Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат
Язычество (от ст. слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии. А так же любые философии и верования, предшествующие христианству.
На поминках умершего представлял Вастозай - его друг или родственник, который как-то его напоминал. За ним шествуют на могилу, ставят трапезу, ложатся поперек насыпи и выкрикивают умершего. На первый или второй призыв он является. Все с криком бросаются к нему, облачают в принесенные одежды, ведут домой под руки, где он присутствует на трапезе.
Марийское язычество
Собственно марийцы, или
в устарелом наименовании черемисы,
— это два очень близких
финно-угорских народа, несколько разнящихся
языком, культурой, но главное —
религиозной
Вся остальная, большая часть республики населена луговыми марийцами, о которых по преимуществу мы и поведем речь. Луговые марийцы — язычники. В Марий Эл, согласно последним опросам марийских социологов, 5–7% "чистых" язычников, 60% "двоеверов" (это самоназвание: двоеверы ходят в церковь и в священные рощи, считая, что по-разному поклоняются одному Богу) и только 30% православных, в основном русских. 200 000 марийцев диаспоры — в Башкирии, Татарии, на Урале — преимущественно потомки беженцев от христианизации. Среди них до 90% "чистых" язычников.
Всенародные моления, собиравшие всех картов (жрецов) и десятки тысяч паломников, продолжались до 1887 г., когда властям удалось погасить массовые формы проявления язычества. Эти мировые моления проходили на могиле легендарного князя Чимбулата (XI в.), почитаемого героя, защитника народа, былинного богатыря. В 1830-е гг. могила была взорвана, но мировые моления продолжались некоторое время в других местах.
Прекращением мировых молений правительство нанесло сильный удар по марийскому язычеству, поскольку оно цементировалось не иерархическими структурами, но строго установленным кругом общественных молений. По уровню организации моления делились на семейные, родовые, деревенские, уездные и так далее. Каждое моление проводилось с определенным временным интервалом и несло свою смысловую нагрузку. Мировое моление, собиравшееся примерно раз в десятилетие, фиксировало и скрепляло общенациональное чувство единого народа. Каждое поколение проходило этот религиозный опыт, имевший политический оттенок.
Ко времени Октябрьской революции марийское язычество еще оставалось вполне дееспособным. В большинстве деревень сохранился институт жрецов, не были вырублены под корень, как в Мордовии, частично в Удмуртии и Чувашии, священные рощи.
Потомственные некрещеные язычники ("чистые марийцы"), считая себя людьми высшего сорта, не вступали в браки с крещеными. Перед революцией и сразу после нее проводились съезды всех жрецов марийского народа.
Гонения против язычества возобновились в 20-е гг. Жрецов репрессировали, и каждый случай языческого моления служил поводом для разбирательства карательными органами. С тех пор установился обычай ночных молений. Только однажды, в 1949 г., советская власть позволила провести мировое моление, посвященное победе над фашистами в 1945 г. Моление, собравшее десятки тысяч верующих, продолжалось дольше недели. Это событие врезалось в память народа как важная историческая веха.
Что касается марийского верования, то его основные положения заключаются в следующем. Марийская вера — самая чистая, лучше всех от века сохранила духовные истины. На вершине иерархической пирамиды оказались два бога: белый творец и черный сотворец - разрушитель: Инмар и Керемет. Согласно общеизвестной легенде, Керемет по воле Инмара добывал со дна океана ил для сотворения Земли. Кроме того, независимо существуют десятки богов, самые почитаемые из которых: Мланде Аво — Земля Мать, Мер Юмо — Бог всего живого, Кече Ава Юмо — Мать Солнце и др. Помимо богов, есть служебные духи, исполняющие волю богов и "докладчики" - те, кто возносит до богов жертвы, новости и людские просьбы. (В античной греческой религии, роль таких докладчиков исполняли духи, называвшиеся гениями). Еще ниже оказываются добрые и злые духи малого мира человека. Это хозяин леса: медведь или белая белка, (шкурка белки приравнивалась к деньгам). Идя в лес, всегда несли дар лесу. Леший представлялся злым духом умершего колдуна. Вообще, злые колдуны превращаются в Вуверов - упырей.
Есть вождь воды (добрый),
есть водяной черт, есть водяная
девушка.
Есть целое племя полудухов - овды. Они-то
безобразны, то красивы, но чаще всего
у них ступни вывернуты назад. Они живут
своей жизнью со своим хозяйством и детьми,
иногда появляются на рынках. Среди них
есть богатыри очень высокого роста. Иногда
они селятся в домах людей и становятся
не заметными для глаз, но заметно пакостят
или помогают в хозяйстве. Иногда мучат
лошадей, ездят на них. Проклятия их сбываются.
По-видимому, русская кикимора и есть распадающееся
представление о том же племени полулюдей
- полудухов, который марийцы зовут овдами.
Существуют природные боги-духи, населяющие
наиболее почитаемые священные рощи и
священные деревья. Кроме того, развито
поклонение духам предков и легендарных
героев типа Чимбулата.
Жречество передавалось по наследству. Род, из которого выходили жрецы, никогда об этом не забывал. Обучали жречеству во сне. Во сне будущему жрецу начитывали тексты молитв, учили правильной речи, учили религиозному этикету.
На ученика оказывалось
должное гипнотическое
С 1991 г. были возобновлены общественные
моления, причем общенациональные мировые
моления стали совершаться
Сегодня основные носители
языческой веры, то есть луговые
марийцы, как мы уже говорили, делятся
на "чистых" и двоеверов. Не стоит
думать, что двоеверы — это полуязычники-
Тексты марийских молитв показывают, что народ не стеснялся просить о том, чтобы боги взяли на себя часть его трудов и облегчили ему жизнь.
Возможно, отличным от русской
традиции является то, что у марийцев
по праздникам ряженные лупили встречных
детей, и дети их боялись. У нас, в
аналогичных случаях, детей могли
лупить потому, что им не разрешалось
ходить за колядой и волочебниками
- нельзя детям общаться с вестниками
того света. Поэтому нельзя исключать,
что этот элемент в славянской
традиции просто забыт. Забыт у нас
и праздник, называющийся "Девичье
пиво". Сегодня марийцы
Удмуртское язычество
Хотя в советский период язычеству был нанесен существенный урон, национальные верования не смогли окончательно исчезнуть.
Национальные верования
сохранили свое значение и на
В сельской местности традиции народных верований никогда не исчезали, несмотря на попытки государства и Православной Церкви, искоренить их путем прямого насилия и этнокультурной ассимиляции.
Традиционная религия
удмуртов уходит далеко в
Элен Вось- это моление, которое проводят после молений во всех удмуртских Священных Рощах. Элен Вось- это моление всех удмуртов, который проходит раз в году в конце июня месяца. Элен Вось - это моление всем удмуртским Миром. Элен Вось был возрожден на межреспубликанском фестивале удмуртского языка культуры и религии, посвященный 250 летию деревни Алтаево, Бураевского района, Республики Башкортостан, прошедший 20 июня 2008 года. У Элен Вось имеется три центра(места), три Священные Рощи для проведения всеобщего моления-д, Алтаево РБ, д. Варяш РБ, д.Кырги Пермского края. В настоящее время было уже проведено три всеобщих моления. В 2011 году Удмурт Элен Вось пройдет в деревне Алтаево, Башкортостан.
Языческая традиция в условиях города превратилась в этнокультурный компонент, обслуживающий национальное движение удмуртов. В недрах общества удмуртской культуры «Дэмен» в 1990г. появилась группа энтузиастов, которая для этноконфессиональной консолидации удмуртов стала проводить ежегодные общенациональные моления в местах традиционной обрядности. А 12.06.92г. в д.Кузебаево (Алнашский район) прошел первый республиканский праздник Гербер, посвященный окончанию весенних полевых работ, с традиционными обрядами в куале и священной роще. Естественными в рамках Гербера были: сама традиция праздника, связанная с древними аграрными культами, места проведения торжеств, обрядовый комплекс (моления, обрядовая трапеза — освященная каша и кумышка), исполнители обрядов — хранители традиций из местных деревень, символика праздника (с 2000г. переходящим символом Гербера стала деревянная фигурка-идол бога плодородия Кылдысина). Таким образом, языческий компонент все же имел определенное опосредованное воздействие.
Для удмуртского пантеона характерно большое количество всевозможных богов, божеств и духов, расположенных строго иерархично. На низшей ступени находились Коркамурт (домовой), Обиньмурт (овинный дух) и Мунчоморт (банный дух). Более высокое положение занимали Вуморт (водяной), Нюлэсмурт (леший), Толпери (бог ветра). Во главе пантеона стояла триада богов: Инмар- бог Неба, его атрибутом была сосна, Кылдысин- бог плодородия и подземного мира, воплощенный в березе, и Куазь- бог атмосферы и природных явлений (атрибут- ель). Божествам посвящались умилостивительные моления. Место жертвоприношений и характер жертвы зависели от того, кому она приносилась. В честь Инмара закалывали под сосной бычка белой масти, кости и кровь сжигали, а пепел развеивали по ветру.
Татарское язычество
Во время вторжения ислама к волжским булгарам, в X – XIII веках, основой их религиозной философии являлось язычество. Как только ислам порабощает ума большой части населения, он начинает жестокую борьбу с булгарским язычеством. Уничтожаются святые места, вырубаются священные рощи, на их мести возводят рукотворные мечети. Языческие боги силой вытесняются из народного сознания и насильно замещаются мусульманскими «святыми». Носители языческой мудрости преследуются и истребляются, в результате чего многие заговоры, заклинания и обряды навсегда покидают народ. Взамен этого появляются канонические тексты из религиозных книг ислама, в которых, увы, не было ни многовековой мудрости, ни глубокого познания окружающего мира, свойственной мировоззрению волжских булгар. В результате всего этого к XIX веку языческие знания сохранились только в виде пережитков. Изменения в обрядовой поэзии определялись также и социально-экономическими условиями жизни татарского народа.