Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
1. БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ……………………………………………………………………3
1.1. Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности…………………………………………….. 3
1.2. Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане……..8
1.3. Классификация категорий беспризорных детей………………………...11
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С БЕCПРИЗОРНИКАМИ......................................................................................15
2.1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………………15
2.2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31

Файлы: 1 файл

kursovya po molodezhke.docx

— 183.27 Кб (Скачать)

Учитывая вышеизложенное, отличия  детской беспризорности от безнадзорности, основанные не столько на наличии  либо отсутствии места жительства (пребывания), сколько на отсутствии связей с опекунами (родителями, родственниками), должны найти  свое отражение в законодательных  актах.

Начальную фазу беспризорности, как социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей  либо заменяющих их лиц.

Таким образом, беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного места  жительства, жилья для проживания (бездомностью);

б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских  и т.п. учреждений);

г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой).

Среди беспризорников распространены различные  формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств  к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко  вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными  явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К  таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды  широкомасштабных социальных реформ и  т.п.

Беспризорники, дети улиц, уличные дети - это синонимы названия одной и той же категории  детей, для которых улица стала  домом в широком смысле этого  слова. Это то место, где тебя могут  понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Существует  также следующее определение  «уличных детей»: Беспризорник или «уличный ребенок» - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.

К отличительным  признакам, позволяющим считать  ребенка беспризорником, по мнению ряда авторов, относятся:

— полное прекращение всякой- связи  с семьей, родителями, родственниками;

- проживание  в местах, не предназначенных  для человеческого жилья;

-добывание  средств к жизни способами,  не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение  неписаным законам, продиктованным  признаваемым среди беспризорников  авторитетом.

В конечном счете, беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. При этом не имеет значения, почему это произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные  для других граждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают  принятые в них нормы [5]. Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие "детская беспризорность" и "безнадзорность" с правовой и социально-политической точки зрения.

Однако изложенного недостаточно для того, чтобы понять, какую  социальную опасность на государственном  уровне представляют беспризорные и  безнадзорные дети. Как отмечает Мельникова Э.Б., "безнадзорность – это социо-психологическая  патология, а не только юридическая  категория". Именно асоциальное поведение  делает беспризорных и безнадзорных предметом заботы государства и  социально-педагогических институтов. [15]

1.2 Генезис развития беспризорности  и безнадзорности в Казахстане

          Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.

На  протяжении последнего десятилетия  беспризорность и безнадзорность стали  заметными явлениями в Казахстане. Попрошайничество, нищенство, безнадзорность определенной части детей вызывают тревогу в обществе.

Говорить  о современной беспризорности можно  начиная с 1989 года. Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей  без формирования новой эффективной  структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.

Ухудшение социально-экономического положения  населения в 1991-1995 гг. привело к  тому, что доступность профессионального  обучения становится проблематичной для  большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей. В начале 90-х годов разрушили сеть ПТУ. Из общего числа выпускников, получивших свидетельства об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в  профессиональных училищах, лицеях, колледжах 6,8%.

Государство уже сейчас ощущает эти проблемы. Большинство квалифицированных  рабочих вышли на пенсию. Рабочие  среднего возраста выехали за пределы  республики. А молодых не готовили. Сейчас в стране ощущается дефицит  квалифицированных рабочих-специалистов.

Существенно сократилось число, выросла платность  и снизилась доступность для  семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Другой  причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий  жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного  потенциала семей.

В 2000 году реальные доходы населения составили  только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент  дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными  бедными - неполными семьями, семьями  пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями  с малолетними детьми, в Казахстане появились так называемые "новые  бедные" - полные семьи с работающими  родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих  выплату заработной платы, а также  семьи безработных. В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости  увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности  для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается  сегодня каждый седьмой казахстанский  ребенок.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются  ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Увеличивается  число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического  и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра  и пищи. Пополняется число детей  из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть  детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального  образа жизни, отказа от содержания и  воспитания детей государство вынуждено  лишать родителей родительских прав.

Сформировалась  новая система коммерческой и  криминальной эксплуатации детской  безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются  в криминальные сообщества.

Дети  и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том  числе в школах. Негативному воздействию  подвержены сегодня все казахстанские  дети, в т.ч. из благополучных семей. Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

Изменились  репертуар детских театров и  кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде  часто культивируются худшие образцы  заграничной морали и культуры.

Судить  о границах распространенности беспризорности в Казахстане — сложно. В настоящее  время ни одна официальная служба не располагает точными данными  о количестве беспризорных, так как  полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения.

Косвенно  о росте числа беспризорных детей  свидетельствуют статистические данные о количестве детей, во-первых, прошедших  через Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН), находящиеся в системе  органов МВД; во-вторых, попавших в  детские приюты; в-третьих, находящихся  на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; в-четвертых, совершивших различного рода преступления.

Ежегодно  в ЦВИАРН г. Алматы поступает порядка 1600 – 2000 детей. В 2005 году в ЦВИАРН г. Алматы было принято 1 724 человека, что  по сравнению с 2004 годом немного  меньше: тогда это был 1801 ребенок. Большинство беспризорных – мигранты. Приезжают из разных республик СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Каракалпакии, России. Кроме того, есть дети, которые относятся к категории "без определенного места жительства", в минувшем 2005 году их было сорок  один. Они считаются потенциальными жителями Алматы, ведь большей частью они из семей, приехавших в Алматы на заработки с желанием пустить  здесь корни.

ЦВИАРН  действует при ГУВД города, а потому всех детей доставляет инспекция  по делам несовершеннолетних Алматы и области. На данный момент в центр  попадают неблагополучные дети практически  всех категорий: оставшиеся без попечения, беспризорные и безнадзорные, совершившие  общественно опасные деяния, заблудившиеся  и подкинутые. Среди подростковых правонарушений на первом месте, конечно  же, кражи и грабеж. [14, с.36]

В Казахстане, по официальным данным УВД Республики Казахстан, более 75 тысяч детей-сирот  и сотни тысяч беспризорных. Каждый пятый из них преступает закон, каждый десятый кончает жизнь самоубийством  или умирает от передозировки. Страшные цифры, с которыми непросто мириться.

Но  дело не только и не столько в  цифрах, а в том, что речь идет, по мнению Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, о социальной болезни, "- глубоко  затрагивающей суть отношений в  обществе, а также правительственную  политику". Болезни, "имеющей общечеловеческое значение, все больше и больше охватывающей подрастающее поколение" [5].

1.3 Классификация категорий беспризорных  детей

 

Проведем  исследование категорий, за счет которых  пополняются ряды безнадзорных и  беспризорных детей? По данным социологических  исследования в области миграции, Среди беспризорных и безнадзорных детей — мигранты и беженцы  из соседних стран. По данным главы  миссии верховного комиссара ООН  по делам беженцев, на территории Казахстана на 1 ноября 2001 г. находилось около 22 тыс. беженцев [12].

Часть мигрантов приезжает в поисках  заработков. Дети часто являются основными  добытчиками в такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.

В числе  беспризорных оказываются также  подростки, потерявшие семью и родителей  из-за их смерти, лишения родительских прав. Например, через ЦВИАРНы ежегодно проходит около 2,5 тыс. детей, оставшихся без опеки и попечительства (что  составляет 20-25% всех поступающих детей).

Количество  детей-сирот в нашей стране составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты —  проблемная группа, и не только в  психологическом плане; лишенные эмпатийного  общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение —  это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего  стартовые позиции. Сиротство, вызванное  смертью единственного либо обоих  родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим  усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря  помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности  экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов  это сделать. Причем в особо сложное  положение чаще всего попадают осиротевшие  дети подросткового возраста, уже  искалеченные судьбой, приобретшие  за годы жизни в семье асоциальные  навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или  интернатное учреждение.

Информация о работе Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы