Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:27, реферат
Целью данной работы является всестороннее изучение социального партнерства, его сущность, а также история развития.
Введение………………………………………………………………..…...3
Заключение…………………………………………………………….….19
Список источников литературы………………………………………...20
Таким
образом, в целом можно выделить
следующие основные особенности
системы социального
- «размытость» субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и внутренним и международным союзам. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;
- отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;
- узкая сфера договорно-правового регулирования коллективных трудовых отношений. Так, из 2,3 млн. объектов единого государственного регистра предприятий и организаций колдоговоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно, свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории мелких и единоличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий, учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди совместных,.частных, кооперативных и малых - 12,9, среди прочих -11,1%.
- заключение коллективных договоров и соглашений не гарантирует их добросовестное выполнение, что связано с недостаточной разработанностью правовых механизмов регулирования социально-трудовых отношений, неумения и нежелания социальных партнеров добиваться компромисса.
- декларативный характер отраслевых тарифных соглашений: многие из них остаются на бумаге, т.к. за работодателя их подписывают министерства и ведомства, не имеющие на то достаточных полномочий от приватизированных предприятий. Например, в горнометаллургическом комплексе отраслевое соглашение в 1995 г. было заключено между Комитетом по металлургии и отраслевым профсоюзом. Вместе с тем только 43 АО (примерно десятая часть) делегировали право подписи Комитету, который тем самым уже не может в полной мере выступать стороной, представляющей работодателя. Сходная ситуация наблюдается в оборонном комплексе, управлении воздушным движением и др.
- недостаточная материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д;
- отсутствие
теоретической и социально-психологической
подготовки к восприятию социального
партнерства (ментальное восприятие, система
пропагандистско-
Все это приводит к тому, что договорно-правовое
регулирование трудовых отношений во
многом остается формальным и не выполняет
возложенных на него задач, а в ряде случаев
играет прямо противоположную своему
назначению роль
- способствует обострению конфликтов
в данной сфере и подрывает саму идею ее
коллективно-договорного регулирования.
В рамках формирования системы социального
партнерства как составной части гражданского
общества и социальной политики государства
необходимо значительное усиление роли
договорных отношений в разрешении большинства
социальных проблем. Все важнейшие вопросы
социальной политики - совершенствование
системы оплаты труда и сферы социального
обслуживания, обеспечение эффективной
занятости, развитие системы переподготовки
кадров и повышения квалификации рабочих
и служащих, улучшение условий и охраны
труда, защита трудовых прав граждан -
должны регулироваться, как правило, на
основе договоренностей между социальными
партнерами. Это требует сбалансированности
прав и обязательств каждой из сторон
при заключении договоров и соглашений,
повышения ответственности за их выполнение.
Говоря о современном состоянии социального
партнерства, председатель
Российского объединения работодателей
В.Колмогоров подчеркнул:
«Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если
смотреть на результаты реализации решений
комиссии, и не иллюзия, если смотреть
на процесс работы».
Подобное мнение складывается также при
рассмотрении деятельности совместных
комиссий по подготовке колдоговоров
и соглашений. Такой процесс можно смело
характеризовать как социальный диалог.
Однако он не находит своего завершения
в социальном партнерстве. Причина – невыполнение
подписанных соглашений работодателями
и правительственной стороной. Любые комиссии
(РТК, региональная, заводская) являются
только совещательными органами; они не
имеют рычагов регулирования процесса
выполнения подписанных соглашений.
Мнение же правительственной стороны
о состоянии социального партнерства
сводится к тому, что главная причина невыполнения
соглашений – отсутствие нормального
стабильного экономического положения
в стране и соответствующей законодательной
базы. Правительство соглашается на ведение
диалога лишь по проблемам, связанных
с подготовкой новых правовых актов. Что
же касается государственных программ,
которые могут (или должны) привести к
стабилизации российской экономики, то
ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке
не допускаются.
Сущность социального партнерства
Социальное взаимодействие рассматривается как совокупность социальных действий, которые осуществляют социальные общности, каждая из которых действует, исходя из собственных интересов. Социальное партнерство – это эффективный инструмент согласования интересов различных социальных структур – государственных, общественных, некоммерческих и коммерческих. Основой такого взаимодействия является целенаправленный поиск путей всестороннего и гармоничного решения возникающих проблем. Главная цель – успешное определение точек соприкосновения между различными социальными группами и реализация тех или иных действий с учетом интересов партнера, без нанесения ущерба друг другу. Более того, государственные и муниципальные структуры заинтересованы в том, чтобы в гражданском обществе сформировались структуры, с которыми можно было бы строить партнерские отношения. Партнеры, взяв на себя определенные обязательства, будут строить социальные отношения цивилизованно. Социальное партнерство один из механизмов демократии, который не связан с борьбой за власть. Как правило, в процессе взаимодействия соблюдается дистанцирование субъектов социального партнерства от политических партий и идеологических споров, хотя политические структуры могут оказывать на него влияние. Например, парламенты и представительные органы власти определяют правовые аспекты социального партнерства.
Идеология
социального партнерства вырабатывалась
исторически в ходе борьбы рабочих за
свои права. В ее основе разрешение разногласий
путем проведения переговоров, согласование
социально-экономической политики, включая
уровень доходов, установление мер гарантированной
защиты интересов всех участников переговоров,
участие наемных работников в управлении,
согласование ряда критериев и показателей
социальной справедливости на основе
системы общечеловеческих ценностей.
Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений
На сегодняшний
день имеется два подхода к
пониманию социального
Понятие социального партнерства нацелено
на взаимодействие работодателей, наемных
работников и профсоюзов. Отсюда и принятое
у нас понимание данного термина: "Социальное
партнерство в самом общем виде представляет
собой такой тип отношений между работодателями
и работополучателями, при котором в рамках
социального мира обеспечиваются баланс
и реализация важнейших социально-трудовых
интересов". Эти особенности сложились
в России в результате того, что приоритеты
цивилизованного регулирования идут не
от общественных организаций, они скорее
складываются административным путем.
Это существенное отличие от многих стран
запада, где регулирование трудовых отношений
складывались в результате длительной
борьбы трудящихся за свои права, а профсоюзы
играют ведущую роль в этих процессах.
В результате система социального партнерства
позволяет обеспечивать не только улучшение
условий труда и жизни, но и способствует
снижению уровня социальных конфликтов,
перевод переговорных процессов в конструктивное
русло, уменьшение числа и остроты забастовочных
движений. Более того наметились тенденции
включения трудящихся в управление производством,
обеспечивая рост трудовой активности,
взаимную заинтересованность наемных
работников и предпринимателей в эффективном
экономическом росте, в повышении конкурентоспособности
производства. В результате повышаются
доходы предпринимателей, наемных работников
и обеспечивается общий экономический
рост в государстве.
Список литературы:
1. Абрамова
О.В. Ответственность за
2. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2001.
3. Кирилловых
А.А. Проблемы правового
4. Коршунова
Т.Ю. О представителях
5. Нуртдинова
А.Ф. Объединения
6. Петров
А. Трехстороннее
7. Соловьев
А.В. Социальное партнерство:
8. Шебанова А.И. Защита социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. №1.
9.Короткова Е.А Проблемы региональной экономики // www.lerc.ru
Информация о работе Социальное партнерство. Сущность. История развития