Язычество народов урало поволжья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат

Краткое описание

Язычество (от ст. слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии. А так же любые философии и верования, предшествующие христианству.

Файлы: 1 файл

язычество.docx

— 49.62 Кб (Скачать)

 

    Язычество (от ст. слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии. А так же любые философии и верования, предшествующие христианству.

 Мордовское язычество 

Мордовское язычество  не успело сделать законченного перехода от матрической культуры к патриархату. Этот процесс остановило христианство, так, что в Мордовии сегодня мы имеем образец языческой религии  матрической эпохи.

Деревья – место обитания и рождения божеств. Мордовские боги, как и народ мордовский, любят деревья и часто выбирают их в качестве своего жилья. Именно с высокого дуба, растущего на широком поле, на большом бугре, как повествует мордовский миф, они раздают людям не что-нибудь, а счастье. И, подобно богам, мордовские жрецы во время молений взбираются на деревья, отвечая с них на запросы молящихся.

Равновесие мира, гармонию между землёй и небом  в мордовских мифах представляет «дерево жизни», в качестве которого выступает дуб, берёза или яблоня. «…Дерево хорошее – яблоня, дерево славное – яблоня, по всей земле  она пустила корни, по всему небу раскинула ветви, заслонила ими  ясно солнышко, листьями закрыла светлую  луну», - поётся в песне.

В конце июня был большой жертвенный день, когда  молились главному верховному богу Верьдье  Шкаю (фактически Роду). Ему молились и жертвовали в первый день быка, во второй день корову, на третий жертвовали и пили пиво. Был луговой молебен  перед покосом. Молебен перед  прополкой огорода. Молебен на меже об урожае. Молебен о дожде к  мордовскому Перуну - божеству грома  Пурьчине-пазу. К августу (на Илью) - ему же молебен о хорошей погоде.

Приведем текст  моления о дожде, направленного  к Пурьчине-пазу. Это дословный  перевод с мордовского.

"Пурьчине-паз.  На трех огненных лошадях ты  катишься по небу, молния высекается  твоими колесами, в левой руке  у тебя гром, в правой руке - дождь. Гром ты высекаешь, дождь  льешь на землю-матушку, увлажняешь, посеянный хлеб растишь, голодные  животы кормишь. Одной думой  надумали, одними словами говорили, в одно место собрались, в  это место пришли молиться-кланяться.  Молимся тебе, обращаемся к тебе, курочку тебе зарезали, поклоны  тебе отдаем. Поклоны наши заметь, молитвы наши услышь, курочку  возьми, что просим - дай. Дай на  пашни, на наши хлеба спокойного  хорошего дождичка, делающего добро.  Не пускай на землю сильной  дурной грозы, творящей зло,  ломающей посеянный хлеб, прибивающий  его к черной земле. Пурчине-паз,  кормилец, не оставь нас голодными,  не заставляй нас плакать, пожалей  стариков, из сил-слов выходящих,  пожалей вверх растущих, в силы-слова  входящих. Принесенное возьми, чего  просим - дай!"

Такова молитва  земледельцев божеству. Пурчине-паз  слыл мстительным богом, у него много  камней, он кидает их в тех, кто его  прогневал, может сжечь дом. Он наказывает, если по весне выгнать в поле скотину  раньше положенного срока (раньше Юрия). Древние мордовские князья были его сыновьями.

Есть так же божество великозмей - Инекуй, бог хитрости и зла. 
Таков культ мужских божеств в мордовском язычестве. Помимо самостоятельного верховного бога, божества солнечного коня и бога грозы, есть еще много других мужских богов, например, леший Вирь-паз, все активные функции которого выполняла мать леса или хозяйка леса или лесная женщина Вирь-ава. Она черноволосая, голая, высокая, тонкая, волосы длинные и не чесанные. Громко смеется, груди закидывает через плечи. Она доброжелательна, но редко показывается. Если человек заблудился, надо попросить: "Вирь-ава, кормилица, покажи дорогу". На русском севере полно охотничьих легенд о том, как охотник сожительствовал с такой Вирь-авой, а когда покидал ее, то она разрывала родившегося у них ребенка, и более удачи охотнику не было.

Мордва - финское  племя. Появившаяся в результате миграции славян Залеская Русь, отделила мордовские племена от других финских  племен, оставшихся севернее. Поэтому, совершенно естественно, что мировоззрение  охотников на Русском Севере и  в Мордовии могут совпадать. Вообще все русские из Залеской Руси (Москва-Владимир-Ярославль) примерно на треть потомки фино-угров  из племен Веси и Мери, смешавшихся  со славянским населением. Именно поэтому  для нас оказывается родственным  финское, в частности мордовское язычество.

 Верховной  матерью богов является богиня-роженица  Ангенятай. Ее дети - четверо богов  и четыре богини. Она богиня  любви и брака, здоровья рожениц.  На земле она появляется в  образе птицы или старухи. На  небе у нее дом с семенами  жизни. При сотворении мира  от всех самок потребовала  она нести плоды, и лишь курица  согласилась. Она покровительствует  березе, и она мыслится как  мировое дерево. 
Общим свойством богинь матриархата является некоторое безразличие к человеку. Они существуют без каких-то стремлений или борьбы, просто живут как духовные сущности стихий. Существует предание о происхождении трех сестёр – богинь – Норов – авы, Варма – авы и Вирь – авы.

В центре земли  росла необычайная берёза: три  ветви составляли её крону, три разветвления корневище. Своими зелёными ветвями  она закрывала даже солнце. Не было на свете никого, кто-бы не видел  и слышал про неё, но однажды большая  птица – посланница бога – нашла  её и свила в её кроне гнездо. Она снесла три яйца и высидела их. Из первого вышла богиня плодородия – Норов - ава, из второго богиня ветра - Варма – ава, из третьего богиня леса - Вирь-ава.

  Мордва считала, Что Вирь–ава могла помочь человеку, но могла и погубить его. А все потому, что этот народ исстари был земледельческим, но проживал в лесной местности. На протяжении многих веков ему приходилось вести борьбу с лесом, вырубая и поджигая его, приспосабливая под пашни, таким образам отбирая у Вирь–авы дом.

Постепенно люди стали  меньше бояться Вирь–авы, начали придумывать  различные средства и приёмы, чтобы  обмануть её. Можно, например, повернуться  лицом в ту сторону, откуда раздаётся  её смех или появляется она сама, и уходит, пятясь. Тогда она пойдёт по следам и не сможет найти человека.

Вирь – ава бывает и  доброй. Отправляясь в лес, женщины– мордовки просят её, чтобы показала, где больше ягод, грибов. Потеряется человек в лесу– обращаются к  Вирь–аве, чтобы не дала пропасть. Если человек в лесу заболеет, то идет обратно в лес молится  Вир-аве на то место, где заболел, несёт ей проса, соли и хлеба. Кто упадёт в лесу– молиться Вирь-аве. Смилостивится богиня– поможет заблудившемуся, вылечит заболевшего. Как видим, деревья в жизни мордовского народа играли исключительно важную роль и выполняли роль моста между людьми и божествами.

Вода и сама водяная  женщина Ведь-ава, которая есть в  каждом водоеме, не тождественны друг другу. Но все, что случается с  человеком через воду - дурное и  хорошее - все связанно с этой женщиной. Вне своей стихии она совершенно безобидна. Так, мальчик увидел Ведь-аву, сидящую на берегу и расчесывающую  свои длинные белые волосы. Он начал  кидать в нее камнями, и она ушла в воду.

Есть очевидцы, которые  видели Ведь-аву (Ведяву) в реке Мокше. С ней живет седобородый Ведь-ата (водяной). Они живут в глубине  и тянут к себе людей сколько  захотят. Чтобы никто не утонул - надо от них откупиться, бросить  им денег 5 или 10 копеек, пшена, хлеба, да хмеля для медового вина. Они вину очень рады. 
Ведява, как и другие богини, может наслать болезнь. Что Ведява дала, то она только и снять может. Поэтому ведьмы обращаются к ней с просьбой принять дар и исцелить человека. Воде говорится в связи с этим просьба, в нее бросаются дары, ей возвращают снятую посредством воды болезнь.

"Ведява-матушка. Точно  серебро выходишь, точно золото  катишься, все моешь, вытираешь,  во всяком месте нужна. На  это место пришли, руки вымыли, белым платком вытерли. Белыми  хорошими руками, в приподнятом  хорошем настроении курочку принесли, перед тобой поставили, твое  имя вспоминаем, моление наше  посмотри, курочку возьми, слова  услышь, что просим - дай, от чего  боимся - убереги. Кто к тебе  попадет, нехорошо о тебе подумает, пусть не заболеет, не отбирай  у него здоровье. Кто тебе кланяется,  кто тебя умоляет, того прости-умилостиви, возьми болезнь его, отдай его  здоровье". После это ведающая  бабуля идет к воде и бросает  в нее дары.

Так же можно говорить с  родниковой водой, если зачерпнуть ее в ковшик. Если кто болен, то ее можно  попросить - пусть вылечит. И дать выпить. Вода так же способствует любви  и рождению детей. По этой причине  в нее бросали платки, кольца, серьги. Так что у воды можно  просить прощения и исцеления. Если болезнь от воды, то она пройдет. Бездетные женщины обращались к Ведь-аве с просьбами о рождении детей, устраивая в связи с этим особое моление «ведь озкс». Для этого брали живого петуха и шли с ним в полночь на реку. После поклонов Ведь-аве бросали его в воду, прося при этом, чтобы Ведь-ава послала бездетной женщине «чадородие». Молились о подании им детей перед Ведь-авой молодожены.                                             

Другая богиня Варка-ава, мать ветра. Опасна вместе с Тол-авой, матерью огня. К ней обращаются: "Варка-баба, надуй спокойный ветерок, вытащи туманное облачко, сделай спокойный  дождичек, вымой, вытри глупую скотину, облегчи их души". Это заговор  на благополучие скота. Оказывается, у  скотины есть своя душа.

Варка-ава, она же Варма-ава, разносит болезни, посланные на людей  в наказание различными божествами. Поэтому, она так же является богиней, к которой обращаются мордовские ведьмы, знахарки, целительницы, бабушки - их можно называть как угодно, от этого суть их языческого сословия не меняется. К матери ветра обращались так: 
"Варма-ава, Варка-баба издалека дуешь, по свету проходишь, обо всех делах света знаешь; знаешь откуда пришла болезнь, как (имя человека) заболел, Эй, Варка-ава, ты надула, эй ты принесла, эй из оврага, эй из долины, эй из леса от Вирь-авы, серебробородого Ведь-ата, или от матери-сыра земли, от Мода-авы, или от сора, злого умысла. Прости Варка-ава, Варка-баба, сын ветра Агей, может он тебя обругал, может нехорошими словами назвал, прости от всех скорбей, от всех болезней". При этом что-то бросалось на ветер ему в дар. Очень важно, что в заговорах перед именем человека нет определения раб или раб божий. Надо понимать, что на ветер так же наговаривались и слова дурные, людям вредные. Но как это делалось - оказалось никем не записанным. Злые ведьмы меньше болтают. 
К Варка-аве обращались мельники и крестьяне во время просева зерна. В безветренные дни (точно как и в Белоруссии до сего дня) ей свистели и просили надуть ветер.

Тол-ава была покровительницей не только огня дикого, но и огня печного. Например, к ней обращались по случаю выпечки пирогов. "Богиня печи, матушка! Владыка печи серебряная! Спасибо  тебе спасибо. Спасибо, что хорошо испекла, спасибо, что хорошо сготовила. Очень  хорошо их испекла, очень хорошо сделала: не сожгла их верха, не обуглила их низа".

Так же были свои богини во всех частях дома и двора. Роль нашего домового в Мордовии выполняла Кудьява, но сейчас мордовские ведьмы уже говорят  о домовом, а эту хозяйку не поминают. Любопытно, что одна современная  мордовская ведьма говорит по внешнему виду человека - есть ли у него домовой. У бестолковых, неорганизованных людей  домового не оказывается.

Кудьяве принадлежит надземная  часть дома, но не подземелье. Вот  обращение молодой жены в новом  доме к хранительнице погреба  Бохарям-аве. "Бохарям-азор-ава! Я  вам жертвую хлеб, соль, холст, и  деньги. Будьте ко мне милостивы! Дайте  мне в моей супружеской жизни  счастья, пищу и здоровье. Защитите меня от несчастий, когда я буду спускаться в подполье".

Во всяком месте Природы  мордва обнаруживала свою Аву. Но Авы  имели иерархию. Так, после верховной  матери-богини, старшей была Чи-ава - мать Солнца, которой перед севом  жертвовали овец и гусей. И Ков-ава - богиня Луны, или Месяц, который  оказывается женского рода. Увидев новый Месяц, кланялись и просили, чтобы он дал людям на время  своего срока счастье и здоровье. "Здорово, Новый Месяц, матушка, тебе светлый день, мне здоровья".

Наконец, кратко скажем о  ритуале похорон и поминании  покойников. Этнографы традиционно  полагают, что в этой сфере язычество  держится дольше всего. 
Душа умершего порхает зеленой бабочкой. Она не знает дороги в царство мертвых. Ее должна туда проводить или женщина могил Калмо-ава, или ее муж. Понимается, что загробный мир находится под землей на востоке. Понятий об аде или рае не было, и этим угро-фины отличаются от славян, которые с глубокой древности имели представления о пекле и небесных кущах.

При выносе тела в гробу  говорилось "Сам иди, нас пожалей, посылай нам здоровья и счастья, оставь нас жить столько, сколько  сам жил".

В гроб с покойником клали  не законченное им дело, например, не доплетенные лапти. В глубокой древности  хоронили на лесных полянах, на деревьях, устанавливая гробы на разветвлениях  дерева. К хозяйке или хозяину  могил обращались: "Калмонь - паз, собери мою мать, возьми правой рукой, поставь возле себя с правого  бока, покажи те тропы, где люди не ходят, где птицы не летают, там ходят  лишь следов от ног не оставляющие, зеленой бабочкой порхающие". Позднее  стали хоронить на горах, в отдаленных местах, которые называются мар. Там  располагались родовые захоронения. Там сено не косили, ягоды не собирали, деревья не рубили, а только молились при березах. Пищу предкам клали  в яму. "Пусть горит огонь  за вашими спинами". Раз в пятьдесят  лет устраивали большие моления - поминание поколения.

Информация о работе Язычество народов урало поволжья