Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:27, реферат
Целью данной работы является всестороннее изучение социального партнерства, его сущность, а также история развития.
Введение………………………………………………………………..…...3
Заключение…………………………………………………………….….19
Список источников литературы………………………………………...20
Федеральное
государственное бюджетное
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вологодский
филиал
КАФЕДРА
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. СУЩНОСТЬ.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Дисциплина:
Управление социальным
развитием организации
Студента 5 курса
1 группы
Специальность 080505 «Управление персоналом» Первушиной Виктории Николаевны | |
Научный руководитель: Оценка_____________________ Подпись____________________ |
Вологда
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
источников литературы………………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
«Социальное партнерство. Понятие, уровни,
принципы», на мой взгляд, заключается
в следующем: существуют постоянные противоречия
между интересами работника и работодателя.
Для работника заработная плата является
главным источником материальных благ,
а для работодателя она является одним
из видов издержек влияющих на размер
получаемой прибыли. Однако, несмотря
на противоположность интересов работника
и работодателя они вынуждены идти на
социальное партнерство, поскольку работодатель,
понимая, что эффективность производственной
деятельности его предприятия зависит
от квалификации работников, их производительности
труда, совершенствования технологического
процесса и других обстоятельств. С учетом
этого работодатель вынужден расходовать
денежные средства на переобучение работников,
решение их социальных вопросов, жилищных,
бытовых, медицинских и других. Работник,
ощущая на себе меры предпринятые работодателем
по улучшению условий труда, решению социально-бытовых
вопросов старается надлежащим образом
исполнять свои трудовые обязанности.
Исходя из этой цели в работе были поставлены следующие задачи: Проследить история развития социального партнерства, дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, а также проанализировать формы социального партнерства.
Предметом
работы является социальное партнерство
.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, исторический, сравнительно-правовой методы.
Данные
методы позволили наиболее последовательно
и полно рассмотреть различные аспекты
социального партнерства.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Ростки партнерства проявились в отечественной истории в начале XVIII в., когда были предприняты первые попытки государственного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур и заводов. Подтверждение этому Указ и «Регламент» (1722 г.), изданные Петром I, в которых предписывалось ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казенных заводах, а также установить максимальный размер заработной платы.
Становление договорных социально-трудовых отношений прошло в России путь от патриархальных до цивилизованных форм. Начавшись в дореформенный период устным договором между работодателем и работником, они со временем трансформируются в коллективные и тарифные договора. Договоры заключаются сначала между коллективом рабочих и администрацией завода; затем в процесс включились профессиональные организации рабочих. Высшей формой договора стали тарифные соглашения между рабочими профсоюзами и союзами работодателей.
Социально-трудовые отношения на начальных этапах в основном носили конфронтационную окраску. Наиболее эффективным способом разрешения трудовых конфликтов являлись рабочие стачки, забастовки, основным требованием которых было повышение оплаты труда, сокращение продолжительности рабочего дня и т.п. В качестве ответной меры предпринимателями довольно часто применялся локаут - закрытие предприятия с увольнением всех рабочих. Однако по мере накопления опыта регламентации вопросов социально-трудовых отношений конфликтующие стороны постепенно приходят к выводу о бесперспективности конфронтации. С периода первой русской революции доминирующим в практике улаживания конфликтов стало создание примирительных учреждений из представителей рабочих и предпринимателей. Не будучи узаконены, примирительные комиссии, камеры создаются явочным порядком на предприятиях в период Первой мировой войны. Большую роль в улаживании социально-трудовых конфликтов играли также образованные по инициативе предпринимателей Военно-промышленные комитеты.
Сотрудничество предпринимателей и рабочих выразилось в развитии системы копартнершипа - привлечению рабочих к участию в прибылях предприятия. Специфика российской формы копартнершипа в том, что предприниматели, рассматривая его как средство установления социального мира с рабочими, проводили акционирование предприятий и выделение доли в прибыли работников предприятия фактически «из своего кармана».
Острая
потребность в
Формирование социально-трудовых отношений прошло в пореформенной России несколько этапов:
1) период 60-80-х гг. - попытка формирования процесса правовых отношений в социально-трудовой сфере в период царствования Александра II и деятельность комиссий по подготовке социально-трудового законодательства; формирование политики попечительства как жесткой регламентации отношений работодателей и работников «сверху»; становление договорных форм социально-трудовых отношений;
2) период 90-х гг. - начала XX в. (до революции 1905 г.), совпадающий началом с индустриальной модернизации России, характеризуется стремлением властных структур приспособить «попечительскую политику» к новому экономическому этапу в истории России. На данном этапе осуществляется создание организационных структур по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях, в отраслях (комиссий, советов, общественных организаций работников, союзов и объединений предпринимателей, работодателей;
3) период революции 1905-1907 гг. привнес принципиальные качественные изменения в социально-трудовые отношения. В этот период создаются профессиональные организации рабочих - профсоюзы как институт социального партнерства. Наиболее инициативно в процессе формирования новых трудовых отношений проявили себя предприниматели, фабриканты, заводчики и их общественные объединения;
4) период
Первой мировой войны и
Особенности
процесса формирования партнерских
отношений в России в конце ХIХ - начале
XX вв. - патриархальность, живучесть традиций
крепостного права во всех отраслях экономики.
Преобладающая часть промышленных предприятий
располагалась в сельской местности, большинство
рабочих на них составляли крестьяне,
не прерывавшие связь с землёй, с общиной.
В свою очередь, многие предприниматели,
работодатели являлись представителями
купеческо-дворянско-
В России
роль государства, властных структур в
регулировании отношений
Социальное партнерство зарождалось как сфера взаимодействия труда и капитала, регулирования социальных конфликтов. Властные структуры вынуждены были не только устанавливать некие границы договорных отношений сторон, но и активно, напрямую вмешиваться в их содержание. Государство определяло правовой статус как индивидуальных, так и коллективных субъектов, а также правовые средства разрешения трудовых конфликтов.
Истоки
социального партнерства
Общественные
объединения предпринимателей, работодателей,
рабочих выступали как своего
рода институты социального
Несмотря
на специфические условия
а) в сферу трудового права и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорными отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения. В рамках последних осуществлялась легализация коллективных трудовых прав: право на ассоциацию (коалицию), право на забастовку как средство защиты коллективных интересов;
б) осуществлялись меры по созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов; организовывались промышленные суды, которые формировались из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;
в) формировались
основы обязательного социального страхования,
которое строилось на принципах социального
партнерства. В системе социального обеспечения,
наряду с формами государственной помощи
(социальной зашиты) населению и добровольного
страхования работников по усмотрению
работодателей, появились правовые формы
обязательного государственного страхования
работников как результат сотрудничества
работников и работодателей при активной
роли государства.
2. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
Основные принципы социального партнерства
и механизмы его реализации определены
Законом РФ «О коллективных договорах
и соглашениях», федеральными законами:
«О порядке разрешения коллективных трудовых
споров»,
«О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О коллективных договорах и
соглашениях», рядом других законодательных
актов. В соответствии с ними действует
Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально- трудовых отношений
(РТК), ее отраслевые и региональные комиссии.
На протяжении ряда лет подписываются
Генеральное соглашение, отраслевые, межотраслевые
и региональные тарифные соглашения (правовые
акты, устанавливающие нормы оплаты и
др. условия труда, а также социальные
гарантии и льготы для работников отрасли).
Так, в 1995 г. были заключены или продолжали
действовать 55 отраслевых, 77 региональных
и 1044 территориальных соглашений, 119 тыс.
коллективных договоров на предприятиях
и в учреждениях. Постепенно складывается
система цивилизованных процедур разрешения
индивидуальных и коллективных трудовых
споров, система примирения и посредничества,
трудового арбитража и судов.
Одноко в России пока рано говорить о законченном
характере системы социального партнерства:
его организационная структура далека
от целостного вида. В настоящее время
заложена лишь основа всей системы – РТК,
призванная
«устанавливать общие принципы согласованного
проведения социально- экономической
политики с учетом интересов трех действующих
в производственно-экономической, трудовой
и общественной сфере, сторон: государства,
наемных рабочих и работодателей». РТК
наделена необходимыми полномочиями по
подготовке проекта Генерального соглашения,
организации коллективных переговоров,
связанных с его принятием, и обсуждению
выполнения соглашений.
Кроме того, успешному развитию социально-трудовых
отношений препятствует высокий уровень
социальной напряженности в сфере труда.
Несмотря на сравнительно невысокую забастовочную
активность продолжает возрастать количество
коллективных трудовых споров и их участников
(за 9 месяцев 1996 г. - соответственно 10,8
тыс. и 2,4 млн. против 10,5 тыс. и 1,3 млн. за
весь 1995 г.). Однако гораздо важнее то, что
социально-трудовые отношения в целом
остаются по сути отношениями конфронтационными
и не перешли в стадию соревновательных
и тем более партнерских отношений работодателя
и работника. Разрешение возникающих противоречий
в подавляющем большинстве случаев происходит
с применением силовых методов, а не цивилизованных
переговорных процедур.
Информация о работе Социальное партнерство. Сущность. История развития