Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель моей работы: показать значение социального партнерства в развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России.
Исходя из цели, я поставил перед собой в работе следующие задачи:
- проследить историю развития социального партнерства;
- рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
- выявить особенности становления социального партнерства в РФ.
Введение
Глава 1. История социального партнерства и его определение
§ 1.1 понятие «социальное партнёрство»
§ 1.2 особенности развития социального партнерства в России
§ 1.3 система социального партнерства в России
Глава 2. Социальное партнёрство в современной России.
§ 2.1 Задачи и субъекты социального партнёрства
§ 2.2 Главная движущая сила социального партнёрства
§ 2.3 Эффективное государство
§ 2.4 Ответственное гражданское общество
§ 2.4 Социально ответственный бизнес
§ 2.4 Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства
Заключение
Список используемой литературы
Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.
В рамках формирования
системы социального
Говоря о
современном состоянии
Мнение же правительственной
стороны о состоянии
1.3 Система социального партнерства в России
Взаимоотношения работодателя и рабочего, их организация и реализация - не частное дело субъектов гражданского и трудового права. Это элемент гораздо более широкой и сложной системы связей и отношений. В современной России (как и во всех странах с переходным типом экономики) данное обстоятельство особенно наглядно проявляется именно в силу переходности, незавершенности трансформационных процессов.
В относительно стабильном обществе это не так заметно, субсистемы функционируют более автономно, находятся в состоянии гомеостаза и поэтому более устойчивы к внешним воздействиям. В такой ситуации трудовые отношения выступают в более чистом виде и связаны с достаточно стандартным набором мер и процедур взаимодействия институтов представительства интересов наемных работников и работодателей при той или иной степени регулирования этих процессов со стороны государства.
В обществе переходного типа с неразвитыми институтами гражданского общества, слабостью и ограниченностью роли различных социальных сетей, системы социально-политических и социально экономических амортизаторов причинно-следственные цепи слишком коротки и непредсказуемы, сферы общественной жизни еще в достаточной мере не структурировались и поэтому не дистанцировались друг от друга настолько, насколько необходимо для стабильности общества в целом. Кстати, общество переходного типа - это не просто смешение в той или иной пропорции элементов старой отживающей системы, тоталитарно-автаркических рудиментов и ростков нового (гражданского и рыночного); в определенном смысле это модель, во многом отличная и от того и от другого. Социально-трудовые отношения в России -наглядная иллюстрация данного утверждения.
Попутно встает вопрос: современные социально-трудовые отношения (скрытая безработица, неплатежи, социальная напряженность и конфликты, уход в теневую экономику и т.д.) - это продукт социально-политических действий или политическая и социальная ситуация отражают современное состояние социальных отношений, в том числе и в сфере труда? Конкретные ответы на данный вопрос могут быть ситуационными. Но в целом уровень развития социально-трудовых отношений, степень кристаллизации групповых интересов, сформированность институтов представительства этих интересов свидетельствуют об их подчиненной роли, о вторичности сферы регулирования социально-трудовых отношений для основных действующих на данной арене сил.
И государство в лице исполнительных и законодательных органов, и работодатели, и профсоюзы из-за недостаточной сформированности и организованности социально-групповых интересов и соответствующей системы институтов используют трудовую проблематику как дополнительный аргумент в политической борьбе за перераспределение (или сохранение) собственности и властных полномочий. Поэтому у складывающейся системы социального партнерства прослеживаются по меньшей мере две стратегические задачи:
- самоопределение сферы трудовых отношений, превращение социально-трудовых отношений в самостоятельную и равноправную общественную подсистему в целях преодоления структурного кризиса и перехода к экономическому росту;
— институализация социального партнерства для преодоления конфликтного характера развития производства и снижения социальной напряженности в сфере труда.
Социальное партнерство для ряда аналитиков и политических деятелей превращается в некий политико-бюрократический фантом, необходимый исключительно для оправдания существования целого ряда структур, не оказывающих влияния на реальные процессы, но имитирующих при этом активную деятельность. В определенном смысле это на самом деле так. Термин "партнерство" предполагает достаточно сложившуюся модель поведения для достижения общих целей или хотя бы компромисса, если цели взаимодействующих субъектов различны или противоречивы. То же можно сказать и об институте социального партнерства в том виде, в каком он сегодня существует в развитых странах. Именно к современным его модификациям применимо положение о системе поддержания баланса интересов партнеров по трудовым отношениям. В этом понимании в современном российском обществе нет ни партнеров, ни баланса, ни достаточно сформированной и стабильной системы трудовых отношений.
Однако вряд ли можно ожидать существования подобной системы в обществе, находящемся на самом переломе трансформационных процессов во всех сферах жизни. И в то же самое время потребность в определенном уровне партнерских отношений в социальной сфере (и в особенности в трудовой) - не просто популистский сиюминутный лозунг. Это объективная потребность различных сил, имеющих свои интересы в данном секторе общественной жизни. Вопрос в том, что данные силы и интересы не укладываются в имеющиеся представления о должном их состоянии, слабо коррелируются с богатым международным опытом социального партнерства.
Анализ социального партнерства в западных странах свидетельствует не только о разнообразии моделей, факторов и причин его развития и функционирования. Для утверждения и установления принципов партнерства в реальных отношениях труда и капитала необходимо наличие нескольких общих условий. К. ним относятся:
— существование сильных профсоюзов, имеющих достаточно средств, чтобы настоять на своих требованиях;
- понимание работодателями деструктивности конфронтации с профсоюзами, их заинтересованность в поддержании социального мира для повышения эффективности производства;
- принятие государством ряда организационно-правовых и политических мер по созданию механизма регулирования социальных и экономических интересов участников производственных отношений;
- наличие широкого спектра институтов, механизмов и процедур социального диалога, традиции следования признаваемым сторонами нормам поведения, системы эффективных санкций и чувства ответственности за принятые на себя обязательства.
Ясно, что эти предпосылки могут быть сформированы лишь на протяжении достаточно длительного исторического периода, в ходе которого будут использованы все методы из арсенала классовой борьбы, все возможные формы противостояния, все приемы конфронтационного и соревновательного разрешения конфликта интересов наемного работника и работодателя.
Модели социального партнерства
Можно выделить несколько моделей социального партнерства. Конфронтационность в данном контексте рассматривается как способ регулирования трудовых отношений и разрешения конфликтов интересов и прав в сфере труда, как правило, опирающийся на силовые методы (забастовки и локауты) и вытекающий из непризнания оппонента равной себе стороной (в первую очередь предпринимателями своих рабочих). И в силу этого в данном случае используется крайне бедный и ограниченный набор процедур и инструментов согласования интересов. Соотношение конфликта интересов и конфликта прав может быть различным. Существенно то, что его разрешение нуждается в крайних методах, хотя, как показывает современная российская практика, и их бывает недостаточно для разрешения локальных противоречий в ходе структурного кризиса.
Соревновательная модель трудовых отношений есть историческое развитие конфронтационной, характеризующаяся расширением арсенала механизмов и процедур взаимодействия (досудебных и судебных), завершением формирования институтов представительства интересов сторон (профсоюзы и объединения работодателей) и распространением принципов тарифного регулирования и, наконец, возрастанием роли государства в сфере трудовых отношений. В первую очередь это относится к правовому регулированию, законодательному оформлению трудовых отношений, но в то же время и не исключает прямого участия органов управления в тарифном регулировании через систему трипартизма.
Конечно, в реальной истории противостояния труда и капитала конфронтационный и соревновательный этапы могут выделяться лишь с очень большой долей условности. Тем более что система этих отношений, их цикличность во многом определяются чередой подъемов и спадов в развитии экономики, ходом развития научно-технической и промышленной революций. Все же, учитывая всю меру упрощения реальной картины, я считаю правомерным отождествление раннеинду-стриального и индустриального периодов развития общества с конфронтацией наемных работников и работодателей по всем основным вопросам трудовой деятельности: ее оплаты, продолжительности, охраны труда, минимальным социальным гарантиям, права на ассоциацию. А развитый индустриальный период более ассоциируется с соревновательным, постепенно (в зависимости от страны и успехов экономического прогресса) переходящим в ту или иную модель социального партнерства. Соревновательности в отличие от конфронтационности присуща более широкая практика нормативно-правового регулирования отношений в сфере труда.
Информация о работе Социальное партнёрство. Сущность, история развития в России