Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:01, контрольная работа
Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная сущность семьи». Наиболее детально рассмотреть её важнейшие отличительные особенности и черты, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа 4
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи 6
3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы 12
Заключение 17
Список литературы 18
• Функция эмоционально-психологического стабилизатора заключается
в том, что семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребление интимной совместной жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное равновесие, а поэтому предотвращает дезинтеграцию личности.
• Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
• Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
• Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.
• Генеративная функция характеризуется необходимостью продолжения
человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.
• Гедонистическая функция, которую принято считать функцией
здорового
секса, связана с наличием у человека
общебиологической половой
• Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности
человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении.
• Функция духовного общения обеспечивает развитие членов семьи, их
духовное
взаимообогащение, поддержание дружеских
отношений и моральную
• Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию
рационального
и благотворного для членов семьи
проведения свободного времени, оказание
им поддержки в развитии своих способностей
и талантов, в удовлетворении потребностей
в совместном ведении досуга, взаимообогащении
интересов.
Функции
семьи имеют общезначимые последствия.
Они характеризуют роль семьи как
социального института среди других институтов
общества. Функции общества закрепляются
за специализированными по их выполнению
институтами, В связи с этим каждый институт
имеет как уникальные, присущие только
для него функции, так и такие, которые
сопровождают действие основных. Функции
семьи нельзя делить на главные и второстепенные,
так как все они главные.
В своём единстве перечисленные функции
представляют систему семейных отношений,
возникновение в этой системе дисфункции,
т.е. рассогласования в их взаимодействии
как целого, приводит систему в аномальное
состояние. Игнорирование, а порой и полный
отказ семьи по тем или иным причинам от
выполнения какой-либо функции, дестабилизирует
семейный образ жизни, возникает угроза
её распада. Семьи, социальное функционирование
которых по субъективным или объективным
причинам затруднено, характеризуются
как семьи социального риска.
3.
Назовите этапы
жизненного цикла семьи
и кратко сформулируйте
события, характеризующие
эти этапы
Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.
Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).
Рассмотрим другую классификацию, которая состоит из 7 этапов:
1 этап. (стадия монады) Период
добрачного ухаживания.
Главными задачами данного этапа являются
достижение частичной психологической
и материальной независимости от родительской
семьи, приобретение опыта общения с другим
полом, выбор брачного партнера, приобретение
опыта эмоционального и делового взаимодействия
с ним.
2
этап. (стадия диады ) Заключение
брака и фаза без детей.
На этой стадии супружеская пара должна
установить, что изменилось в их социальном
статусе, и определить внешние и внутренние
границы семьи: кто из знакомых мужа или
жены будет «допущен» в семью и как часто;
насколько разрешено пребывание супругов
вне семьи без партнера; насколько допустимо
вмешательство в брак со стороны родителей
супругов (на этой стадии очень важно,
как новая семья воспримет невестку или
зятя).
Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам. Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей. Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться. В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д.
3 этап. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.
Принципиально важную
Происходит сужение зоны
4 этап. Семья с детьми-школьниками
(семья среднего возраста). Время поступления
ребенка в школу часто сопровождается
наступлением кризиса в семье. Конфликт
между родителями становится более явным,
так как продукт их воспитательной деятельности
оказывается объектом всеобщего обозрения.
Они впервые переживают тот факт, что ребенок
когда-то вырастет и покинет дом, а они
останутся наедине друг с другом.
На этой стадии родители
5 этап. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком.
Дети должны ощущать себя
6 этап. Стареющая семья. На
этой стадии старшие члены семьи выходят
на пенсию или работают неполный рабочий
день. На данном этапе возобновляются
супружеские отношения, придается новое
содержание семейным функциям (например,
воспитательная функция выражается участием
в воспитании внуков). Уход на пенсию может
сделать проблему пребывания наедине
друг с другом еще более острой. Кроме
того, недостаток в самореализации может
привести к возникновению симптомов. Вместе
с тем симптомы одного из супругов помогают
другому приспособиться к жизни на пенсии.
На данном этапе ресурсы возраста, физического
здоровья, может и психологического здоровья,
могут быть истощены. Особенно если прохождение
жизненных циклов семьи были для супругов
«болезненными». Факт ухода на пенсию
по разному влияет на мужчин и женщин.
Мужчины острее ощущают утрату продуктивности
и социальных связей. У женщин проблем
гораздо меньше, особенно если они продолжают
вести домашнее хозяйство.
7
этап. Последняя фаза жизненного цикла
семьи. В отличие от предшествующих
стадий жизненного цикла семьи необходимость
изменения ее ролевой структуры определяется
неравномерностью процессов старения
супругов и утраты их прежних возможностей.
Большое значение имеет также фактор прекращения
профессиональной деятельности, влияющий
на распределение ролей «кормильца» и
«хозяйки (хозяина) дома» между супругами.
Заключение
Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
Таким
образом, мы видим, что семья является
основой всех социальных институтов, и,
говоря о развитии семьи, подразумеваем
развитие общества в целом.
Список
литературы
7.
Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков
Д.Г. Социология. Учебник./под ред.
Лошакова Д.Г., М., 2002.