Древнерусский орнамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 836.80 Кб (Скачать)

  Заставки  названных рукописей имеют обыкновенную форму византийских заставок IX — XI вв. Это или четыреугольная рамка  с пустотой внутри для помещения  заглавия, закрытая со всех сторон, или  такая же рамка с открытой нижнею стороною, приспособленная также  для помещения заглавия, или наконец  арка, служащая для той же цели.

  Инициалы  отличаются красотой рисунка и живостью красок. Последние -разнообразны; кроме  них, употребляется золото. Вобщем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое  и румяное человеческое лицо.

  Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят  из простых плетений; работа элементарная и краскою служит лишь киноварь.

  Но  рядом с ними есть немногие такие, орнамент которых, кроме византийских, заключает в себе еще другие элементы. Это или перевитые ремнями  чудовища, похожие то на драконов, то на грифонов, или по крайней мере головы, хвосты, лапы этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями. Назовем  две датированные рукописи — Юрьевское  Евангелие около 1120 г. и Добрилово  Евангелие 1164 г.

  Новые элементы принадлежать чудовищному  стилю. Его мы встречаем, кроме русских  и в южно-славянских рукописях, в  орнаменте вещей датско-скандинавского происхождения эпохи викингов (IX и Х вв.) и скульптурных прилепов польского костела ХШ в. В русских  рукописях второй половины ХШ в. и всего XIV в. орнамент главным образом — чудовищного стиля, сравнительно однообразный.   

  2.2 Чудовищный орнамент.

  Их  заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся  или  чудовищные звери и птицы (по два, в симметрическом расположении), перевитые ремнями и ветвями до такой степени, что нельзя определить, где оканчивается животное и начинается ремень или ветвь, или человек, весь запутанный в плетения из ремней и ветвей

  Их  инициалы состоят по преимуществу из чудовищных животных, запутанных в  ремни и ветви, то с листьями в  пастях и на месте хвостов, то с  человеческими головами в шапках переходящих в листья. Лишь немногие рукописи имеют эти буквы из человеческих фигур в странных шапках и одеждах, иногда занятых какою-либо работою, нередко также запутанных в ремни  и ветви.

  Краски  русских чудовищных заставок и инициалов  крайне малочисленны и просты. Обыкновенно  их бывает по две: синяя и киноварь, зеленая и киноварь, желтая и киноварь, желтая и зеленая; изредка художники  обходятся только киноварью и  чернилами; золото не употребляется. Кажется, соединение синей краски и киновари особенно часто встречается в  рукописях новгородского происхождения.

  Южно-славянские рукописи XII и ХШ вв. нередко имеют  орнамент чудовищного стиля.

  Но  их заставки еще более однообразны, чем русские: в них находятся  только чудовищные звери, перевитые  ремнями и ветвями; но вместе с  тем так похожи на русские, что  видя перед собою заставки болгарской Болонской Псалтыри конца XII в. или  сербского Шестоднева 1263 г., даже хороший  знаток древне-русского искусства не угадает их нерусского происхождения. Впрочем, изредка встречаются заставки более подходящие для церковных  книг; так, в сербском Прологе 1262 г. заставка состоит из изображения лика Спасителя  на убрусе с коленопреклоненными  ангелами по сторонам и херувимами, с райскими птицами над ними; подобная же заставка в сербской Минее воеводы  Оливера 1332 г.

  Что до инициалов, то они вообще отличаются от русских инициалов. Некоторые  до известной степени близки к  инициалам таких русских рукописей XII в., как упомянутые выше Юрьевское  Ев. и Добрилово Ев.; другие подходят к инициалам русских рукописей XIII—XIV вв.; третьи представляют нечто  совершенно неизвестное в русских  рукописях. Это звериные, птичьи головки  на столбиках или при столбиках, совсем или почти совсем без плетений.

  Краски  несколько более разнообразны, чем  в русских рукописях ХШ—XIVв.; золото не употребляется.  

  Рядом с орнаментом чудовищного стиля  южно-славянские рукописи XII и XIII вв. имеют  в большем или меньшем количестве заставки и инициалы византийского  стиля. Так, рядом с чудовищною заставкою  в Шестодневе 1263 г. мы видим заставку из пересекающихся кругов, позднего византийского  геометрического стиля.

  Третьи  — также крупные буквы обыкновенной формы, иногда снабженные у своего основания, с левой стороны, небольшим завитком, по преимуществу написанные киноварью.

  Южно-славянское влияние  перенесло к нам орнамент южно-славянских рукописей, и он быстро распространился у нас на счет чудовищного орнамента. Последний в первой половине XV в. уже редок, во второй почти совсем не встречается, в XVI в. вполне отсутствует (единственное исключение — своеобразный орнамент Евангелия Боголюбова монастыря 1544 г., описанный в I т. Древностей Моск. Археологич). Рукописи конца XIV в. и начала XV в. иногда соединяют старый и новый орнамент вместе. Так, Евангелие 1393 г., написанное, по-видимому, в Москве, имеет заставки в виде пересекающихся кругов, а инициалы чудовищного стиля; в Еваигелии конца XIV в.

  Русские рукописи XV в. и начала XVI в. имеют, кажется, все те заставки и инициалы, которые  нам известны из южно-славянских и  молдавских рукописей. Заставки в виде пересекающихся кругов и черные узловатые  инициалы в них очень часты; цветочные  заставки и инициалы, напротив, относительно редки.

  Северно-русские  рукописи XVI в. нередко снабжают цветочные  заставки сверху и с боков (а иногда и инициалы) рядом отдельных цветочков  на стебельках или гирляндами из веточек  и цветочков. Старшая из них —  великолепное Евангелие, написанное в  Москве в 1507 г., несколько листов, которого издано Обществом древней письменности. Этот дополнительный орнамент, — несомненно западно-европейского, всего скорее итальянского происхождения. Сверх того, при цветочных эаставках, на поле с правой стороны текста, появляются так называемые “цветки” (иногда с пустотою внутри для помещения нескольких букв), сначала небольшие, потом, ближе к концу ХVI в., более или менее значительной высоты, уже на длинных стеблях с листьями. Старшая известная нам датированная рукопись с “цветком”—Евангелие 1537 г. Впрочем в рукописях ХVI в. “цветков” еще мало. Заставки из пересекающихся кругов в северно-русских рукописях в первой половине XVI в. уже выходят из употребления, а черные узловатые инициалы становятся редки (они находятся в Синодальном Ев. 1590 г.) и в рукописях XVII в. почти не встречаются.  

  2.3 Орнамент печатных книг.

  Как известно, в половине XVI в. появились  первые московские печатные издания. Они  во всем следуют рукописям, кроме  орнамента. Их заставки — гравюры  на дереве, исполненные по итальянским  образцам — обыкновенно состоят  из белых с черными жилками  довольно крупных листьев, ягод и  плодов (в роде желудей) на черном фоне.

  Подражания  печатным заставкам появляются, в  рукописях рано: из датированных старшая  нам известная — Устав церковный 1587 г. (собрания Щукина).

  Краски  разнообразны и живы; золото — не редкость. Заставки и инициалы лучших рукописей прекрасно сохранились  до нашего времени и производят отличное впечатление.

  В русских рукописях XVII в. орнамент XVI в. получает дальнейшее развитие с значительным разнообразием в деталях. Если мы возьмем богатые орнаментацией  рукописи половины XVII в. и поздние, то увидим много нового. Мелкие цветы  внутри заставок XVI в. заменены более  крупными цветами, листьями, ягодами, в  изящных плетениях и гирляндах, в стиле западно-европейского возрождения. Мелкие цветы сверху заставок превращены или в три букета из цветов и  листьев (иногда в вазах), с более  крупным букетом по середине, или  в три какие-нибудь фигуры. “Цветки” при заставках переделаны в бордюр из цветов и листьев, занимающий правое поле страницы с верху до низу. В  соответствие с ним под текстом  помещен новый бордюр. Одни инициалы состоят из тех же элементов, которые  находятся в заставках.

  Инициалы  более простые, обыкновенной формы, имеют более длинный и кудрявый завиток, чем прежде, иногда из цветов и листьев.  

  2.4 Гравюры.

  Так как работа над сложным орнаментом была под силу лишь немногим и стоила дорого, то в конце XVII в. в Москве появляются гравюры на меди, разной работы, для употребления в качестве начальных листов в рукописях; вероятно, они продавались по недорогой  цене. Писцу стоило только вписать  в рамку гравюры нужный текст, чтобы орнаментированный начальный  лист был готов. Гравюр для рукописей  в лист мало, но не мене двух; гравюр же для рукописей в четвертку  — около 20, различающихся друг от друга как деталями орнамента, так  особенно медальонами внутри заставок (одни медальоны — с изображением Христа, другие — Богородицы, третьи — Распятия, четвертые — Блоговещения и т.д.). Большая часть изготовлены  одним гравером — Вас. Андреевым; они отличной работы. Из них гравюра  в лист находится, между прочим, в  Хрисмологионе 1693 г., а гравюра в  четвертку — в Слове Игнатия  Корсакова 1687 г. ; употребление этих гравюр в рукописях приходится на последние 15 лет XVII в. и первое десятилетие XVIII в.

  Если  мы возьмем рукописи половины XVII в. и позднее с более простым  орнаментом, то, между прочим, в них  встретим подражания печатным заставкам, иногда близкие к этим последним, иногда представляющие дальнейшее их развитие (листья более крупны и  сами заставки более высоки), исполненные  то чернилами, то киноварью. Между черными  или киноварными инициалами мы найдем такие, которых завитки тянутся  длинными узорами возле текста, по левому полю страницы. Они переходят  в ХVIII в. и обычны в старообрядческих поморских книгах.

  Об  орнаменте тех немногих рукописей  второй половины ХVII в., которые изготовлены  или по царскому приказу, или для  поднесения царю и особам его семейства, в виду его своеобразности и разнообразия, мы затрудняемся говорить. Краски русского орнамента XVII в. разнообразны и живы; золото встречается часто. Они по большей части сохранились хорошо и производят отличное впечатление.

  Юго-западно-русские  рукописи XVI в., вообще бедные орнаментацией (из них датированных очень мало), обыкновенно сохраняют византийский геометрический орнамент. Многие (южно-русские) очень близки к рукописям молдавского происхождения; в некоторых (тоже южно-русских) встречаются инициалы значительной величины, исполненные чернилами и киноварью, близкие к узловатым инициалам XV в., но более богатые орнаментацией.

  Одна  южно-русская рукопись — Пересопницкое  Ев. 1561 г. (написанное на Волыни) имеет  особенные инициалы: они представляют подражание инициалам западно-европейских  и юго-эападно-русских печатных книг (буква заключена как бы в футляр той или другой окраски). В южно-русских  рукописях XVII в., вообще также 6едных  орнаментациею, заставки нередко заключают  в себе изображения Христа, Святых и т.п., а первые страницы представляют подражания тем рамкам с изображениями  святых, которые обычны в южно-русских  печатных книгах XVII века.

  В них также, как в северно-русских  рукописях, встречаются гравированные  начальные листы (а иногда и гравированные  заглавные листы). Старшие из них  относятся к началу XVII в. и напечатаны, по-видимому, в Киеве. Их известно мало. Один гравированный начальный лист можно видеть в Печерском Патерике с южно-русским полууставом нач. XVII в.: это — небольшая гравюра  на дереве, грубой работы; она дает заставку с изображением свв. Антония и  Феодосия Печерских, в медальоне, поддерживаемом двумя ангелами. Младшие исполнены  в конце XVII в. Ряд гравированных  заглавных и начальпых листов (специально сделаннпых для Ирмолоя), плохой работы, находится в южно-русском  Ирмолое 1695 г. (Уваров.).  

  2.5 Миниатюры.

  Кроме орнамента, южно-славянские и русские  рукописи имеют миниатюры, иллюстрации  к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей (в книге Козмы Индикоплова, в  Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия  Амартола), отчасти составленные славянскими  иллюстраторами. Если не считать изображений  апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь  в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех (Евангелие 1356 г., две  Псалтыри и Хронограф Манассии); русских того же столетия не менее  пяти (Киевская Псалтырь 1397 г., Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие  Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский  Сборник, Хронограф Амартола).  

    Миниатюры в рукописях до XVI в.  занимают немного места. Обыкновенно  они находятся или на полях  (в псалтырях), или внутри текста, в связи с последним. В конце  XVI и в первой половине XVII в.  они увеличиваются на счет  текста, и в листовой рукописи  иллюстрированной Царственной книги  помещаются на большей части  страницы. Во второй половине  ХVП в. они занимают уже целую  страницу, так что относящийся  к ним текст находится уже  на соседней странице (когда рукопись  раскрыта). Любопытно сравнить два  иллюстрированных списка Жития  Николая Чудотворца, один первой  половины ХVП в., другой второй  половины того же века, вклад  царя Алексея Михайловича в  Николо-Угрешский монастырь. Они  имеют один и тот же текст,  одни и те же миниатюры, но  расположение текста и миниатюр  различно. В первом из них текст  и миниатюра к нему помещаются  на одной странице; во втором  текст находится на левой странице  раскрытой рукописи, а миниатюра  рядом на правой. Впрочем, есть  иллюстрированные рукописи конца  XVII в. со старым расположением  текста и миниатюр.

Информация о работе Древнерусский орнамент