Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат
Язычество (от ст. слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «народная религия». При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии. А так же любые философии и верования, предшествующие христианству.
Сведений об обрядности праздников
татар, посвященных наступлению
весны, лета, осени или иным образом
связанных с естественными
К глубинам языческой древности относится праздник «грачиной каши», устраиваемый весной с первым прилетом грачей. К сожалению, никаких поэтических текстов, связанных с этим обычаем, на сегодняшний день не сохранилось. Велика вероятность, что вариантом его является обычай «дождевой каши», устраиваемый летом при опасности засухи. Возможно, именно с ним связан отрывок в этой детской песенке:
Дождик, лей, лей, лей!
Зарежу черную овцу,
Оставлю тебе ляжку.
Дам красивую ложку,
Дам вкусную катку.
Дождичек мой, лей, лей!
Чтоб народ не умирал с голоду,
Чтоб много было трав,
Чтоб сыты были коровы,
Чтоб нам было молоко.
Наделение дождя собственным духом, обоготворение Матери-Природы и ее живительной силы, как и упоминание каши, говорит о древнем происхождении текста и связи его с упомянутым выше обрядом. Видимо, он сопровождался жертвоприношением животных в честь духа дождя.
В детском фольклоре существуют и другие песни, которые наводят на мысль о существовании в древности и других языческих обрядовых действий, связанных с земледелием. В частности следующая песенка-обращение к Солнцу несомненно связана с языческими обрядами:
Солнце, взойди, взойди, взойди!
Дам тебе ложку масла,
Дам тебе масло со сковородки,
Зарежу жирного быка,
Сало отдам тебе,
Мясо съем сам,
Кости выброшу собаке.
Древние обряды татар, которые
когда-то сопровождались песнями, заговорами
и заклинаниями, под влиянием исторических
условий претерпели существенные и
необратимые изменения, но они сохранили
следы былой связи народа с
его хозяйственной и
К сожалению, об обрядовой
поэзии, связанной с охотничьим ремеслом,
древним земледелием или
Народный праздник, носящий непривычное для гостей республики название «Сабантуй», отмечаются особенно широко. Но, пожалуй, лишь Сабантуй можно назвать настоящим культурно-спортивным мероприятием, проведения которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Ведь Сабантуй стал для местного населения особой традицией, которая знаменует не только наступление теплой весны, но и из года в год радует людей повторением знакомых состязаний, игр, песен и плясок. Сабантуй, - это своеобразное хранилище татарских традиций, праздник, название которого происходит от слияния двух тюркских слов. «Сабан» в переводе с тюркского означает «плуг», а «туй», - «праздник». Так называемый Праздник Плуга обычно проводился в честь окончания полевых работ, в которых участвовали, в основном, мужчины, в то время как девушки, не покладая рук, шили и ткали, чтобы по окончании пахоты и посева красиво нарядить своих кормильцев.
Сейчас традиционная программа
праздника несколько
Чувашское язычество
Чувашские сказания о сотворении мира говорят, что Мир произошел от прамужа и праматери, по другим Мир произошел из яйца утки, и по третьим - Мир произошел от бога Тура и антибога Шайтана. Шайтан достал со дна первичного океана ил, а Тур сотворил из него сушу.
Эти три мифологические линии просматриваются у славян, и вообще у всех наследников индоевропейской культуры. Надо понимать, что они не отрицают друг друга, а просто отражают различные этапы единого мифа Творения. Следует так же отметить, что имена и названия, родственные богу Тура, разбросаны по всей Европе.
В чувашском язычестве есть видение Мирового Дома Природы. Суть его в том, что Земля ограничена со всех сторон обрывом Ахрать. Земля находится на хребтах рыб - змей или рыб - черепах, которые плавают в Мировом океане. В Мировом океане, за пределами края Земли стоят четыре столба. На столбах гнезда уток: золотой, серебряной, медной и бронзовой. Эти столбы держат небосвод, и далее столбов начинается темнота.
Небосвод сотворен из синего камня. Там трое ворот. Восточные и западные ворота служат для восхода и захода Солнца и Луны. Северные - для выпуска туч, для изменения погоды. Семь слоев туч находится выше синего небосвода. Правитель погоды, выпускает их в нужный день между Землей и синей твердью. Потом облака исчезают за пределами границ Земли. Выше хранилища туч располагается черная темнота.
У Земли есть пуп. Он находится на пересечении диагоналей, если их провести от края и до края Земли. У пупа земли живут чуваши. Там же находится мольбище чувашей - Киремет, и дворец Чука (жертвы) - Кременчуг.
Под Земной Корой, под Мировым океаном находится илистое дно, с которого Шайтан подымал ил для творения Земли. Под илом находится нижний мир, поделенный горизонтально на семь миров (антимиров), где в каждом светит свое солнце, похожее на потухающий уголек. Здесь грешники очищают свои души от грехов, совершая работу и действия противоположные действиям, совершенным при грехах на Земле. Потом, очищенные, они выходят из мира темного света, и снова живут на Земле. В самом нижнем и темном - седьмом антимире находятся убийцы и предатели рода. Владыка антимира Кахарман (Шайтан, он же глава шайтанов) не отпускает грешные души, и делает из них служителей своего седьмого мира - ада. Ниже ада начинается невидимая Чернота и Темнота.
Так определено пространство в религии чувашей. Отметим, что строение семи нижних миров весьма напоминает чистилище и ад Данте, с той разницей, что души возвращаются обратно на Землю, а Шайтан обладает значительной личной свободой.
Все мироздание с Землей и Мировым океаном, семью подземными мирами, семью слоями облаков над небесной твердью, и четырьмя столбами, держащими Небо, окружено Темнотой, т.е. небытием.
Сосчитаем число богов. На небе есть верховный бог Тура, у него семь помощников, по числу небес с облаками. Поверхность Земли разделена на девять частей. Каждая часть Земли, на которой проживают конкретные народы, так же принадлежит семи земным богам.
Для пояснения этого, обычно рисуется квадрат - поверхность Земли. Этот квадрат разбивается на прямоугольники двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Получается девять прямоугольников. Центральный прямоугольник - земля, принадлежащая чувашам и их богам, что решают их судьбу и одновременно судьбу их земли. Прямоугольники вокруг - как бы земли других народов, где властны другие боги. Владыка подземных миров так же имеет семерых помощников. Итого: семь слуг верхнего Бога, плюс шестьдесят три божества народов Земли, плюс семь слуг Кахармана, получается семьдесят семь богов, не считая двух главных изначальных сотворцов Мира. Этим семидесяти семи богам и молятся чуваши, молятся Добру и Злу, чтобы они не нарушали равновесие в Природе.
Есть еще и другая, более сложная картина мира, в которой надо молиться девяносто девяти божествам. Чуваши молятся не только за себя, но и за другие народы Земли. Делают они это потому, что если в других землях будет нарушено равновесие, то оно скажется и на них самих.
Порядок молений не оговорен. Самым значительным считается моление на праздник урожая, когда выпекался первый хлеб из нового зерна. При этом подносят богу Тура и его помощникам по караваю из пшеничной муки и молодую живность. Просят дать вдосталь еды, питья и веселья, оградить от злых людей, а достойные люди чтобы ели и пили вместе с молящимися.
Время молений зависит от годичного календаря. Календарь лунный, так что в году оказывается двенадцать или тринадцать месяцев. При переходе на тринадцатый месяц, устраивается большое общественное моление.
Моления были прерваны в 1947г,
и восстановились в начале девяностых
годов.
В каждом конкретном месте деревенские
жрецы не опирались строго на пантеон
из семидесяти семи богов, да и понимали
его по-своему - как богов и духов своей
округи, деревни. В старочувашской вере
есть два взаимодополняющих пласта —
высший — олицетворяемый Турой — мужским
началом, выводящим человека из природного
мира, несущим ответственность, активность,
творчество; и низший — олицетворяемый
женским началом, Амой; т.е. началом, связанным
с поклонением природе, земле и подземному
миру и развивающим в сознании людей любовь
и солидарность. В религии Амы зла нет,
все — добро. С поклонением Аме связано
почитание предков и природных духов.
Киремет карти
Киремет карти — «киреметище», место совершения общественных жертвоприношений и молений. Как и многие термины древнечувашской религиозной и мифологической сферы, слово «киремет» имеет несколько значений. Это и божество, брат всевышнего бога Тура, и глава злых сил, и место жертвоприношения и т. д. Различные значения слова киремет показывают динамику развития представлений об этом божестве языческого пантеона.
Первоначально киремет считался родным братом-близнецом всевышнего бога сўлти Тура. В представлениях о Тура и Киремет отразились древние воззрения о двуедином начале творца Вселенной: доброе начало олицетворялось в образе Тура, а злое — в образе Киремет. Оба близнеца участвовали в акте сотворения Вселенной. Первоначально Киремет активно помогал Тура в упорядочении хаоса, в добывании суши из-под Мирового океана, сотворении земной тверди, в наполнении ее природными объектами, в сотворении растений и животныx. Но в ходе созидания Вселенной действия Киремет оказывались все более неудачными и портили первоначальный замысел Тура, за что Бог предопределил ему второстепенное, подчиненное положение.
Первоначально Тура и Киремет обитали в верхнем мире, и Киремет служил посредником между Богом и людьми. По поручению Тура он разъезжал по земле на тройке прекрасных лошадей и творил суд над нарушителями установленного порядка.
Такое подчиненное положение со временем перестало его устраивать, и Киремет выходит из подчинения Тура, начинает совращать людей. За ослушание Тура изгоняет его из верхнего мира на землю. На земле Киремет начал притеснять чувашей, отбирал у них жен и девушек, а на тех, кто противился, насылал болезни и несчастья. Чуваши пожаловались богу, и Тура решил изгнать Киремет в преисподнюю. Но за него заступилась одна женщина, и Тура разрешил Киремет жить в оврагах и лесах. Киремет наплодил много детей, и они также расселились по оврагам и лесам...
Сурхури—старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури обычно праздновался целую неделю. Позднее этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
В первый день сурхури детвора
собиралась группами и обходила деревню
подворно. При этом дети распевали
песни о наступлении нового года,
поздравляли односельчан с
Также чуваши празднуют множество праздников: Утаси, Чук, Синсе, Уяв, Симёк, Акатуй, Манкун и многие другие.
Башкирское язычество
Тотемизм занимал ведущее
место в системе религиозных
предпочтений башкир. Семь башкирских
родов имели свой тотем, родовую
тамгу и прочие характерные элементы.
В общем представлении тотемизм
является формой религиозных предпочтений,
когда родоначальником