Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения
До
настоящего времени у исследователей
искусства нет единого мнения
насчет происхождения орнаментального
мотива меандр (этот тип орнамента
получил свое название от извилистой
реки Меандр в Малой Азии; сейчас
эта река называется Мендерес), который
принадлежит к характерным
Заслуживает внимания и предположение палеонтолога В.И. Бибиковой. Однажды она рассматривала тонкий срез — шлиф бивня мамонта и неожиданно заметила, что пластинки дентина образуют на нем в поперечном разрезе что-то вроде меандра. То же наблюдение могли сделать и палеолитические люди, изо дня в день обрабатывающие мамонтовую кость, после чего им захотелось воспроизвести красивый естественный узор на браслете и других своих вещах.
С
течением времени развивались торговые
и политические связи между странами
и народами. Эти связи не могли
не привести к взаимному влиянию
в области культуры. Авторитет
той или иной страны, увлечение
экзотикой, притязательность новизны
часто являлись причинами появления
в традиционных орнаментах чужеземных
элементов. Так, с развитием торговых
отношений с Востоком в XI-XIII веках
на русскую землю пришли легенды о сказочной
стране Индии и ее чудесах. Людям стали
известны такие мифические существа, как
райская птица Сирин, птица с человеческим
лицом, но без ног, вынужденная все время
летать; сирены – морские существа, имеющие
голову и тело женщины, но рыбий хвост.
С далекого Востока пришли легенды об
огненной птице Феникс, возрожденной из
пепла; о единороге, считавшемся владыкой
подземного царства; о льве – царе зверей
на земле. Изображения этих существ часто
встречаются в украшениях домов и построек
Русского Севера и Поволжья и в росписях
прялок. Единоборство льва и единорога
также стало элементом орнаментального
украшения – это стоящие на задних лапах
звери, повернутые друг к другу мордами;
их передние лапы скрещены или опираются
на "древо жизни" - символ плодородия.
Постепенно невиданные легендарные существа
приняли у народных мастеров облики узнаваемых
из их собственной жизни существ. Например,
единорога изображали конем, но только
с рогом на лбу; лев стал похож на собаку
или коня; "древо жизни" постепенно
превратилось в обыкновенное дерево. Таким
образом, постепенно складывались устойчивые
(но не застывшие) формы, а вместе с ними
и принципы построения орнамента, во многом
определившие национальные художественные
традиции.
1.2
Основные этапы
развития орнамента
Орнамент
обладает такой же древностью, как
и вся художественная культура человечества.
Исследователи орнамента
В
эпоху неолита широкое
Древнейшие достоверно засвидетельствованные формы растительного орнамента встречается в Древнем Египте. Здесь были разработаны мотивы цветка и почки лотоса, видимых в профиль, а также цветка лотоса, видимого сверху (так называемая "розетта", или "розетка"). Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. В египетском искусстве были разработаны также простейшие способы связи элементов орнамента: простое повторение элементов, расположенных в ряд, или чередование в одном ряду, или же противопоставление двух рядов.
В
искусстве Древней Месопотамии
и Древней Персии был разработан
геральдический орнамент – главным
образом это были изображения
двух животных, расположенных симметрично
друг против друга. Здесь получили большое
распространение и стали
В
древнегреческом орнаменте были
восприняты и переработаны ранее
существовавшие мотивы, а вместе с
тем созданы новые элементы и
способы их объединения. Греческий
орнамент, ясность и стройность его
построения, оказал большое воздействие
на всю последующую историю
Такие формы декора были заимствованы у греков древними римлянами. Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Для древнеримского орнамента характерно широкое применение мотива пышного аканфового листа, листьев дуба, лавра, виноградной лозы, шишек пинии и целых гирлянд, перевитых лентами. В архитектурный декор нередко включаются бычьи черепа ("букрании"), связки оружия ("трофеи"), а также фантастические сочетания человеческих и животных форм с растительными мотивами. В древнеримском орнаменте возникает принципиально новое для древней культуры качество — в нем появляется "личное" взаимодействие персонажей между собой.
В орнаментике народов Западной Европы в первом тысячелетии нашей эры (у лангобардов, ирландцев, англосаксов и скандинавских) применялись главным образом исключительно сложная плетенка, а также связанный со звериным стилем звериный орнамент, в котором формы животных причудливым образом сочетались с плетенкой. В этот народный орнамент проникали мотивы античной орнаментики, а также христианские символы, изображения животных и птиц в более или менее реалистичной трактовке.
В
средние века наиболее тесные связи
с античным орнаментом обнаруживаются
в византийском искусстве, впитавшем
в себя также мотивы восточных
узоров. Большое влияние на византийскую
орнаментику оказало персидское
и арабское искусство, из которых
формально использовали орнаментальную
схему и повышенную декоративность.
В византийском декоре появились
изображения восточного мифологического
фольклора: драконы, грифоны (сочленение
льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы).
Но и здесь проявляются
Высокого расцвета достиг орнамент в средневековой Руси. Истоки его уходят в древнее искусство восточных славян, воспринявших и переработавших мотивы скифского, сарматского и других искусств. Для древнерусского орнамента характерно исключительное богатство геометрических форм, растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур. Все эти мотивы часто значительно перерабатываются, образуя сложные узоры.
В
романский период Средневековья
орнаментальное искусство представляло
собой огрубленное переплетение
античных и восточных декоративных
элементов, византийских и кельтских
декоративных мотивов, которые помогли
сложиться уникальному
Со
средневековья для грузинского
и армянского орнамента становятся
характерными растительные и геометрические
мотивы, нередко включающие в себя
изображения животных, фигур людей
(резьба по камню, миниатюра). В искусстве
народов Средней Азии получил
широкое распространение
Эпоха
Возрождения (15-16 вв.) принесла в Европу
новое мировоззрение и
Орнамент
последующих столетий и стилей в
искусстве народов Европы большей
частью пользовался ранее
Орнамент
— один из древнейших видов изобразительной
деятельности человека, в далеком
прошлом несший в себе символический
и магический смысл, знаковость, семантическую
функцию. В древнейшие времена, основанный
на неизобразительной символике, орнамент
был почти исключительно
Большое значение
в генезисе и дальнейшем развитии
орнамента имели эстетические общественные
потребности: ритмическая правильность
обобщённых мотивов была одним из
ранних способов художественного освоения
мира, помогающим осмыслить упорядоченность
и стройность действительности. Выработка
новых или же использование ранее
существовавших орнаментальных форм связаны
со всей художественной культурой данного
народа в данную эпоху. В орнаменте
наглядно сказываются особенности
художественного стиля, которые
выражаются в выборе и трактовке
орнаментальных форм, их ритме, колорите.
Каждая эпоха, каждая национальная культура
выработала свой подход к построению
орнамента – к мотивам, форме
и расположению на украшаемой поверхности.
По орнаменту можно точно
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент.
2.1 Особенности книжного орнамента.
Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент.
Это заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т. п.; более или менее украшенные, более или менее выдающиеся по величине буквы в начале текста, в начале глав, евангельских и апостольских чтений псалмов, и т. п. (или инициалы). Старшие, дошедшие до нас рукописи с богатым орнаментом, — русские: Остромирово Евангелие 1057 г., Святославов Сборник 1073 г. и Мстиславово Евангелие начала XII в. Едва ли можно сомневаться, что находящийся в них орнамент скопирован русскими художниками из древних болгарских оригиналов, и что художники работавшие над этими последними скопировали этот орнамент из каких-либо греческих книг.