Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:33, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
1. БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ……………………………………………………………………3
1.1. Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности…………………………………………….. 3
1.2. Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане……..8
1.3. Классификация категорий беспризорных детей………………………...11
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С БЕCПРИЗОРНИКАМИ......................................................................................15
2.1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………………15
2.2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31
Но, в настоящее время в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.
Так,
в настоящее время органы опеки
по причине сокращения штата инспекторов
не справляются с объемом
Работу
с детьми-беспризорниками
В то
же время, общая стратегия
Безнадзорные дети и подростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессионального образования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков из неблагополучных семей в другие семьи — с нормальной нравственно-психологической атмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.
Отсюда
— другое направление деятельности,
связанной с беспризорностью. Проблема
беспризорных детей - это комплексная
социальная проблема. Дети, оказавшиеся
по тем или иным причинам на улице
или без надлежащего
Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий.
Профилактика
и предупреждение детской безнадзорности
и беспризорности - это система
правовых, педагогических, медицинских
и иных мер, направленных на предупреждение
безнадзорности, беспризорности и антиобщественных
действий среди несовершеннолетних,
выявление и устранение причин и
условий, им способствующих, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними,
а также родителями или другими
законными представителями
В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. [6, с.53]
Сегодня
как-то предупредить, остановить процесс
превращения детей в
Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.
Требуется
полный учет и оздоровление всех неблагополучных
семей: трудоустройство родителей,
лечение их от алкоголизма, оказание
помощи по нормализации внутрисемейных
отношений, в решении правовых, медицинских,
жилищных и иных проблем, обеспечение
постоянного патронажа
Не
все семьи поддаются
Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.
Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.
Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.
Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.
Рассмотрим формы и учреждения социально-педагогической поддержки беспризорных детей.
Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального
обслуживания детей – обеспечение
реализации социальных прав детей, решение
возникающих проблем
Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.
Опекунство – правовая форма
защиты личных и имущественных интересов
ребенка. Правомерным является существование
двух форм опекунства: в виде опеки
и попечительства. Опека устанавливается
над детьми, не достигшими возраста
14 лет, оставшимися без попечения
родителей в целях обеспечения
им надлежащих условий содержания,
воспитания и образования. Попечительство
устанавливается над
Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим детей на воспитание.
Органы
социальной защиты выявляют семьи, где
родители не занимаются в должной
мере воспитанием детей; проводят инспекцию
социально-бытовых условий
Органы
опеки и попечительства защищают
личные, имущественные и жилищные
права и законные интересы несовершеннолетних;
выявляют детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, несовершеннолетних,
не имеющих надлежащих условий для
жизни и воспитания в семье; принимают
меры по их устройству и созданию благоприятных
условий для всестороннего
В приёмные семьи детей передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности.
Открытие
специальных организаций и
Так,
в республике созданы и функционируют
специальные организации
Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.
Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам включает в себя:
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.
Их
значение в том, что они оперативно
принимают детей, оставшихся без
попечения родителей, изолируют
их от неблагоприятной среды, готовят
к проживанию в приёмной семье
или интернатном учреждении. В
этих учреждениях проводится работа
с детьми и подростками по нормализации
развития их личности и функционирования
различных психических
Основные направления деятельности социально-реабилитационного центра (психолого-педагогической и медико-социальной помощи):
Основные этапы в работе с поступившими детьми:
Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.
В приёмном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении
диагностики социальной дезадаптации
выявляют и анализируют факторы,
обусловившие его социальную дезадаптацию,
особенности личностного
В отделении
реализации программ социальной реабилитации
проводится работа по восстановлению
утраченных связей с семьёй и внутри
семьи, оздоровлению системы межличностных
отношений несовершеннолетних, восстановлению
их социального статуса в
Индивидуальная программа реабилитации выполняется как в условиях дневного или круглосуточного стационара центра, так и в семейной воспитательной группе.
Отделение социально-правовой помощи защищает права и законные интересы воспитанников.
Самое
сложное направление
Информация о работе Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы