Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:01, контрольная работа
Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная сущность семьи». Наиболее детально рассмотреть её важнейшие отличительные особенности и черты, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа 4
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи 6
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы 12
Заключение 17
Список литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Социальная
сущность семьи»
Вариант
№17
Студент: Моткова Анна Дмитриевна
Группа: 303
Факультет: Менеджмента и маркетинга
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Студенческий билет: № 09мгб00374
Преподаватель:
Чурочкина
Людмила Сергеевна
Москва
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение.
Брак и семья относятся к
числу таких явлений, интерес
к которым всегда был
Особенно велико экономическое
значение семьи в области
Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная
Задачи работы:
1.
Социологический
анализ семьи в
единстве структурных
и динамических
координат. Семья
как социальный
институт и как
социальная группа.
Социология семьи как
Социология семьи является
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма.
Прежде всего, нам необходимо определить ключевые понятия семьи, родства и брака. Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:
• упорядочивает и санкционирует их новую жизнь;
• устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает в себя как экономическую, юридическую, так и психологическую стороны. Экономические отношения между супругами первоначально были следствием половозрастного разделения труда и имели характер взаимопомощи в обеспечении детей и престарелых родственников; затем у классов, связанных с частной собственностью.
При всем
многообразии и многогранности психологических
отношений в браке они в
главном своем содержании регулируются
нравственным сознанием людей. Наиболее
общим воплощением этого
Брак - это юридически оформленный свободный
и добровольный союз женщины и мужчины,
направленный на создание семьи и порождающий
взаимные права и обязанности. Он основывается
на чувстве любви, подлинной дружбе и уважении
- нравственных принципах построения семьи
в нашем обществе. В соответствии с законом
только брак, зарегистрированный в установленном
порядке, порождает права и обязанности
супругов ( ст. 17 КоБС РФ). Действующее законодательство
о браке и семье не связывает фактическое
сожительство мужчины и женщины с правовыми
последствиями. Независимо от продолжительности
этого сожительства оно не порождает прав
и обязанностей, проистекающих из заключенного
брака. Только в случае регистрации брака
из множества других общественных отношений
выделяются супружеские отношения, им
придается официальное значение.
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде всего, выделяется семейное родство. Социология семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи – это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют три основных типа семьи:
семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.
Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Расшифруем основные функции семьи:
• Воспитательная функция. Воспитание ребёнка в семье – сложный
социально-педагогический процесс. Возможность воспитательного воздействия на ребёнка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших го младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Требование родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения.
• Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
• Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.