Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы.
Задачи курсовой работы:
- исследовать социально-психологические аспекты беспризорности;
- классифицировать категории беспризорных детей;
- исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2
1. БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПАТОЛОГИИ……………………………………………………………………3
1.1. Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности…………………………………………….. 3
1.2. Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане……..8
1.3. Классификация категорий беспризорных детей………………………...11
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С БЕCПРИЗОРНИКАМИ......................................................................................15
2.1. Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью………………………………………………………………15
2.2. Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31

Файлы: 1 файл

kursovya po molodezhke.docx

— 183.27 Кб (Скачать)

Отсутствие  лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. В настоящее время в Казахстане имеются всего 99 специализированных коррекцион-ных учреждений, в которых воспитывается и обучается 17 445 детей с ограниченными возможностями разного типа. По данным Республиканского научно-практического центра социальной адаптации и профессионально-труд о вой реабилитации детей и подростков с проблемой развития (Центр САТР), 11 658 детей-инвалидов никогда не переступали порог школы [27, с.33]. А это — еще один резерв детской беспризорности.

Большинство сирот — это дети представителей андеркласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Об этом можно судить хотя бы по такой статистике: из 894 выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот в высшие учебные заведения в 2001 учебном году поступили всего 23 человека, в профтехучилища — 70, трудоустроено — 79 выпускников. Дети-сироты не имеют возможности получить высшее образование, потому, что основная часть детских домов и интернатов рассчитана на 8-9-летнее образование. По некоторым подсчетам, 50% вчерашних выпускников детских домов в первый же год совершают противоправные действия (в основном, кражи); 30% — бродяжничают, спиваются, употребляют наркотики, 18% - погибают от болезней, суицида, и только 2% бывших детдомовцев становятся нормальными членами общества. [3, с.31] [рис.№1]

Следующая категория подростков, пополняющих  ряды беспризорников, это дети, выброшенные  из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внугрисемей-ных  конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как  бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время  от времени на улицу — в поисках  ночлега, съестного и сочувствия.

Ряды  беспризорников пополняют также  подростки, сбегающие из интернатных  учреждений. Причины побега объясняются  не только элементарными грубыми  нарушениями педагогического характера  со стороны персонала интернатных  учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из не благо получных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его "неотреагированное горе", вызванное утратой родителей [23,с.28].

К уходу  ребенка из дома, детского дома, интерната  приводят не только непонимание между  детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны  взрослых, сверстников, невозможность  избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или  детского интернатного учреждения —  это, чаще всего, реакция на неблагополучную  обстановку воспитания, не следует  исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно  проводить различие между любовью  к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение  в отчий дом), и непреодолимым  влечением, превращающим несовершеннолетнего  в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Следует проводить различие между детьми-беглецами  и бездомными. Для беглеца бегство  из дома обычно является результатом  импульсивного поведения, рассчитанного  на внешний эффект. Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и  добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться  назад.

Бездомным считается человек, не имеющий постоянного  жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность  беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений  и кризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени  подросток, возможно, жил в невыносимых  условиях: испытывал голод, насилие, жестокость.

Наиболее  простая схема — делить причины  ухода детей из дома на две категории: "побег от" и "побег к". Такое деление показывает, какие  подростки убегают в поисках  приключений, какие — из-за притеснений. Материалы нашего обследования подростков, прошедших через Алматинс-кий  ЦВИАРН, показали, что причины побегов  разнообразны. Всех подростков, склонных к побегам из дома и бродяжничеству, можно разделить на четыре основные группы:

1) нормальные  дети и подростки, живущие и  воспитывающиеся в хорошей, здоровой  обстановке, совершившие побеги  из дома под влиянием свойственной  подростковому возрасту тяге  к романтическому, жажде путешествий  и приключений;

2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения  со стороны родителей — алкоголиков,  наркоманов; подростки, вынужденное  бродяжничество которых обусловлено  бродяжничеством или миграцией  родителей, неустроенностью при  лишении родительских прав;

3) "трудные  подростки", для которых побеги  из дома и бродяжничество выступают  как средство разрешения возникших  конфликтов и испорченных отношений  с учителями и родителями, как  своеобразный протест против  произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроить свою  жизнь по-новому.

4) дети  и подростки с отклонениями  от нормы в психическом развитии, патология поведения которых  выражена синдромом нарушенных  влечений, когда даже в спокойной  нормальной обстановке у подростка  появляется неодолимое желание  куда-нибудь уехать (по данным  сотрудников ЦВИАРН, процент таких  детей невелик).

В подтверждение  вышесказанного рассмотрим результаты исследования 96 подростков, помещенных в ЦВИАРН г. Алматы, проведенного автором  в марте —июне 2002 г. В ходе социологического опроса было выяснено, что большинство  детей, убегающих из дома, живут в  неблагополучных и малообеспеченных семьях. Около половины — в неполных семьях. Дети бегут из дома потому, что  у них плохие отношения с родителями (28,6%). В наиболее тяжелом положении  оказываются подростки, живущие  в семье, где у ребенка вместо отца — отчим: 14,5% хотя бы раз сбежавших  из дома детей — из таких семей. Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что они  не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" этих детей  из их квартир, избавляясь таким образом  от лишнего претендента на жилье.

Достаточно  большое число подростков убегает  от родителей-алкоголиков. Причем эта  причина никогда в нашем обследовании не отмечалась как единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениями  ребенка с родителями, учителями. 25% детей убегали из дома потому, что хотели попутешествовать. Но даже в этом случае данная причина редко  выступала как единственная. Обычно ей сопутствовали такие причины, как "сбежал за компанию" и "не очень хорошие отношения с  родителями"; лишь 7% подростков убежали  из дома исключительно из желания  путешествий, видимо, в поисках романтики  и приключений. 16,1% подростков указали  такую причину побега, как жестокое обращение и побои.[рис№2]

Следует отметить и такую причину бездомности, как жертва приватизации жилья. "Неблагополучные" родители, пользуясь несовершенством  законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестном направлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем себя и своих детей, ведя при  этом асоциальный образ жизни. Таким  образом, дети лишаются жилья. В нашем  обследовании подобная группа детей  отсутствовала, однако нельзя было не упомянуть о них.

Половозрастной состав обследованных показывает, что бегут, в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинство бездомных детей — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менее разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу. [6, с.53] Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" (это наиболее распространенный ответ). Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка. Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.

По  наблюдениям специалистов инспекции  по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:

-беспризорники  по образу жизни, привычкам  и убеждениям, которые имеют место  жительство и являются предметом,  чьей — то заботы, однако в  силу психического заболевания,  привыкания к психоактивным веществам,  а реже - в силу необузданной  страсти к необузданной свободе,  любым путем хотят уйти от  посторонней опеки;

-беспризорники  по неволе, которые действительно  убежали от насилия, голода, притеснений  и прочих социальных бед, перед  которыми ребенок оказывается  беззащитным; такие дети готовы  принять помочь нашу помощь  и ищут возможности устроить  свою жизнь;

-беспризорники,  оказавшиеся на улице помимо  своей воли, однако привыкшие  к этому образу жизни и не  представляющие, что каким-то образом  можно жить иначе;

-беспризорники,  которые преодолевают иногда  сотни километров, уходя из дома  в силу непреодолимой тяги  к путешествиям, новым местам, впечатлениям  и встречам (кстати в лучшие  времена подобное расстройство  поведения в детстве оборачивалось  в зрелом возрасте попаданием  в историю в качестве крупнейших  путешественников и географов).

Рассмотрим  особенности социально-педагогической работы с беспризорными детьми.

2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками

2.1 Роль социально-педагогических  институтов в системе борьбы  с беспризорностью

 

Предметом особой заботы любого цивилизованного  общества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьба с такими негативными социальными  явлениями, проявляющимися в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан  детство находится под защитой  государства, являясь одной из основополагающих ценностей, признаваемых и защищаемых государством. [8]

В систему  профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстан входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный  орган по вопросам занятости, местные  представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные  органы в пределах своей компетенции.

В Законе Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические  и социальные основы деятельности государственных  органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности. [8]

Этим  законом определен правовой статус центров временной изоляции, адаптации  и реабилитации несовершеннолетних, специальных организаций образования  и организаций образования с  особым режимом содержания, категории  несовершеннолетних, которые могут  быть помещены в данные учреждения, порядок направления, выпуска и  сроки пребывания в них несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых  может проводиться индивидуальная профилактическая работа, основания  и сроки ее проведения.

В борьбе с беспризорностью, безнадзорностью  и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая  роль отведена инспекциям по делам  несовершеннолетних в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность.

Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:

  • по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;
  • по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда; оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.;
  • по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности;
  • информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;
  • систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. [8]

Информация о работе Сущность беспризорности как социально-педагогической проблемы