Социальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Поведение личности
– это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………
2.Понятие социального поведения. Массовое поведение……………………………………………………………
3.Понятие и виды девиантного поведения……………………………………………………………………………….
4.Социальный контроль………………………………………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Социология к р.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей  культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

 Рассмотрим теперь  основные причины возникновения отклоняющегося поведения.

 В изучении причин  отклоняющегося поведения существует  три вида теорий: теории физических  типов, психоаналитические теории  и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой  из них. 

 

1. Основная предпосылка  всех теорий физических типов  состоит в том, что определенные  физические черты личности предопределяют  совершаемые ею различные отклонения  от норм. Среди последователей  теорий физических типов можно  назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

 

2. В основе психоаналитических  теорий отклоняющегося поведения  лежит изучение конфликтов, происходящих  в сознании личности. Согласно  теории

 З. Фрейда, у каждой  личности под слоем активного  сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия,  в которой сосредоточено все  природное, первобытное. Человек  способен защититься от собственного  природного "беззаконного" состояния  путем формирования собственного  Я, а также так называемого  сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

3. В соответствии с  социологическими, или культурными,  теориями индивиды становятся  девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [4. C. 121]. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

 

 Р. Мертоном была  разработана типология поведения  личностей в их отношении к  целям и средствам. Согласно  этой типологии отношение к  целям и средствам любой личности  укладывается в следующие классы:

конформист принимает  как культурные цели, так и институциональные  средства, одобряемые в обществе, и  является лояльным членом общества;

новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);

ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;

изолированный тип отходит  как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);

мятежник пребывает в  нерешительности относительно как  средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей  и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения .

 При использовании  этой типологии важно помнить,  например, что люди никогда не  могут быть полностью конформными  к нормативной культуре или  быть полными новаторами. В каждой  личности присутствуют в той  или иной степени все перечисленные  типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

 

 Таким образом, отклоняющееся  поведение играет в обществе  двойственную роль: с одной стороны,  представляет угрозу стабильности  общества, с другой - поддерживает  эту стабильность.

 

 Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

 

 С другой стороны,  отклоняющееся поведение является  одним из путей адаптации культуры  к социальным изменениям. Нет  такого современного общества, которое  долгое время оставалось бы  статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества  должны время от времени изменять  образцы своего поведения из-за  изменения окружающей среды. Но  новые культурные нормы редко  создаются путем обсуждения и  дальнейшего их принятия всеми  членами социальных групп. Новые  социальные нормы рождаются и  развиваются в результате повседневного  поведения индивидов, в столкновении  постоянно возникающих социальных  обстоятельств. Отклоняющееся от  старых, привычных норм поведение  небольшого числа индивидов может  быть началом создания новых  нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся  поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

 Итак, мы определили, что  девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

 

Отклоняющееся поведение  часто служит основанием, началом  существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы  для общества, до сих пор практически  не разрешен. Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или  нормы этикета наших отцов  и дедов?). Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп 
3.Социальный контроль.

 

Социальный контроль –  это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение  человека. В широком социально-психологическом  смысле социальный контроль охватывает все возможные сферы влияния. В более узком, юридическом смысле, под социальным контролем понимается механизм саморегуляции в социальных системах, действующий по принципу обратной связи, когда органы социального управления реагируют на факторы дестабилизации социальной системы.

 

Г. Тард, один из родоначальников социальной психологии, объяснял действие социального контроля через законы подражания, на которых строятся человеческие взаимоотношения. Общество он сравнивал с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При этом общество выступает продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу идей, убеждений, ценностей, желаний и т.д. Те многочисленные социальные связи, которыми «обременен» человек, не остаются незамеченными и в самой личности. В психологии есть понятие «социальный тип личности», которое определяет то типичное, что несет в себе человек, принадлежащий той или иной социальной группе.

 

В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Экспектации – требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. Иными словами, это не столько прямые, сколько косвенные требования. Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать. Многие требования-ожидания окружающих определяются теми функциями, которые человек должен выполнять, исходя из своего социального статуса, положения в обществе и социальной роли. Вполне понятно, что в одной и той же ситуации экспектации по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций по отношению к взрослому человеку. Иногда экспектации провоцируются типичным поведением данного человека в определенных ситуациях, хотя само это типичное поведение формируется чаще всего под влиянием социальных норм.

 

Наиболее общее представление  о социальных нормах связано с  понятием согласия людей о должном.

 

Социальные нормы –  это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать (!), чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Можно сказать, что в  некоторых случаях нормы выступают  как определенные правила, которые  выработаны группой, приняты ею и  которым должно подчиняться поведение  ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Однако чаще всего нормы  представляют собой установленные  модели, эталоны должного поведения  с точки зрения как общества в  целом, так и конкретных социальных групп.

 

Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к  конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом  случае социальная норма выступает  как общественное явление, не зависящее  от индивидуальных вариаций. Мы можем видеть, что люди, имеющие совершенно разные мотивы, поступают идентично, поскольку представление о должном в данной ситуации у них совпадают и создают стандарт действия, регулирующий поведение человека. Большинство социальных норм – неписанные правила. Просто люди, взаимодействующие в типичных и повторяющихся ситуациях, приспосабливаются друг к другу и ситуации, вырабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведения. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются, становятся привычными.

 

Социальные нормы имеют  вполне определенные особенности и  признаки. Во-первых, это общезначимость. Нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведения большинства. Даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного общественного мнения. Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость ограничивается рамками данной группы. Явное нарушение норм воспринимается на уровне общественного или группового сознания как вызов.

 

Вторым признаком норм является возможность применения группой  или обществом санкций – наград или наказаний, одобрения или  порицания.

 

Третий признак нормы  – наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает  или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет  их выполнять, и если будет, то какие  именно; во-вторых, индивид сам ожидает  от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам. Любая норма содержит в себе возможность  отклонения, даже если это такая  жесткая, зафиксированная форма  социального контроля, как закон. Вариантность отклонения достаточно велика.

 

Четвертый признак социальных норм – взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей. Нормативные системы  могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность  конфликта, как социального, так  и внутриличностного. Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора. Такое противоречие – естественное явление, поскольку нормы определяются группами, а группы могут быть разными. Поведение группы преступников противоречит нормам общества, однако сами преступники имеют свои собственные социальные нормы, нарушение которых может караться весьма жесткими санкциями. Вполне понятно, что нормы общества и нормы такой группы конфликтны. Но и они взаимозависимы, ибо действия преступников осуществляются в конкретном обществе и социальной группе с их вполне определенными правилами. В то же время общество стремится усовершенствовать нормы и санкции для предотвращения деятельности антисоциальных групп.

 

Пятым признаком или особенностью норм является масштабность. Нормы  различаются по масштабу на собственно социальные и групповые. Собственно социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки). Есть нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно отнести к социальным и групповым (табу).

 

Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называется санкциями. Социальная санкция –  мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

 

Выделяются следующие  виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные. Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм. Позитивные санкции направлены на поддержку  и одобрение человека, который  следует данным нормам. Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом  или их представителем. Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д. Таким образом, можно  выделить четыре типа санкций: формально  негативные, формально позитивные, неформальные негативные и неформальные позитивные. Так, пятерка за ответ  учащегося на уроке – формально  позитивная санкция. Она носит не только дидактический характер, но и социально-психологичесий, хотя большинство учителей просто не задумываются над этим. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осуждение человека на уровне общественного мнения.

Информация о работе Социальное поведение