Древнерусский орнамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы в том, что орнамент является основным средством художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства, его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании вопросов о древнерусском орнаменте и ознакомление с древнерусским орнаментальным искусством.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Возникновение и основные этапы развития древнерусского орнамента.........................................................................................................7
1.1 Возникновение орнамента........................................................................7
1.2 Основные этапы развития древнерусского орнамента.........................11
Глава 2. Древнерусский книжный орнамент..............................................17
2.1 Особенности книжного орнамента.........................................................17
2.2 Чудовищный орнамент............................................................................18
2.3 Орнамент печатных книг.........................................................................20
2.4 Гравюры.....................................................................................................21
2.5 Миниатюры................................................................................................22
2.6 Орнамент грамот........................................................................................23
Глава 3. Резьба по дереву................................................................................25
3.1 Геометрическая резьба..............................................................................25
3.2 Ажурная резьба..........................................................................................26
3.3 Художественная резьба.............................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список литературы..........................................................................................30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 836.80 Кб (Скачать)

     До  настоящего времени у исследователей искусства нет единого мнения насчет происхождения орнаментального  мотива меандр (этот тип орнамента  получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес), который  принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также  Мексики, Перу и других народов. Он встречается  как в самых простых, так и  в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах. Один из крупнейших исследователей древней культуры А. Формозов считает, что меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары  переняли у ткачей, а те лишь скопировали  рисунок из нитей, получавшийся у  них непроизвольно при изготовлении одежды. У палеолитических охотников  Восточной Европы, не знакомых с  ткачеством, меандр появился скорее всего, в результате усложнения зигзагов, нередко выгравированных на их костяных предметах.

     Заслуживает внимания и предположение палеонтолога В.И. Бибиковой. Однажды она рассматривала  тонкий срез — шлиф бивня мамонта  и неожиданно заметила, что пластинки  дентина образуют на нем в поперечном разрезе что-то вроде меандра. То же наблюдение могли сделать и  палеолитические люди, изо дня  в день обрабатывающие мамонтовую кость, после чего им захотелось воспроизвести красивый естественный узор на браслете и других своих вещах.

     С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. Эти связи не могли  не привести к взаимному влиянию  в области культуры. Авторитет  той или иной страны, увлечение  экзотикой, притязательность новизны  часто являлись причинами появления  в традиционных орнаментах чужеземных элементов. Так, с развитием торговых отношений с Востоком в XI-XIII веках на русскую землю пришли легенды о сказочной стране Индии и ее чудесах. Людям стали известны такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная все время летать; сирены – морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост. С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс, возрожденной из пепла; о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве – царе зверей на земле. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения – это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на "древо жизни" - символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; "древо жизни" постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом, постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции. 
 

     1.2 Основные этапы  развития орнамента 

     Орнамент  обладает такой же древностью, как  и вся художественная культура человечества. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую  эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Так, на палеолитических гарпунах, наконечниках для копий встречаются украшения  в виде ленты, окружающей их основание. Вероятно, такое украшение изображало ремни, укреплявшие наконечник на древке и имело символическое или  магическое значение, определяя и  как бы санкционируя употребление вещи.

     В эпоху неолита широкое распространение  получил геометрический орнамент, состоящий  из волнообразных линий, зигзагов, крестов, кругов, спиралей, ломаных прямых линий (меандр), неоднократное повторение которых давало возможность заполнить  узором большую поверхность. В это  время широко использовались для украшения зигзаги, штрихи, полоски, "елочный" орнамент, плетеночный ("веревочный") узор.

     Древнейшие  достоверно засвидетельствованные  формы растительного орнамента  встречается в Древнем Египте. Здесь были разработаны мотивы цветка и почки лотоса, видимых в профиль, а также цветка лотоса, видимого сверху (так называемая "розетта", или "розетка"). Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. В египетском искусстве были разработаны также простейшие способы связи элементов орнамента: простое повторение элементов, расположенных в ряд, или чередование в одном ряду, или же противопоставление двух рядов.

     В искусстве Древней Месопотамии  и Древней Персии был разработан геральдический орнамент – главным  образом это были изображения  двух животных, расположенных симметрично  друг против друга. Здесь получили большое  распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы ("птичий" орнамент), так как Двуречье было богато дичью; был создан особый вид  орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. Наряду с геральдическими, получили распространение и эмблематические  композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими  головами (шеду), лошадей. Часто эти  мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших  элементов искусства Востока. В  персидском декоре преобладали разнообразные  растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность.

     В древнегреческом орнаменте были восприняты и переработаны ранее  существовавшие мотивы, а вместе с  тем созданы новые элементы и  способы их объединения. Греческий  орнамент, ясность и стройность его  построения, оказал большое воздействие  на всю последующую историю декора. Именно в греческой интерпретации  получили сааме широкое распространение  геометрический орнамент (прямолинейный  меандр, "набегающая волна", спираль, зигзаг и др.) и элементы стилизованного растительного орнамента (розетка, цветок лотоса, лист плюща, разные виды пальметт). Были разработаны способы их объединения посредством волнистой линии с отходящими в разные стороны ответвлениями, а также посредством мотива растительного усика, позволившего заполнять узором любую поверхность, даже неправильной формы (например, на вазах).

     Такие формы декора были заимствованы у  греков древними римлянами. Переняв  у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. Для древнеримского орнамента характерно широкое применение мотива пышного аканфового листа, листьев дуба, лавра, виноградной лозы, шишек пинии и целых гирлянд, перевитых лентами. В архитектурный декор нередко включаются бычьи черепа ("букрании"), связки оружия ("трофеи"), а также фантастические сочетания человеческих и животных форм с растительными мотивами. В древнеримском орнаменте возникает принципиально новое для древней культуры качество — в нем появляется "личное" взаимодействие персонажей между собой.

     В орнаментике народов Западной Европы в первом тысячелетии нашей эры (у лангобардов, ирландцев, англосаксов  и скандинавских) применялись главным  образом исключительно сложная  плетенка, а также связанный со звериным стилем звериный орнамент, в  котором формы животных причудливым  образом сочетались с плетенкой. В этот народный орнамент проникали  мотивы античной орнаментики, а также  христианские символы, изображения  животных и птиц в более или  менее реалистичной трактовке.

     В средние века наиболее тесные связи  с античным орнаментом обнаруживаются в византийском искусстве, впитавшем  в себя также мотивы восточных  узоров. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых  формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились  изображения восточного мифологического  фольклора: драконы, грифоны (сочленение льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы). Но и здесь проявляются характерные  черты декора этого времени: стремление к сложности узоров, использование  монограммы с именем Христа, включение  в узор получивших символическое  значение птиц и животных (голубь, рыба, барашек, павлин и др.).

     Высокого  расцвета достиг орнамент в средневековой  Руси. Истоки его уходят в древнее  искусство восточных славян, воспринявших и переработавших мотивы скифского, сарматского и других искусств. Для  древнерусского орнамента характерно исключительное богатство геометрических форм, растительных мотивов, а также  изображений птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур. Все  эти мотивы часто значительно  перерабатываются, образуя сложные узоры.

     В романский период Средневековья  орнаментальное искусство представляло собой огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских  декоративных мотивов, которые помогли  сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги и т. д., они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

     Со  средневековья для грузинского  и армянского орнамента становятся характерными растительные и геометрические мотивы, нередко включающие в себя изображения животных, фигур людей (резьба по камню, миниатюра). В искусстве  народов Средней Азии получил  широкое распространение сложный  орнамент, основанный на переплетении геометрических и геометризированных растительных форм и сочетающийся с  надписями (облицовка зданий, резьба по гипсу, керамика, ткани). Орнамент такого же типа – сложный, часто многоцветный развился в странах арабской культуры (отсюда и его название – арабески). Для иранского орнамента средних  веков характерны растительные формы, в которые включаются сцены охоты, борьбы зверей (ковры, ткани и др.).

     Эпоха Возрождения (15-16 вв.) принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной  ценностью. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. Тем не менее, они находились под сильным  влиянием изобразительного искусства. Орнамент этой эпохи строится на переработке  форм западноевропейской средневековой  орнаментики, арабесок и многих форм античного декора (гротесков). Всем этим формам в эпоху Возрождения  была придана ясность и логичность построения и разработаны такие  способы их применения, которые подчеркивали конструктивные и тектонические  особенности украшаемого предмета. В эпоху Ренессанса (во второй половине XV в.) в связи с развитием гравировального  искусства появляется орнаментальная гравюра, ставшая своеобразным пособием для художников. Гравюрные серии  назывались: "Изображения масок  разных фасонов, очень полезные для  живописцев, ювелиров, камнерезов, стеклодувов  и скульпторов", "Различные  орнаменты, пригодные для архитектуры, живописи, столярного и слесарного ремесел и других искусств", "Многочисленные идеи, полезные архитекторам, живописцам, скульпторам, садовникам и прочим".

     Орнамент  последующих столетий и стилей в  искусстве народов Европы большей  частью пользовался ранее разработанными формами, придавая им новое художественное значение путем внесения нового ритма, характера трактовки, выбора и подчеркивания  тех или иных мотивов.

     Орнамент  — один из древнейших видов изобразительной  деятельности человека, в далеком  прошлом несший в себе символический  и магический смысл, знаковость, семантическую  функцию. В древнейшие времена, основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Декоративное начало в орнаменте нередко сочеталось, особенно на ранних этапах истории культуры, со смысловым, так как древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность.

Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность  и стройность действительности. Выработка  новых или же использование ранее  существовавших орнаментальных форм связаны  со всей художественной культурой данного  народа в данную эпоху. В орнаменте  наглядно сказываются особенности  художественного стиля, которые  выражаются в выборе и трактовке  орнаментальных форм, их ритме, колорите. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свой подход к построению орнамента – к мотивам, форме  и расположению на украшаемой поверхности. По орнаменту можно точно определить, к какому времени и к какому народу относится то или иное произведение искусства 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Древнерусский  книжный орнамент.

2.1 Особенности книжного орнамента.

  Южно-славянские и русские книги, за очень редкими  исключениями, имеют орнамент.

  Это  заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т. п.;  более или менее украшенные, более или менее выдающиеся по величине буквы в начале текста, в начале глав, евангельских и апостольских чтений псалмов, и т. п. (или инициалы). Старшие, дошедшие до нас рукописи с богатым орнаментом, — русские: Остромирово Евангелие 1057 г., Святославов Сборник 1073 г. и Мстиславово Евангелие начала XII в. Едва ли можно сомневаться, что находящийся в них орнамент скопирован русскими художниками из древних болгарских оригиналов, и что художники работавшие над этими последними скопировали этот орнамент из каких-либо греческих книг.

Информация о работе Древнерусский орнамент