Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
1. БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ……………………………………………………………………3
1.1. Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности…………………………………………….. 3
1.2. Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане……..8
1.3. Классификация категорий беспризорных детей………………………...11
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С БЕCПРИЗОРНИКАМИ......................................................................................15
2.1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………………15
2.2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31

Файлы: 1 файл

kursovya po molodezhke.docx

— 183.27 Кб (Скачать)

Но, в настоящее время в органах  внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и  целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.

Так, в настоящее время органы опеки  по причине сокращения штата инспекторов  не справляются с объемом возложенных  на них функций по определению  детей в детские дома и интернатные  учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов  по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит.

Работу  с детьми-беспризорниками ведут  практически лишь органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных  с детской беспризорностью. При  этом главная их задача — обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток  ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в  конечном счете, нерезультативно —  несмотря на колоссальную трату сил  и средств.

В то же время, общая стратегия государственной  деятельности выстроена неэффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация работы. Не развита сеть социальных служб  помощи детям и подросткам, создающиеся  детские приюты немногочисленны  и испытывают финансовые затруднения  и недостаток квалифицированных  кадров.

Безнадзорные  дети и подростки требуют особого  внимания. Для них нужны не только Центры временной изоляции, адаптации  и реабилитации, находящиеся в  системе МВД, но и специальные  социально-воспитательные приюты, которые  давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия  трудом, получения общего и профессионального  образования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков из неблагополучных семей в другие семьи — с нормальной нравственно-психологической атмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.

Отсюда  — другое направление деятельности, связанной с беспризорностью. Проблема беспризорных детей - это комплексная  социальная проблема. Дети, оказавшиеся  по тем или иным причинам на улице  или без надлежащего педагогического  надзора, нуждаются в разнообразной  поддержке: в помощи психолога, в  услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.

Однако  при всей важности и необходимости  удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения  проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий.

Профилактика  и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - это система  правовых, педагогических, медицинских  и иных мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и  условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а также родителями или другими  законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение. [8]

В системе  профилактики речь идет не только о  широкой многоаспектной помощи служб  детям и подросткам. При таком  подходе центр тяжести всей системы  должен быть перемещен на работу с  семьей. Причем эта работа также  должна оставаться комплексной и  включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического  и юридического характера. [6, с.53]

Сегодня как-то предупредить, остановить процесс  превращения детей в беспризорников наше государство пытается в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания преград  на пути поглощения безнадзорного ребенка  улицей.

Необходимо  бороться с причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную  жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных  семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение  постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления  кризисных семей и работы с  ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам  несовершеннолетних, инспекций по делам  несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не  все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако  главной задачей является обеспечение  полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального  образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без участия  самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных  учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация  беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к  реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения  ее приоритетов.

Сложившаяся система жизнеустройства детей  с нарушением социальных связей и  отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.

Рассмотрим  формы и учреждения социально-педагогической поддержки беспризорных детей.

2.2 Формы  и методы социально-педагогической  работы с беспризорниками

 

Социальная помощь детям в настоящее  время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг  и осуществление их социальной адаптации  и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального  обслуживания детей – обеспечение  реализации социальных прав детей, решение  возникающих проблем посредством  предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семей  и детей осуществляет разветвленная  многоуровневая система, состоящая  из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и  другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.

Опекунство – правовая форма  защиты личных и имущественных интересов  ребенка. Правомерным является существование  двух форм опекунства: в виде опеки  и попечительства. Опека устанавливается  над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения  родителей в целях обеспечения  им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними  детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в  силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности  детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим  детей на воспитание.

Органы  социальной защиты выявляют семьи, где  родители не занимаются в должной  мере воспитанием детей; проводят инспекцию  социально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.

Органы  опеки и попечительства защищают личные, имущественные и жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для  жизни и воспитания в семье; принимают  меры по их устройству и созданию благоприятных  условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.

В приёмные семьи детей передают на основе договоров  с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям  условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности.

Открытие  специальных организаций и организаций  образования с особым режимом  содержания для беспризорных детей  предусмотрено рядом программных  документов, утвержденных постановлениями  Правительства Республики Казахстан  от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641 и от 29.12.2002 года № 1430. [21]

Так, в республике созданы и функционируют  специальные организации образования  в г.г. Алматы, Актау, Атырау, Восточно-Казахстанской  и Карагандинской областях. Предусмотрено  их открытие в Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской  областях.

Специализированные  учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.

Социально-педагогическая помощь в  данных учреждениях беспризорникам включает в себя:

  • педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.

Их  значение в том, что они оперативно принимают детей, оставшихся без  попечения родителей, изолируют  их от неблагоприятной среды, готовят  к проживанию в приёмной семье  или интернатном учреждении. В  этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).

Основные  направления деятельности социально-реабилитационного  центра (психолого-педагогической и  медико-социальной помощи):

  • выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;
  • обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;
  • обеспечение квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты. [рис.3]

Основные  этапы в работе с поступившими детьми:

  • диагностика;
  • реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  • постреабилитационная защита ребёнка.

Структурным подразделением социально-реабилитационного  центра может быть социальный приют  для детей и подростков.

В приёмном отделении проводятся первичный  медицинский осмотр и первичная  санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в  стационарное медицинское учреждение.

В отделении  диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации.

В отделении  реализации программ социальной реабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных  отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в  получении образования, специальности  и в профориентации.

Индивидуальная  программа реабилитации выполняется  как в условиях дневного или круглосуточного  стационара центра, так и в семейной воспитательной группе.

Отделение социально-правовой помощи защищает права  и законные интересы воспитанников.

Самое сложное направление деятельности центра - работа с семьёй. Социальная реабилитация в Центре ориентирована  на решение семейных проблем детей  и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся  на уровне социального патронажа.

Информация о работе Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы