Социальное партнерство. Сущность. История развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:27, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее изучение социального партнерства, его сущность, а также история развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…...3

Заключение…………………………………………………………….….19

Список источников литературы………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в целом можно выделить следующие основные особенности  системы социального партнерства  в России:

- «размытость» субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и внутренним и международным союзам. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;

- отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;

- узкая сфера договорно-правового регулирования коллективных трудовых отношений. Так, из 2,3 млн. объектов единого государственного регистра предприятий и организаций колдоговоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно, свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории мелких и единоличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий, учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди совместных,.частных, кооперативных и малых - 12,9, среди прочих -11,1%.

- заключение коллективных договоров и соглашений не гарантирует их добросовестное выполнение, что связано с недостаточной разработанностью правовых механизмов регулирования социально-трудовых отношений, неумения и нежелания социальных партнеров добиваться компромисса.

- декларативный характер отраслевых тарифных соглашений: многие из них остаются на бумаге, т.к. за работодателя их подписывают министерства и ведомства, не имеющие на то достаточных полномочий от приватизированных предприятий. Например, в горнометаллургическом комплексе отраслевое соглашение в 1995 г. было заключено между Комитетом по металлургии и отраслевым профсоюзом. Вместе с тем только 43 АО (примерно десятая часть) делегировали право подписи Комитету, который тем самым уже не может в полной мере выступать стороной, представляющей работодателя. Сходная ситуация наблюдается в оборонном комплексе, управлении воздушным движением и др.

- недостаточная материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д;

- отсутствие теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства (ментальное восприятие, система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ). 
Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль 
- способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования. 
В рамках формирования системы социального партнерства как составной части гражданского общества и социальной политики государства необходимо значительное усиление роли договорных отношений в разрешении большинства социальных проблем. Все важнейшие вопросы социальной политики - совершенствование системы оплаты труда и сферы социального обслуживания, обеспечение эффективной занятости, развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение условий и охраны труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило, на основе договоренностей между социальными партнерами. Это требует сбалансированности прав и обязательств каждой из сторон при заключении договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение. 
Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель 
Российского объединения работодателей В.Колмогоров подчеркнул: 
«Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы». 
Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии 
(РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений. 
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  социального партнерства

     Социальное  взаимодействие рассматривается как  совокупность социальных действий, которые  осуществляют социальные общности, каждая из которых действует, исходя из собственных интересов. Социальное партнерство – это эффективный инструмент согласования интересов различных социальных структур – государственных, общественных, некоммерческих и коммерческих. Основой такого взаимодействия является целенаправленный поиск путей всестороннего и гармоничного решения возникающих проблем. Главная цель – успешное определение точек соприкосновения между различными социальными группами и реализация тех или иных действий с учетом интересов партнера, без нанесения ущерба друг другу. Более того, государственные и муниципальные структуры заинтересованы в том, чтобы в гражданском обществе сформировались структуры, с которыми можно было бы строить партнерские отношения. Партнеры, взяв на себя определенные обязательства, будут строить социальные отношения цивилизованно. Социальное партнерство один из механизмов демократии, который не связан с борьбой за власть. Как правило, в процессе взаимодействия соблюдается дистанцирование субъектов социального партнерства от политических партий и идеологических споров, хотя политические структуры могут оказывать на него влияние. Например, парламенты и представительные органы власти определяют правовые аспекты социального партнерства.

Идеология социального партнерства вырабатывалась исторически в ходе борьбы рабочих за свои права. В ее основе разрешение разногласий путем проведения переговоров, согласование социально-экономической политики, включая уровень доходов, установление мер гарантированной защиты интересов всех участников переговоров, участие наемных работников в управлении, согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости на основе системы общечеловеческих ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальное  партнерство –  особый тип социально-трудовых отношений

На сегодняшний  день имеется два подхода к  пониманию социального партнерства. В России более известен контекст социального партнерства, связанный  с проблемами разрешения конфликтов в сфере трудовых отношений. Социальное партнерство в этом смысле является цивилизованным методом решения социальных проблем и конфликтов. Социальное партнерство рассматривается в двух аспектах: координация интересов и достижение компромисса на уровне общества в целом и внутри отдельных социальных групп. Координация интересов делает излишними радикальные методы решения спорных вопросов.  
Понятие социального партнерства нацелено на взаимодействие работодателей, наемных работников и профсоюзов. Отсюда и принятое у нас понимание данного термина: "Социальное партнерство в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работополучателями, при котором в рамках социального мира обеспечиваются баланс и реализация важнейших социально-трудовых интересов". Эти особенности сложились в России в результате того, что приоритеты цивилизованного регулирования идут не от общественных организаций, они скорее складываются административным путем. Это существенное отличие от многих стран запада, где регулирование трудовых отношений складывались в результате длительной борьбы трудящихся за свои права, а профсоюзы играют ведущую роль в этих процессах. В результате система социального партнерства позволяет обеспечивать не только улучшение условий труда и жизни, но и способствует снижению уровня социальных конфликтов, перевод переговорных процессов в конструктивное русло, уменьшение числа и остроты забастовочных движений. Более того наметились тенденции включения трудящихся в управление производством, обеспечивая рост трудовой активности, взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства. В результате повышаются доходы предпринимателей, наемных работников и обеспечивается общий экономический рост в государстве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Абрамова  О.В. Ответственность за нарушение  трудового законодательства и  иных актов, содержащих нормы  трудового права // Трудовое право. 2004. №6.

2. Гусов  К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право  России. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2001.

3. Кирилловых  А.А. Проблемы правового статуса  объединений работодателей в  системе некоммерческих организаций  // Законодательство и экономика. 2010. №2.

4. Коршунова  Т.Ю. О представителях работников  и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11.

5. Нуртдинова  А.Ф. Объединения работодателей:  их права и обязанности в  системе социального партнерства  // Журнал российского права. 2003. №11.

6. Петров  А. Трехстороннее взаимодействие  и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11.

7. Соловьев  А.В. Социальное партнерство: Комментарий  к разделу II Трудового кодекса  Российской Федерации. М., 2007. - 368с.

8. Шебанова  А.И. Защита социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. №1.

9.Короткова Е.А  Проблемы региональной экономики // www.lerc.ru

Информация о работе Социальное партнерство. Сущность. История развития