Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения
Заставки
названных рукописей имеют
Инициалы отличаются красотой рисунка и живостью красок. Последние -разнообразны; кроме них, употребляется золото. Вобщем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое и румяное человеческое лицо.
Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят из простых плетений; работа элементарная и краскою служит лишь киноварь.
Но рядом с ними есть немногие такие, орнамент которых, кроме византийских, заключает в себе еще другие элементы. Это или перевитые ремнями чудовища, похожие то на драконов, то на грифонов, или по крайней мере головы, хвосты, лапы этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями. Назовем две датированные рукописи — Юрьевское Евангелие около 1120 г. и Добрилово Евангелие 1164 г.
Новые
элементы принадлежать чудовищному
стилю. Его мы встречаем, кроме русских
и в южно-славянских рукописях, в
орнаменте вещей датско-
2.2 Чудовищный орнамент.
Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся или чудовищные звери и птицы (по два, в симметрическом расположении), перевитые ремнями и ветвями до такой степени, что нельзя определить, где оканчивается животное и начинается ремень или ветвь, или человек, весь запутанный в плетения из ремней и ветвей
Их инициалы состоят по преимуществу из чудовищных животных, запутанных в ремни и ветви, то с листьями в пастях и на месте хвостов, то с человеческими головами в шапках переходящих в листья. Лишь немногие рукописи имеют эти буквы из человеческих фигур в странных шапках и одеждах, иногда занятых какою-либо работою, нередко также запутанных в ремни и ветви.
Краски
русских чудовищных заставок и инициалов
крайне малочисленны и просты. Обыкновенно
их бывает по две: синяя и киноварь,
зеленая и киноварь, желтая и киноварь,
желтая и зеленая; изредка художники
обходятся только киноварью и
чернилами; золото не употребляется. Кажется,
соединение синей краски и киновари
особенно часто встречается в
рукописях новгородского
Южно-славянские рукописи XII и ХШ вв. нередко имеют орнамент чудовищного стиля.
Но их заставки еще более однообразны, чем русские: в них находятся только чудовищные звери, перевитые ремнями и ветвями; но вместе с тем так похожи на русские, что видя перед собою заставки болгарской Болонской Псалтыри конца XII в. или сербского Шестоднева 1263 г., даже хороший знаток древне-русского искусства не угадает их нерусского происхождения. Впрочем, изредка встречаются заставки более подходящие для церковных книг; так, в сербском Прологе 1262 г. заставка состоит из изображения лика Спасителя на убрусе с коленопреклоненными ангелами по сторонам и херувимами, с райскими птицами над ними; подобная же заставка в сербской Минее воеводы Оливера 1332 г.
Что
до инициалов, то они вообще отличаются
от русских инициалов. Некоторые
до известной степени близки к
инициалам таких русских
Краски несколько более разнообразны, чем в русских рукописях ХШ—XIVв.; золото не употребляется.
Рядом
с орнаментом чудовищного стиля
южно-славянские рукописи XII и XIII вв. имеют
в большем или меньшем
Третьи
— также крупные буквы
Южно-славянское влияние перенесло к нам орнамент южно-славянских рукописей, и он быстро распространился у нас на счет чудовищного орнамента. Последний в первой половине XV в. уже редок, во второй почти совсем не встречается, в XVI в. вполне отсутствует (единственное исключение — своеобразный орнамент Евангелия Боголюбова монастыря 1544 г., описанный в I т. Древностей Моск. Археологич). Рукописи конца XIV в. и начала XV в. иногда соединяют старый и новый орнамент вместе. Так, Евангелие 1393 г., написанное, по-видимому, в Москве, имеет заставки в виде пересекающихся кругов, а инициалы чудовищного стиля; в Еваигелии конца XIV в.
Русские рукописи XV в. и начала XVI в. имеют, кажется, все те заставки и инициалы, которые нам известны из южно-славянских и молдавских рукописей. Заставки в виде пересекающихся кругов и черные узловатые инициалы в них очень часты; цветочные заставки и инициалы, напротив, относительно редки.
Северно-русские
рукописи XVI в. нередко снабжают цветочные
заставки сверху и с боков (а иногда
и инициалы) рядом отдельных цветочков
на стебельках или гирляндами из веточек
и цветочков. Старшая из них —
великолепное Евангелие, написанное в
Москве в 1507 г., несколько листов, которого
издано Обществом древней
2.3 Орнамент печатных книг.
Как известно, в половине XVI в. появились первые московские печатные издания. Они во всем следуют рукописям, кроме орнамента. Их заставки — гравюры на дереве, исполненные по итальянским образцам — обыкновенно состоят из белых с черными жилками довольно крупных листьев, ягод и плодов (в роде желудей) на черном фоне.
Подражания
печатным заставкам появляются, в
рукописях рано: из датированных старшая
нам известная — Устав
Краски
разнообразны и живы; золото — не
редкость. Заставки и инициалы лучших
рукописей прекрасно
В русских рукописях XVII в. орнамент XVI в. получает дальнейшее развитие с значительным разнообразием в деталях. Если мы возьмем богатые орнаментацией рукописи половины XVII в. и поздние, то увидим много нового. Мелкие цветы внутри заставок XVI в. заменены более крупными цветами, листьями, ягодами, в изящных плетениях и гирляндах, в стиле западно-европейского возрождения. Мелкие цветы сверху заставок превращены или в три букета из цветов и листьев (иногда в вазах), с более крупным букетом по середине, или в три какие-нибудь фигуры. “Цветки” при заставках переделаны в бордюр из цветов и листьев, занимающий правое поле страницы с верху до низу. В соответствие с ним под текстом помещен новый бордюр. Одни инициалы состоят из тех же элементов, которые находятся в заставках.
Инициалы
более простые, обыкновенной формы,
имеют более длинный и кудрявый
завиток, чем прежде, иногда из цветов
и листьев.
2.4 Гравюры.
Так
как работа над сложным орнаментом
была под силу лишь немногим и стоила
дорого, то в конце XVII в. в Москве
появляются гравюры на меди, разной
работы, для употребления в качестве
начальных листов в рукописях; вероятно,
они продавались по недорогой
цене. Писцу стоило только вписать
в рамку гравюры нужный текст,
чтобы орнаментированный
Если мы возьмем рукописи половины XVII в. и позднее с более простым орнаментом, то, между прочим, в них встретим подражания печатным заставкам, иногда близкие к этим последним, иногда представляющие дальнейшее их развитие (листья более крупны и сами заставки более высоки), исполненные то чернилами, то киноварью. Между черными или киноварными инициалами мы найдем такие, которых завитки тянутся длинными узорами возле текста, по левому полю страницы. Они переходят в ХVIII в. и обычны в старообрядческих поморских книгах.
Об
орнаменте тех немногих рукописей
второй половины ХVII в., которые изготовлены
или по царскому приказу, или для
поднесения царю и особам его семейства,
в виду его своеобразности и разнообразия,
мы затрудняемся говорить. Краски русского
орнамента XVII в. разнообразны и живы;
золото встречается часто. Они по
большей части сохранились
Юго-западно-русские
рукописи XVI в., вообще бедные орнаментацией
(из них датированных очень мало),
обыкновенно сохраняют
Одна южно-русская рукопись — Пересопницкое Ев. 1561 г. (написанное на Волыни) имеет особенные инициалы: они представляют подражание инициалам западно-европейских и юго-эападно-русских печатных книг (буква заключена как бы в футляр той или другой окраски). В южно-русских рукописях XVII в., вообще также 6едных орнаментациею, заставки нередко заключают в себе изображения Христа, Святых и т.п., а первые страницы представляют подражания тем рамкам с изображениями святых, которые обычны в южно-русских печатных книгах XVII века.
В
них также, как в северно-русских
рукописях, встречаются гравированные
начальные листы (а иногда и гравированные
заглавные листы). Старшие из них
относятся к началу XVII в. и напечатаны,
по-видимому, в Киеве. Их известно мало.
Один гравированный начальный лист
можно видеть в Печерском Патерике
с южно-русским полууставом
2.5 Миниатюры.
Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры, иллюстрации к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей (в книге Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия Амартола), отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех (Евангелие 1356 г., две Псалтыри и Хронограф Манассии); русских того же столетия не менее пяти (Киевская Псалтырь 1397 г., Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола).
Миниатюры в рукописях до XVI в.
занимают немного места.