Социальное партнёрство. Сущность, история развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: показать значение социального партнерства в развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России.
Исходя из цели, я поставил перед собой в работе следующие задачи:
- проследить историю развития социального партнерства;
- рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
- выявить особенности становления социального партнерства в РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. История социального партнерства и его определение
§ 1.1 понятие «социальное партнёрство»
§ 1.2 особенности развития социального партнерства в России
§ 1.3 система социального партнерства в России
Глава 2. Социальное партнёрство в современной России.
§ 2.1 Задачи и субъекты социального партнёрства
§ 2.2 Главная движущая сила социального партнёрства
§ 2.3 Эффективное государство
§ 2.4 Ответственное гражданское общество
§ 2.4 Социально ответственный бизнес
§ 2.4 Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Вологодский филиал.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации Вологодский  филиал

 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Социальное партнёрство. Сущность, история развития в России.

Дисциплина: Управление социальным развитием организации

 

    

                                              Преподаватель:

                                              ст. преподаватель

                                              Оценка_____________________

                                              Подпись____________________

 

 

 

Вологда

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                                    

 Глава 1. История социального партнерства и его определение    

§ 1.1  понятие  «социальное партнёрство»

§ 1.2  особенности развития социального партнерства в России

§ 1.3  система социального партнерства в России

Глава 2. Социальное партнёрство в современной России.

§ 2.1   Задачи и субъекты социального партнёрства

§ 2.2   Главная движущая сила социального партнёрства

§ 2.3   Эффективное государство

§ 2.4  Ответственное гражданское общество

§ 2.4   Социально ответственный бизнес

§ 2.4  Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Условием устойчивого  развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров.

По сути, речь идет об изменении мышления людей  о том, чтобы рассматривать каждого  человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благодетельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных  объединений работодателей.

Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения  и т.п., позволяют перейти к  реализации принципа «социального участия», суть которого в делегировании государством части своих полномочий администрациям муниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам.

Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство  как элемент интегрального стратегического  достижения согласия в обществе.

Цель моей работы: показать значение социального партнерства  в развитии общества и рассмотреть  особенности его становления  в России.

Исходя из цели, я поставил  перед собой в работе следующие  задачи:

-    проследить историю развития социального партнерства;

-    рассмотреть подходы к определению социального партнерства;

-    выявить особенности становления социального партнерства в РФ.

С тех пор, как  система социального партнерства  в нашей стране стала последовательно  и целенаправленно формироваться, проблемы его развития  широко освещаются. Этой теме посвящены многие книги и публикации. Я в своей работе в основном использовал  также статьи представителей профсоюзов и государственных органов. 

 

 Глава 1

История социального  партнерства и его определение            

 Социальное партнерство – сравнительно молодо. Как эффективное средство регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения на Западе используется лишь в последние десятилетия.           

 Сам термин появился после первой мировой войны. Рождение теории социальных реформ – противовес  теории классовой борьбы, претендовавшей с середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса. «Отцы» этой концепции опирались на этику Фейрбаха, на концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал-демократического пути развития.           

 Еще в прошлом веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобы избежать забастовок и не снижать массу прибыли шел на договоренность с рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению «рабочей аристократии».            

 Главная причина снижения радикализма – качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.           

 На активизацию разработок теории и практики социального партнерства оказала влияние победа Октябрьская революция. «Остальной мир», чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был нанять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий пришлось создавать специальные организации – профсоюзы и их организации. Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация труда. Но международная организация – это внешний фактор. Главный фактором возникновения социального партнерства является внутренний, отражающий реальные изменения в сфере производства.

Существует 3 подхода  в понимании социального партнерства:

Гармоническо-утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников  объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом», - утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев.

Хотя социальное партнерство основано на поиске и  нахождении оптимального для интересов  сторон их баланса и соотношения – объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Но интегрировать  интересы в один коллективный интерес  сложно, более того невозможно.

Сторонники  этого подхода утверждают, что социальное партнерство – это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов. 

Я считаю, что третий подход наиболее точно раскрывает понятие  социального партнерства.

«Социальное партнерство – специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуется следующими чертами:

Это отношения  между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

Отношения ориентируются  не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может  обеспечить себе стабильное получение  соответствующей прибыли, а наемный  работник – достойное образование.

Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как  при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.»

Социальное партнерство  – это метод цивилизованного  решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует  его мирную эволюцию, отсекая все  деструктивное, потенциально взрывоопасное.  

 

 

  1.1  понятие «социальное партнёрство»

В модернизации страны большую роль играет социальное партнёрство, поэтому важно разобраться  в его сущности, субъектах, движущих силах и задачах, которые сегодня  оно призвано решать. Существуют два  подхода в трактовке понятия «социальное партнёрство» – узкий и широкий. При оценке этих подходов, необходимо учитывать, в каких конкретно-исторических условиях они возникли. При узком подходе термин «социальное партнёрство» трактуется как вид общественных или социально-трудовых отношений между большими группами и слоями населения, в частности, между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством. Целями социального партнёрства в этом случае обычно являются снижение противоречий между работодателями и наёмными работниками на основе социального сотрудничества и интеграция трудящихся в систему рыночной экономики.

Узкий подход в  понимании социального партнёрства  начал формироваться с конца XIXв. Окончательно он сформировался в  период Первой мировой войны как часть теории социальных реформ, которая призвана была обеспечить гармонизацию социальных отношений и урегулирование возникающих противоречий между трудом и капиталом, став противовесом теории классовой борьбы, претендовавшей с середины  XIX в. на роль главного регулятора исторического процесса.

В этой связи, всё  внимание разработчиков данной концепции  было сосредоточено на призыве рабочих  отказаться от  актов насильственного свержения существующего социального порядка и направлять свою энергию в сторону социального партнёрства, обеспечивающего эволюционное, а не революционное развитие общества. Эта задача в странах Западной Европы и Северной Америки была решена.

В России из-за жадности, недалёкости и эгоизма  царской элиты социальное партнёрство  не было реализовано. Это во многом привело к крушению правящей элиты, распаду политического и социального строя в результате февральской революции 1917 г. Новая элита в лице партий кадетов, социал-демократов и социалистов-революционеров оказалась не способна провести в стране необходимые преобразования, что предопределило октябрьский 1917 г. переворот большевиков.

В советский  период истории, ни о каком социальном партнёрстве не могло быть и речи. Работодателем было государство, а  модернизация  страны осуществлялась исключительно благодаря насильственной мобилизации всех ресурсов. Только в 1992 - 2011 гг., - в условиях строящейся демократии и рыночных отношений, в России вызревают предпосылки социального партнёрства. В настоящее время во взаимоотношениях между предпринимателями (работодателями), наемными работниками и государством нет равенства прав и ответственности, поэтому социальное партнёрство в России в узкой трактовке этого понятия, носит больше имитационный характер.

Мощное развитие на Западе научно-технической революции в 1960-е гг., приведшее к увеличению производительности труда и, как следствие, уровня жизни, с одной стороны, а также идеологическая конкуренция с СССР, с другой стороны, стали причинами расширения понятия «социальное партнёрство».

Смысл широкого подхода в трактовке термина «социальное партнёрство» означает взаимодействие государства, гражданского общества и бизнеса в целях урегулирования назревших проблем в политической, экономической и социальной жизни, совместного определения перспектив национального развития.  

В дальнейшем раскрытии  темы, буду исходить из широкого подхода  в понимании социального партнёрства.

 

 

 

 1.2  Особенности развития социального партнерства в России

Основные принципы социального партнерства и механизмы  его реализации определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом других законодательных актов. В соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение1, отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли). Так, в 1995 г. были заключены или продолжали действовать 55 отраслевых, 77 региональных и 1044 территориальных соглашений, 119 тыс. коллективных договоров на предприятиях и в учреждениях2. Постепенно складывается система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.

Одноко в  России пока рано говорить о законченном  характере системы социального  партнерства: его организационная  структура далека от целостного вида. В настоящее время заложена лишь основа всей системы – РТК, призванная «устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей»3. РТК наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.

Кроме того, успешному  развитию социально-трудовых отношений  препятствует высокий уровень социальной напряженности в сфере труда. Несмотря на сравнительно невысокую забастовочную активность продолжает возрастать количество коллективных трудовых споров и их участников (за 9 месяцев 1996 г. - соответственно 10,8 тыс. и 2,4 млн. против 10,5 тыс. и 1,3 млн. за весь 1995 г.). Однако гораздо важнее то, что социально-трудовые отношения в целом остаются по сути отношениями конфронтационными и не перешли в стадию соревновательных и тем более партнерских отношений работодателя и работника. Разрешение возникающих противоречий в подавляющем большинстве случаев происходит с применением силовых методов, а не цивилизованных переговорных процедур.

Таким образом, в целом можно выделить следующие  основные особенности системы социального  партнерства в России:

Информация о работе Социальное партнёрство. Сущность, история развития в России