Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат
Язычество (от ст. слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии. А так же любые философии и верования, предшествующие христианству.
Язычество (от ст. слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии. А так же любые философии и верования, предшествующие христианству.
Мордовское язычество
Мордовское язычество
не успело сделать законченного перехода
от матрической культуры к патриархату.
Этот процесс остановило христианство,
так, что в Мордовии сегодня мы
имеем образец языческой
Деревья – место обитания и рождения божеств. Мордовские боги, как и народ мордовский, любят деревья и часто выбирают их в качестве своего жилья. Именно с высокого дуба, растущего на широком поле, на большом бугре, как повествует мордовский миф, они раздают людям не что-нибудь, а счастье. И, подобно богам, мордовские жрецы во время молений взбираются на деревья, отвечая с них на запросы молящихся.
Равновесие мира, гармонию между землёй и небом в мордовских мифах представляет «дерево жизни», в качестве которого выступает дуб, берёза или яблоня. «…Дерево хорошее – яблоня, дерево славное – яблоня, по всей земле она пустила корни, по всему небу раскинула ветви, заслонила ими ясно солнышко, листьями закрыла светлую луну», - поётся в песне.
В конце июня был большой жертвенный день, когда молились главному верховному богу Верьдье Шкаю (фактически Роду). Ему молились и жертвовали в первый день быка, во второй день корову, на третий жертвовали и пили пиво. Был луговой молебен перед покосом. Молебен перед прополкой огорода. Молебен на меже об урожае. Молебен о дожде к мордовскому Перуну - божеству грома Пурьчине-пазу. К августу (на Илью) - ему же молебен о хорошей погоде.
Приведем текст моления о дожде, направленного к Пурьчине-пазу. Это дословный перевод с мордовского.
"Пурьчине-паз.
На трех огненных лошадях ты
катишься по небу, молния высекается
твоими колесами, в левой руке
у тебя гром, в правой руке -
дождь. Гром ты высекаешь,
Такова молитва земледельцев божеству. Пурчине-паз слыл мстительным богом, у него много камней, он кидает их в тех, кто его прогневал, может сжечь дом. Он наказывает, если по весне выгнать в поле скотину раньше положенного срока (раньше Юрия). Древние мордовские князья были его сыновьями.
Есть так же
божество великозмей - Инекуй, бог хитрости
и зла.
Таков культ мужских божеств в мордовском
язычестве. Помимо самостоятельного верховного
бога, божества солнечного коня и бога
грозы, есть еще много других мужских богов,
например, леший Вирь-паз, все активные
функции которого выполняла мать леса
или хозяйка леса или лесная женщина Вирь-ава.
Она черноволосая, голая, высокая, тонкая,
волосы длинные и не чесанные. Громко смеется,
груди закидывает через плечи. Она доброжелательна,
но редко показывается. Если человек заблудился,
надо попросить: "Вирь-ава, кормилица,
покажи дорогу". На русском севере полно
охотничьих легенд о том, как охотник сожительствовал
с такой Вирь-авой, а когда покидал ее,
то она разрывала родившегося у них ребенка,
и более удачи охотнику не было.
Мордва - финское
племя. Появившаяся в результате
миграции славян Залеская Русь, отделила
мордовские племена от других финских
племен, оставшихся севернее. Поэтому,
совершенно естественно, что мировоззрение
охотников на Русском Севере и
в Мордовии могут совпадать. Вообще
все русские из Залеской Руси (Москва-Владимир-Ярославль)
примерно на треть потомки фино-угров
из племен Веси и Мери, смешавшихся
со славянским населением. Именно поэтому
для нас оказывается
Верховной
матерью богов является богиня-
Общим свойством богинь матриархата является
некоторое безразличие к человеку. Они
существуют без каких-то стремлений или
борьбы, просто живут как духовные сущности
стихий. Существует предание о происхождении
трех сестёр – богинь – Норов – авы, Варма
– авы и Вирь – авы.
В центре земли росла необычайная берёза: три ветви составляли её крону, три разветвления корневище. Своими зелёными ветвями она закрывала даже солнце. Не было на свете никого, кто-бы не видел и слышал про неё, но однажды большая птица – посланница бога – нашла её и свила в её кроне гнездо. Она снесла три яйца и высидела их. Из первого вышла богиня плодородия – Норов - ава, из второго богиня ветра - Варма – ава, из третьего богиня леса - Вирь-ава.
Мордва считала, Что Вирь–ава могла помочь человеку, но могла и погубить его. А все потому, что этот народ исстари был земледельческим, но проживал в лесной местности. На протяжении многих веков ему приходилось вести борьбу с лесом, вырубая и поджигая его, приспосабливая под пашни, таким образам отбирая у Вирь–авы дом.
Постепенно люди стали меньше бояться Вирь–авы, начали придумывать различные средства и приёмы, чтобы обмануть её. Можно, например, повернуться лицом в ту сторону, откуда раздаётся её смех или появляется она сама, и уходит, пятясь. Тогда она пойдёт по следам и не сможет найти человека.
Вирь – ава бывает и доброй. Отправляясь в лес, женщины– мордовки просят её, чтобы показала, где больше ягод, грибов. Потеряется человек в лесу– обращаются к Вирь–аве, чтобы не дала пропасть. Если человек в лесу заболеет, то идет обратно в лес молится Вир-аве на то место, где заболел, несёт ей проса, соли и хлеба. Кто упадёт в лесу– молиться Вирь-аве. Смилостивится богиня– поможет заблудившемуся, вылечит заболевшего. Как видим, деревья в жизни мордовского народа играли исключительно важную роль и выполняли роль моста между людьми и божествами.
Вода и сама водяная женщина Ведь-ава, которая есть в каждом водоеме, не тождественны друг другу. Но все, что случается с человеком через воду - дурное и хорошее - все связанно с этой женщиной. Вне своей стихии она совершенно безобидна. Так, мальчик увидел Ведь-аву, сидящую на берегу и расчесывающую свои длинные белые волосы. Он начал кидать в нее камнями, и она ушла в воду.
Есть очевидцы, которые
видели Ведь-аву (Ведяву) в реке Мокше.
С ней живет седобородый Ведь-
Ведява, как и другие богини, может наслать
болезнь. Что Ведява дала, то она только
и снять может. Поэтому ведьмы обращаются
к ней с просьбой принять дар и исцелить
человека. Воде говорится в связи с этим
просьба, в нее бросаются дары, ей возвращают
снятую посредством воды болезнь.
"Ведява-матушка. Точно
серебро выходишь, точно золото
катишься, все моешь, вытираешь,
во всяком месте нужна. На
это место пришли, руки вымыли,
белым платком вытерли. Белыми
хорошими руками, в приподнятом
хорошем настроении курочку
Так же можно говорить с
родниковой водой, если зачерпнуть ее
в ковшик. Если кто болен, то ее можно
попросить - пусть вылечит. И дать
выпить. Вода так же способствует любви
и рождению детей. По этой причине
в нее бросали платки, кольца,
серьги. Так что у воды можно
просить прощения и исцеления. Если
болезнь от воды, то она пройдет.
Бездетные женщины обращались к Ведь-аве
с просьбами о рождении детей, устраивая
в связи с этим особое моление «ведь озкс».
Для этого брали живого петуха и шли с
ним в полночь на реку. После поклонов
Ведь-аве бросали его в воду, прося при
этом, чтобы Ведь-ава послала бездетной
женщине «чадородие». Молились о подании
им детей перед Ведь-авой молодожены.
Другая богиня Варка-ава, мать ветра. Опасна вместе с Тол-авой, матерью огня. К ней обращаются: "Варка-баба, надуй спокойный ветерок, вытащи туманное облачко, сделай спокойный дождичек, вымой, вытри глупую скотину, облегчи их души". Это заговор на благополучие скота. Оказывается, у скотины есть своя душа.
Варка-ава, она же Варма-ава,
разносит болезни, посланные на людей
в наказание различными божествами.
Поэтому, она так же является богиней,
к которой обращаются мордовские
ведьмы, знахарки, целительницы, бабушки
- их можно называть как угодно, от
этого суть их языческого сословия
не меняется. К матери ветра обращались
так:
"Варма-ава, Варка-баба издалека дуешь,
по свету проходишь, обо всех делах света
знаешь; знаешь откуда пришла болезнь,
как (имя человека) заболел, Эй, Варка-ава,
ты надула, эй ты принесла, эй из оврага,
эй из долины, эй из леса от Вирь-авы, серебробородого
Ведь-ата, или от матери-сыра земли, от
Мода-авы, или от сора, злого умысла. Прости
Варка-ава, Варка-баба, сын ветра Агей,
может он тебя обругал, может нехорошими
словами назвал, прости от всех скорбей,
от всех болезней". При этом что-то бросалось
на ветер ему в дар. Очень важно, что в заговорах
перед именем человека нет определения
раб или раб божий. Надо понимать, что на
ветер так же наговаривались и слова дурные,
людям вредные. Но как это делалось - оказалось
никем не записанным. Злые ведьмы меньше
болтают.
К Варка-аве обращались мельники и крестьяне
во время просева зерна. В безветренные
дни (точно как и в Белоруссии до сего дня)
ей свистели и просили надуть ветер.
Тол-ава была покровительницей не только огня дикого, но и огня печного. Например, к ней обращались по случаю выпечки пирогов. "Богиня печи, матушка! Владыка печи серебряная! Спасибо тебе спасибо. Спасибо, что хорошо испекла, спасибо, что хорошо сготовила. Очень хорошо их испекла, очень хорошо сделала: не сожгла их верха, не обуглила их низа".
Так же были свои богини во всех частях дома и двора. Роль нашего домового в Мордовии выполняла Кудьява, но сейчас мордовские ведьмы уже говорят о домовом, а эту хозяйку не поминают. Любопытно, что одна современная мордовская ведьма говорит по внешнему виду человека - есть ли у него домовой. У бестолковых, неорганизованных людей домового не оказывается.
Кудьяве принадлежит надземная часть дома, но не подземелье. Вот обращение молодой жены в новом доме к хранительнице погреба Бохарям-аве. "Бохарям-азор-ава! Я вам жертвую хлеб, соль, холст, и деньги. Будьте ко мне милостивы! Дайте мне в моей супружеской жизни счастья, пищу и здоровье. Защитите меня от несчастий, когда я буду спускаться в подполье".
Во всяком месте Природы мордва обнаруживала свою Аву. Но Авы имели иерархию. Так, после верховной матери-богини, старшей была Чи-ава - мать Солнца, которой перед севом жертвовали овец и гусей. И Ков-ава - богиня Луны, или Месяц, который оказывается женского рода. Увидев новый Месяц, кланялись и просили, чтобы он дал людям на время своего срока счастье и здоровье. "Здорово, Новый Месяц, матушка, тебе светлый день, мне здоровья".
Наконец, кратко скажем о
ритуале похорон и поминании
покойников. Этнографы традиционно
полагают, что в этой сфере язычество
держится дольше всего.
Душа умершего порхает зеленой бабочкой.
Она не знает дороги в царство мертвых.
Ее должна туда проводить или женщина
могил Калмо-ава, или ее муж. Понимается,
что загробный мир находится под землей
на востоке. Понятий об аде или рае не было,
и этим угро-фины отличаются от славян,
которые с глубокой древности имели представления
о пекле и небесных кущах.
При выносе тела в гробу говорилось "Сам иди, нас пожалей, посылай нам здоровья и счастья, оставь нас жить столько, сколько сам жил".
В гроб с покойником клали
не законченное им дело, например, не
доплетенные лапти. В глубокой древности
хоронили на лесных полянах, на деревьях,
устанавливая гробы на разветвлениях
дерева. К хозяйке или хозяину
могил обращались: "Калмонь - паз,
собери мою мать, возьми правой рукой,
поставь возле себя с правого
бока, покажи те тропы, где люди не ходят,
где птицы не летают, там ходят
лишь следов от ног не оставляющие,
зеленой бабочкой порхающие". Позднее
стали хоронить на горах, в отдаленных
местах, которые называются мар. Там
располагались родовые