Татары Поволжья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности расселения и проживания татар в Поволжье.
Для достижения цели курсовой работы рассмотрим следующие задачи:
- рассмотреть этническую историю татар Поволжья
- проанализировать проживание татар в Саратовской области;
- рассмотреть религиозные верования, язык, традиционное хозяйство татар Поволжья

Оглавление

Введение 4
1.Антропология и этническая история татар Поволжья 8
2.Татары Саратовской области 19
3.Религиозные верования татар Поволжья 22
4.Язык татар Поволжья 26
5.Традиционное хозяйство Поволжских татар 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

татары поволжья.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Ныне три района - Дергачевский, Новобуразский, Балашовский - возглавляются татарами. В Саратовской  области около 26 сел и городов, в которых сосредоточена основная масса татарского населения (села Дергачи, Перелюб, Биктимировка, Балаково, города Энгельс, Пугачев). Также татары компактно проживают в Пугачевском, Дергачском, Перелюбском, Энгельском, Вольском, Саратовском, Советском районах.

     В городе работают гимназия и восемь школ с углубленным изучением татарского языка. В области два детсада - образцовый детский комбинат, который является опорной базой для татарской гимназии, а также детсад в городе Пугачеве.

     В области около 20 действующих и строящихся мечетей. В самом Саратове действует старая и строится соборная мечеть, которая будет одной из самых больших в Поволжье. Ее главный молельный зал рассчитан на 3 тысячи человек. На Уразу-байрам строящуюся мечеть посетил губернатор. Всего же в празднике, по сообщению МВД, приняли участие около 7 тысяч человек.

     Кроме того, ДУМ Поволжья ежегодно отправляет в июле в лагерь труда и отдыха "Ласточка", который  расположен в живописном месте на берегу Волги недалеко от Саратова, сто детей, которые особо отличились в учебе. Среди известных татар  области - министр спорта Султан Ахмеров, главный федеральный инспектор по Саратовской области Ринат Халиков, член областного избиркома Рифкат Садыков, заместитель председателя Ассамблеи народов Саратовской области Зуфар Хакимов и многие другие.

     Татары первые в  области зарегистрировали национально-культурную автономию. 24 мая 1989 года была создана татаро-башкирская общественная областная культурно-просветительская организация "Идель". Первый федеральный Сабантуй также прошел в Саратове. Кстати, в течение десяти лет Дмитрий Аяцков, которого татарская община постоянно поддерживает, открывает Сабантуй. Кроме того, есть вокально-инструментальный ансамбль "Сарытау", татарский национальный ансамбль "Тургай". Под руководством дирижера Тагира Салихова в Саратовской филармонии прошли симфонические концерты, посвященные Рустему Яхину и Салиху Сайдашеву. Ежегодно в течение 12 лет проходят концерты татарской эстрады19.

 

     3.Религиозные верования татар Поволжья

 

     Традиционная  религия татар - ислам суннитского  толка, за исключением небольшой группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв. Как свидетельствуют исторические источники и археологические раскопки, предки современных татар - булгары начали приобщаться к мусульманству уже в первых десятилетиях IX в., и этот процесс завершился в 922 г. провозглашением Ислама официальной религией Волжской Булгарии.

     Принятие  ислама открыло возможность для  приобщения к передовой арабо-мусульманской  культуре, широкого проникновения в  Волго-Камье распространенных на Востоке научно философских и литературно-художественных идей. А это в свою очередь сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, научно-философской мысли у самих булгар. Были заложены основы для просвещения, налаживается система обучения. Мусульманская школа являлась важнейшим фактором национальной консолидации и самосохранения20.

     Тяжкие  испытания выпали на долю татар после  покорения русскими Казанского ханства  в 1552 г. С этого времени начинается планомерное наступление государства  и церкви на Ислам, особенно ужесточившееся с начала ХVIII в., со времени правления императора Петра I. Процесс обращения "иноверцев" проводился при усиленном экономическом давлении на тех, кто не желал креститься: земли иноверцев-помещиков отписывались государю, новокрещеным же на 3 года предоставлялись налоговые льготы, а все поборы на них были переложены на плечи оставшихся в "неверии" татар-мусульман. Миссионеры оскверняли мусульманские кладбища, надмогильные плиты клались в основания строившихся православных храмов. По указу 1742 г. началось разрушение мечетей: буквально за два месяца в Казанском уезде из существовавших 536 мечетей было сломано 418, в Симбирской губернии из 130 - 98, в Астраханской из 40 - 29.

     Татары  не выдержали: с одной стороны  стало массовым их бегство в те районы, где жизнь была полегче. Наиболее доступным из таких районов было Приуралье, Заволжье; с другой стороны, они приняли активнейшее участие в ряде восстаний, в том числе и в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева (1773-75 гг.), потрясшей все основы феодальной России. В этом противостоянии татар еще больше усилилось объединяющее влияние ислама и мусульманского духовенства. Даже в дорусский период татарской истории, когда ислам занимал главенствующие идеологические позиции, он не играл такой значительной роли в духовной жизни народа, как в период гонений и притеснений второй половины XVI - середины XVIII вв. Ислам начал играть громадную роль в развитии не только культуры, но даже и этнической идентичности. По-видимому не случайно, что в XVIII-XIX вв. многие из татар Поволжья и Урала, определяя свою этническую принадлежность, предпочитали именовать себя мусульманами21.

     Татарский народ отстоял в борьбе с духовным игом самодержавия и православия  свое историческое лицо, но эта борьба за выживание по крайней мере на два столетия задержала естественный ход развития светской культуры и общественной мысли. Он возобновляется в последней четверти XVIII в., когда самодержавие, напуганное нарастанием национально-освободительного движения среди мусульман Поволжья и Урала, меняет тактику. Реформы Екатерины II легализуют мусульманское духовенство - открывается Оренбургское духовное собрание, создают предпосылки развития татарской буржуазии, секуляризации общественной мысли. Постепенно созревают силы, ощущающие потребность общественных перемен и отхода от догм средневековой идеологии и традиций, формируется реформаторско-обновленческое движение, получившее название джадидизма: реформаторство религиозное, культурное и, наконец, политическое (конец XVIII - нач. XX вв.)22.

     В татарском обществе до начала XX в. сменились  три поколения исламских реформаторов. К первому их поколению относятся  Г.Утыз-Имани и Абу-Наср ал Курсави. Основным и наиболее ярким представителем второго поколения религиозных  реформаторов был Шигабуддин Марджани. Суть религиозного реформаторства заключалась в отказе от исламской схоластики и поиске новых путей осмысления Ислама.

     Деятельность  мусульманских реформаторов последнего поколения пришлась на период развертывания  в татарском обществе культурного реформаторства и на этап втягивания джадидов в политику. Отсюда две основные особенности мусульманского реформаторства среди татар конца XIX - первых десятилетий XX вв.: стремление рассматривать ислам в рамках культуры и активное участие в политике. Именно это поколение реформаторов через радикальное реформаторство начала XX в. обеспечило движение татарско-мусульманской уммы к секуляризации. Наиболее видными представителями данного поколения мусульманских реформаторов были Ризаутдин Фахрутдинов, Муса Ярулла Биги, Габдулла Буби, Зияуддин Камали и др23.

     Основным  итогом деятельности мусульманских  реформаторов явился переход татарского общества к отвечающему требованиям  времени, очищенному Исламу. Эти идеи глубоко проникли и в толщу  народа прежде всего через систему просвещения: джадидистские мектебе и медресе, через печатную продукцию. В итоге деятельности мусульманских реформаторов, у татар к началу XX в. вера в основном отделилась от культуры, а политика стала самостоятельной сферой, где религия уже занимала подчиненное положение.

     Верующие  татары Саратовской области в подавляющем большинстве — мусульмане суннитского толка ханифитского направления. Политика массовой христианизации поволжских народностей, активно проводимая царским правительством в XVIII-XIX веках, не увенчалась успехом.

     В дореволюционное время во всех татарских  селах губернии функционировали  мечети.

     В советский период, особенно в 30-е  годы, большинство мечетей было уничтожено, часть из них переоборудовали  под школы, клубы, магазины, медпункты и складские помещения. Лишь в отдельных селах мечети продолжали функционировать, хотя большинство официальных служителей культа были репрессированы, а их функции исполняли местные старики.

     На  сегодняшний день в Саратовской области действуют 20 мечетей и 2 медресе. Создано Духовное управление мусульман Саратовской области (ДУМСО).

     Вновь построенные в сельской местности  мечети в архитектурном плане  полностью копируют старые махаллинские мечети, при этом увеличены их размеры, количество и величина окон, а часть из них построена из кирпича24. 
 

 

4.Язык татар Поволжья

 

     Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. В лексическом отношении  он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем каракалпакскому, казахскому, ногайскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам.

     По  данным ЮНЕСКО татарский язык относится  к 14 наиболее коммуникационным языка  мира. Он формировался вместе с народом - носителем этого языка в районах  Поволжья и Приуралья в тесном общении с другими как родственными, так и не родственными языками. Испытал определенное воздействие финно-угорских (марийского, мордовского, удмуртского, древневенгерского), арабского, персидского, славянского языков. Так, языковеды полагают, что те особенности в области фонетики (изменение шкалы гласных и др.), которые с одной стороны объединяют поволжско-тюркские языки между собой, а с другой - противопоставляют их другим тюркским языкам, являются результатом их сложных взаимоотношений с финно-угорскими языками25.

     Народно-разговорный  язык татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). До середины XIX в, функционировал старотатарский литературный язык. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников - поэма Кыйса и Йосыф. Этот язык, близкий к чагатайскому (староузбекскому) литературному языку, но испытавший и определенное воздействие османского языка. В нем присутствовало большое число заимствований из арабского и персидского. Все это делало старотатарский литературный язык малопонятным для народных масс, и он использовался, как и другие литературные языки донационального периода, тонким слоем ученых, писателей, религиозных и государственных (дипломаты) деятелей26.

     Со  второй половины XIX в. на основе казанско-татарского диалекта, но при заметном участии мишарского, начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX в. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа - вторую половину XIX - начало XX вв. (до 1905 г.) и 1905-1917 гг. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыйри. Именно он добивался того, чтобы литературный язык стал более татарским. После революции 1905-1907 гг. ситуация в области реформирования татарского языка резко изменилась: наблюдается сближение литературного языка с народно-разговорным, разрабатывается терминологический аппарат на нем27.

     Немаловажное  значение имело и реформирование алфавита и орфографии. Арабский алфавит, на котором базировалась татарская письменность с периода средневековья (до этого периода была тюркская руника), был недостаточно приспособлен к особенностям татарского языка. Законодательное закрепление реформы письма произошло в конце 1920 г. принятием декрета "Об алфавите и орфографии", сопровождаемое постановлением наркома просвещения об обязательности для всех школ и всех изданий, отмеченных в декрете, особенностей татарской письменности. Одновременно началась работа (завершенная в 1926 г.) по улучшению написания арабских букв, важных для книгопечатания, издания газет, журналов и при письме. Однако уже в 1929 г. был введен латинский алфавит, кстати, более приспособленный к фонетике татарского языка, а с 1939 г. - русский алфавит. С 1990-х годов снова ставится вопрос о введении латинской графики28.

     До  конца XIX в. у волго-уральских татар  доминировала конфессиональная (мусульманская) школа двух типов: начальная - мектебе  и средняя - медресе, содержащаяся за счет прихожан. Их сеть была чрезвычайно  широка. Они функционировали не только в крупных городах и селениях, но и в самых глухих деревушках. Так, в 1912 г. только в Казанской губернии имелось 232 медресе и 1067 мектебов, в которых обучалось около 84 тыс. человек. А по всей России насчитывалось 779 медресе и 8117 мектебов, где получали мусульманское образование около 270 тыс. учащихся29.

     С конца XIX в. появляются и получают широкое  распространение новометодные (джадидистские) школы, учебные программы которых  включали широкий круг и светских предметов. Грамотность у татар в основном была на родном языке - в 1897 г. на татарском языке были грамотными 87,1%, в 1926 - 89%30.

     Это в свою очередь способствовало широкому распространению печатной продукции  среди населения. К 1913 г. татары по тиражу национальных книг вышли на второе место в Российской империи, уступив лишь русским и на третье место по числу издаваемых книг (большее число книг, кроме русского, было издано лишь на латышском языке). Основное место, наряду с религиозной, занимали издания произведений фольклора, художественной литературы, учебников, различных календарей, книг по истории, философии, педагогике и т.д. Вся эта книжная продукция, издаваемая не только в Казани, но и во многих городах Поволжья, Урала, Петербурге и т.д., распространялась на всей территории проживания татар. Почти в каждой крупной татарской деревне имелись торговцы книг. Этим благородным делом занимались муллы, шакирды.

Информация о работе Татары Поволжья