Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
1. БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ……………………………………………………………………3
1.1. Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности…………………………………………….. 3
1.2. Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане……..8
1.3. Классификация категорий беспризорных детей………………………...11
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С БЕCПРИЗОРНИКАМИ......................................................................................15
2.1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………………15
2.2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31

Файлы: 1 файл

kursovya po molodezhke.docx

— 183.27 Кб (Скачать)

- комплексность  и скоординированность воздействий  на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;

- личностный  подход, индивидуальную работу с  ребёнком на основе имеющихся  условий воспитания и уровня  его физического, интеллектуального  и психического развития;

  • восстановление, коррекцию и развитие у ребёнка важнейших форм человеческой жизнедеятельности - таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребёнка, ре- адаптации его в обществе;
  • содействие возвращению в семью;
  • возможность получить образование;
  • заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат опроса среди учашихся студентов:

Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения  безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних детей?  
1. Болезнь – 2,2 %,  
2. Отсутствие воспитания и контроля со стороны родителей – 48,7 % ,  
3. Бездействие школы – 3,7 %,  
4. Недостаточное количество учреждений дополнительного образования, отсутствие в школах кружков, секций – 9,6 %,  
5. Пьянство, асоциальный образ жизни родителей – 47,2 %,  
6. Пропаганда в СМИ насилия, разврата и аморального поведения – 27,7 %,  
7. Недостаточная помощь со стороны государства семьям, имеющим детей – 21,8 %,  
8. Низкий материальный уровень жизни семьи – 20,7 %. [рис.№4]

 

Наиболее значимые факторы, влияющие на уровень семейного неблагополучия и детской безнадзорности, по мнению педагогов и общественности.

Показатель

Педагоги

Общественность

Причины появления неблагополучных  семей

Алкоголизм родителей

85,5

82,5

Аморальное поведение родителей

74,6

60,9

Безработица

71,0

67,6

Конфликтные отношения между родителями

69,6

64,2

Низкий уровень семейных доходов

66,2

63,3

Причины детской безнадзорности

Слабый контроль со стороны родителей

84,9

78,7

Уклонение родителей от воспитания детей

76,7

68,0

Недостаток родительской любви

71,5

62,8

Склонность подростков к бесцельному  времяпровождению

70,9

68,2

Отрицательное влияние окружающих

65,7

67,4

Отсутствие авторитета родителей

64,5

57,6

Занятость родителей

54,1

58,2


 

 

Заключение

          В данной работе была рассмотрена социально-педагогическая проблема беспризорности и безнадзорности и развитие системы социально-педагогической помощи детям-беспризорникам и детям, лишившимся попечения родителей. Беспризорность и безнадзорность в последнее десятилетия стали заметными явлениями в Казахстане. Всех беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. Начальную фазу беспризорности составляет безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Судить о границах распространенности беспризорности в Казахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения. Причин беспризорности много, к ним относятся миграция, насилие родителей, опекунов, социальные беды, социальной сиротство и т.д. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб. Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, мы все-таки полагаем, что магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий. В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел. Поэтому необходимо, на наш взгляд:

1) разработать  и принять закон об основах  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;

2) осуществлять  финансирование профилактической  работы по предупреждению детской  беспризорности не по остаточному  принципу;

3) вывести  практику деятельности по предупреждению  беспризорности из исключительного  ведения органов внутренних дел;

4) создать  специальные органы (например, социальную  инспекцию по борьбе с детской  беспризорностью), способные действовать  квалифицированно при обнаружении ребенка с последующим восстановлением его личности;

5) усилить  работу школы с неблагополучными  семьями;

6) создать  в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию  всех категорий детей, попавших  в трудную жизненную ситуацию;

7) ввести  общегосударственную систему учета  (банк данных) беспризорных и безнадзорных  детей, в том числе — не  работающих и не учащихся детей,  а также банк данных пропавших  детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;

8) обеспечить  учет реальных расходов семей  на содержание и воспитание  детей в государственной политике  в области оплаты труда, налоговой  политике, а также при реформировании  образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бреева  Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – 368с.
  2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М., 1988.
  3. Вестник, общественного фонда "Достижения молодых ". Прикладная экономики. 2001. Вып. 7. С. 31.
  4. Дармодехин С.В. Беспризорность детей// Педагогика, 2001. №5,с.3
  5. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1990. С. 12.
  6. Джаманбалаева Ш. Беспризорность детей и подростков в Казахстане// Саясат-Policy, №11, 2002, с..53
  7. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.
  8. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности
  9. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав: инновационная социально-педагогическая модель. Ярославль, 2000.
  10. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: ТЦ Сфера, 1999.
  11. Иващенко Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении М.:Социум, 1996.
  12. Климова Т. В. Социология миграции; этапы становления и развития. Алматы, 2001.
  13. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М. , 1959.
  14. Макишева А.Н. Портрет беспризорности "южной столицы"// Новости Алматы, № 39, 30.10.2005Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М., 1999.
  15. Мельникова Э.Б. Профилактика беспризорности детей и подростков// Правозащитник, 1999, №2, с.21
  16. Нечаева A.M. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. 2001, N 6. С. 58.
  17. Нуркенов К. Беспризорность как проблема воспитания// Голос Экибастуза, №17, от 26.04.2002
  18. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфер", 2001.
  19. Организация работы с неблагополучной семьей Екатеринбург: Лингва, 1997.
  20. Орехова Г.А. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми и социальными сиротами// Коррекционная педагогика, №3 (5), 2004
  21. Павлов А. Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан к проекту Закона Республики Казахстан "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности"
  22. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1993.
  23. Психология и педагогика детства. Тезисы докладов и сообщений III международной конференции "Ребенок в современном мире". СПб., 1996. С. 28.
  24. Рябинина Н. В. Детская беспризорность и преступность в 1920-годы. Ярославль, 1999. – 124 с.
  25. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991. – 204с.
  26. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 2001.
  27. Ярошенко О.Ю. Дети и улица// Алматинский вестник, №15 от 03.03.2004

 

 

 

Приложение  №1

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

 


Информация о работе Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы