Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
1. БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ……………………………………………………………………3
1.1. Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности…………………………………………….. 3
1.2. Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане……..8
1.3. Классификация категорий беспризорных детей………………………...11
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С БЕCПРИЗОРНИКАМИ......................................................................................15
2.1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………………15
2.2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31

Файлы: 1 файл

kursovya po molodezhke.docx

— 183.27 Кб (Скачать)

После возвращения детей в семью  продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и  консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Социальные  приюты оказывают помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

В учреждениях  временного содержания (детские приёмники) находятся дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости  немедленной их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие из спецучреждений закрытого типа, личность которых  не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные  деяния.

Основные  цели социального приюта - организация  временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической  и другой помощи, дальнейшее устройство.

Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени  социальной запущенности, отстают в  психосоматическом развитии, имеют  посттравматические синдромы, например:

  • "дети улицы", дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;
  • большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;
  • подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
  • почти у всех имеются различные хронические заболевания;
  • многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;
  • у многих детей отмечается задержка психического развития.

Диагностика начинается с установления личности ребёнка, места проживания родителей  или опекунов. Затем проводится психологическая  и медицинская диагностика. Её задача - выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки  для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с  двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом  развитии и преодоление последствий  его психической депривации.

Социально-реабилитационная работа с детьми начинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое  внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также  специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки  включаются в различные формы  обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров  и т.п.

Подготовка  ребёнка к школе - важное условие  его адаптации в неприютской  среде. В приюте дети и подростки  должны получать и общеобразовательную  помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись  большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. У  большинства из них нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она  просто ненавистна им.

Эти дети, как правило, отстают от своих  сверстников, а некоторые из них  уже в подростковом возрасте не умеют  ни читать, ни писать. Поэтому общеобразовательную  подготовку необходимо вести строго индивидуально и взвешенно. Одних  детей надо готовить к возвращению  в школу, снижать негативное отношение  к ней, других можно направить  в школу и помочь её посещать, выполнять необходимые домашние задания и т.д.

Одна  из главных задач приютов, в которых  дети могут получить кров и пищу, - восстановить широкий спектр их отношений  с миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство  семьи, собственной значимости.

Пребывание  детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен  для дальнейшего постоянного  проживания. Местом такого постоянного  проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать  ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители  и приёмные семьи, либо государственные  воспитательные учреждения - детские  дома и школы-интернаты.

Другой  способ социальной помощи дезадаптированным  подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно  обследуются её материально-бытовые  условия, после чего заключается  контракт на два месяца. В течение  двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а  затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное  подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют  в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.

В идеальном  варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и  эффективных путей его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья  оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для  него важным условием социальной реабилитации.

Проблема  беспризорности имеет не только социальный, но и педагогический аспект. Разрушена  корневая система воспитания ребенка  в семье и в школе. Одно образование  делает человека финансистом, другое —  военным, третье — математиком, и  только воспитание делает человека человеком. Потому решить кардинальную проблему беспризорности можно лишь воссозданием воспитательной роли семьи и школы. Но родители только тогда будут заниматься воспитанием своих детей, когда  будет решена государственная проблема безработицы. Решив социальные вопросы, можно решить проблему беспризорности. Нужно понять, что сколько бы ни делало вливаний государство в сферу образования (а сейчас недостаточное бюджетное финансирование), его будет всегда мало: потому что количество беспризорников растет, а их родители все больше погружаются в пучину своих бед и "пристрастий". [17, с.18]

А если говорить о потребности в средствах  организаций образования, то она  обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Следствием этого стало снижение доступности  образования для населения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования.

Обострение  проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей  из малообеспеченных семей — неохваченность их системой образования, отсутствие механизма  их обеспечения рабочими местами  обусловило рост преступности среди  этой категории подростков и молодежи.

Важнейшим методом борьбы с беспризорностью  в рамках педагогического подхода  является создание специализированных центров по профилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов, интернатов, инспекций  по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель ценностей, которые  распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолевая себя, подросток совершает  подвиг духа. Помочь ему в этом - главная  задача педагога.

Центры  педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:

- собственно  центры, работающие по определенным  направлениям в зависимости от  проблем детей;

- специально  подготовленные специалисты широкого  профиля: медицинского, психологического  и педагогического направлений.  Специалисты, способные обеспечить  комплексную диагностику ребенка.  Диагностика позволяет выявить  глубину недуга, отклонения в  развитии ребенка, а также резервы,  несущие в себе, как отмечал  Л.С. Выготский, компенсаторные  возможности при опоре на которые  обеспечивается индивидуальное  развитие и коррекция;

- техническое  оснащение диагностического центра  и педагогических кабинетов. Без  этого в современных условиях  невозможно провести ни квалифицированной  и достаточно полной диагностики,  ни педагогической коррекции,  а, следовательно, и добиться  наиболее оптимального результата;

- широкая  информация учителей, социальных  служб, семей, педиатров о центрах  педагогической коррекции их  возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять  у детей отклонения и направлять  их в соответствующие центры  для педагогической коррекции;

- взаимосвязь  центров педагогической коррекции  со специальными детскими садами  и школами для взаимодействия  и способствования современной  адаптации детей, проходящих или  прошедших педагогическую коррекцию. [20, с.108]

Центры  педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированны для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилия. В современных условиях таких  людей, к сожалению, много. В международной  практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и поэтому растет необходимость  развития специальной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных  теоретических разработок и практического  опыта работы с различными категориями  жертв насилия.

Также следует заметить, что в Казахстане развивается благотворительная  деятельность, оказываемая различным  категориям детей, нуждающимся в  помощи, благотворительными фондами (их в республике более ста) и частными лицами.

В Восточно-Казахстанской, Алматинской и Жамбыльской областях функционируют общественные организации, сферой деятельности которых является работа с детьми и молодежью:

1. Общественный  фонд «Центр академической и практической психологии» г. Алматы. Формы деятельности: оказание психологической помощи детям, подросткам, молодежи в рамках проведения индивидуального консультирования, тренингов личностного развития, групповой психотерапии.

2. Общественное  Объединение «Детство без границ» г.Алматы. Организация способствует созданию условий, позволяющих детям и подросткам из разных социальных слоев получить возможность равного старта развития; реализации духовного, нравственного и физического потенциала, а также избежать социального сиротства влекущего ухудшение здоровья угрожающие масштабы безнадзорности и беспризорности, рост правонарушений и детско-подростковую наркоманию. Формирование позитивных изменений в обществе в отношении детей и подростков.

3. Фонд  «Шыгыс» - социальный корпоративный фонд г. Усть-Каменогорск.

Фонд  оказывает значимую поддержку бездомным  малоимущим слоям населения, в решении  социально-жилищных проблем, чтобы  улучшить жизнь нуждающихся людей, помочь им стать самостоятельными и  независимыми.

4. Союз  Кризисных Центров Казахстана, Восточно-Казахстанская  область. Союз содействует развитию  движения по защите прав женщин  и детей от насилия и формированию  в обществе культуры, основанной  на ценностях ненасильственных  отношений. [17]

Данные  общественные объединения предпринимают  попытки как-то помочь беспризорным детям. Они организуют питание детей  на улице и в столовых, оказывают  медицинскую и психологическую  помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

Таким образом, существует разветвленная  сеть учреждений, функционирующих в  области социально-педагогической коррекции и профилактике беспризорности. Все вышерассмотренные институты  имеют различия в принципиальной схеме функционирования, структуре  аппаратов, но их главная цель - сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального  сиротства, включающую:

- безопасность, защиту ребёнка от внешних  угроз - жестокого обращения с  ними родителей или родственников,  эксплуатации со стороны взрослых  криминальных элементов и т.д.;

- защиту  законных прав и интересов  ребёнка, связанных с его взаимоотношениями  с родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением  образования, овладением профессией  и т.п.;

- психологическую  и педагогическую поддержку, способствующую  ликвидации кризисных состояний  личности, помощь ребёнку в преодолении  своих недостатков;

- диагностику  деформации в личностном развитии  и психофизическом состоянии  ребёнка, чтобы разработать индивидуальную  программу его социальной реабилитации;

Информация о работе Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы