнения ажурной резьбы небольших  бытовых предметов и деталей  мебели, как правило, используется древесина  лиственных пород липы, березы, осины; в архитектуре лиственницы и  сосны.

  С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий  пышные фронтоны и наличники. Широкий  диапазон орнаментальных тем ажурной  резьбы от простейших геометрических форм до изображений людей и животных используется в сельской местности  и современными строителями

  3.3 Художественная резьба по дереву.

  Художественная  резьба по дереву была известна с первобытных  времен практически у всех народов  в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с  переходом от каменных резцов к металлическим  инструментам мастерами осваивались  новые технологии, все более совершенные  в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной  из важнейших областей народного  искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

  В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших  дней дошла лишь незначительная часть  древних произведений декоративно-прикладного  искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских  столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству  древних славян и других народов, населявших территорию современной  России, что нашло свое отражение  в приемах резьбы и рисунке  наиболее архаичных орнаментов.

  В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования  утилитарных предметов, в которых  сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой  резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.

  Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись  во всех лесных регионах России, большая  их часть расписывалась.

  На  основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так  называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной  резьбы.

  Сегодня традиции русской плоскорельефной  и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь  создаваемых мастерских.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Орнамент  является одним из древнейших видов  изобразительной деятельности человека. В далеком прошлом он заключал в себе символический и магический смысл, семантическую функцию. На ранних этапах истории культуры декоративное начало в орнаменте сочеталось со смысловым, так как древний человек  наделял определенными знаками  свои представления об устройстве мира. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, однако сохраняли при этом декоративную и архитектоническую  выразительность.

     В генезисе орнамента и его дальнейшем развитии большую роль сыграли эстетические потребности общества: ритмическая  правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного  освоения мира. Она помогала древнему человеку осмыслить упорядоченность  и стройность действительности.

     Со  временем складывались устойчивые формы  изображения, а вместе с ними и  принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции. Все народы мира прошли через "орнаментальный" этап творчества, все создали собственный своеобразный орнамент. У одних он был не очень сложным многообразным и не занимал значительного места в их традиционном искусстве. У других, чье искусство пронизано орнаментализмом, орнамент выступал доминирующей формой художественного выражения национального сознания и эстетического идеала. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свой подход к построению орнамента – к мотивам, форме и расположению на украшаемой поверхности. По орнаменту можно точно определить, к какому времени и к какому народу относится то или иное произведение искусства. 

 
       Одна из особенностей орнаментации  древнерусского искусства — это  надписи, выполненные декоративным  письмом в полосах, кругах, ромбах, иногда служащие основным или  даже единственным украшением  предмета. Начертание букв и характер  надписей в отдельных художественных  центрах имеют индивидуальные  особенности. 
       Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций, помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга. В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения, имеющий кроме чисто декоративного также и особое значение, — это гербы.  
       Гербами называются символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью.

           Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий обогатило тематику орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных трав и цветов в XVI—XVII вв. можно встретить стройный орнамент пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба. Корни его уводят к памятникам Итальянского Возрождения. Встречаются узоры трав, пропущенных через корону, мотив орнаментации драгоценных западноевропейских и восточных тканей — гвоздики, «опахало», кипарис и гранатовое яблоко.  
     Изучив о древнерусском орнаменте я пришел к выводу что, древнерусские мастера обладали необыкновенно тонким чувством меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции даже при полном нарушении симметрии. Это прослеживается как в прикладном и изобразительном искусстве, так и в архитектуре.

 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

  1. Алексеев  С.С. Архитектурный орнамент. - М.: Госстройиздат, 1954.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Орнаменты народов мира: Практическое пособие. – СПб.: Кристалл, 1998.
  3. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.
  4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2004.
  5. Буткевич Л. М. Орнамент как процесс. – М.: Владос, 2002.
  6. Вереснева В.Л. Симметрия и искусство орнамента. – Л., 1974
  7. Власов В.Г. Стили в искусстве. Ч. 1 – СПб.: Кольна, 1995.
  8. Гартман К.О. Стили. – М.: Искусство, 2000.
  9. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  10. Емшанова Н.А., Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы. – Ижевск: Издат. дом "Удмуртский универститет", 2004.
  11. Ивановская В.И. Русские орнаменты. – М.: Шевчук, 2006.
  12. Короткий енциклопедичний словник з культури.- К.: Україна, 2003.
  13. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982.
  14. Расине О. Орнамент всех времен и стилей. – М.: Белый город, 2007.
  15. Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: Гном-Пресс, 1998.
  16. Соболев Н. Н. Русский орнамент. - М., 1948.
  17. Соколова Т. М. Орнамент – почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972.
  18. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. – Ростов: Феникс, 2000.
 
 
 
 

  Приложение  1. 

  Иллюстрации.

  Заставки  и инициалы.           

                                              

  Слово Ипполита об Антихристе                              Добрилово Ев. 1164г.                    

   XII в. 
 

  Приложение 2.         

                                   

      Галицкое Ев. 1266г.                           Северо-русские рукописи XVIIв.      

                                                                                       

Информация о работе Древнерусский орнамент