Социальное партнёрство. Сущность, история развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: показать значение социального партнерства в развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России.
Исходя из цели, я поставил перед собой в работе следующие задачи:
- проследить историю развития социального партнерства;
- рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
- выявить особенности становления социального партнерства в РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. История социального партнерства и его определение
§ 1.1 понятие «социальное партнёрство»
§ 1.2 особенности развития социального партнерства в России
§ 1.3 система социального партнерства в России
Глава 2. Социальное партнёрство в современной России.
§ 2.1 Задачи и субъекты социального партнёрства
§ 2.2 Главная движущая сила социального партнёрства
§ 2.3 Эффективное государство
§ 2.4 Ответственное гражданское общество
§ 2.4 Социально ответственный бизнес
§ 2.4 Социальное партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Вологодский филиал.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

В условиях, когда  правящая элита в лице государства не желает и не способна обеспечить соблюдение закона в стране, у российских граждан крайне низка мотивация к активному производительному труду и нет возможности реализовать свои способности. По сути, сегодня, как и в советское время, народ лишь делает вид, что работает, а государство делает вид, что управляет страной.

Россия всё  больше превращается в общество охранников, менеджеров, юристов и экономистов, вот только кто их всех будет кормить и одевать и из чего платить зарплаты? По данным социологических опросов, российский народ не видит перспективы, утрачивает единство целей и всё больше накапливает энергию социального недовольства партией власти.

В этой связи  приведу одно наблюдение нашего журнала. В течение двух последних месяцев мы проводили опрос читателей: за какие партии вы проголосуете на предстоящих выборах, если в бюллетене будет графа «против всех»? Итоги говорят сами за себя: более  60% голосовали бы против всех, а партия власти – «Единая Россия» – получила бы только 12% голосов избирателей.  

Социально ответственный бизнес

Главную роль в  современных социально-экономических  отношениях продолжают играть крупные  предприниматели, сконцентрировавшие 85% всего бизнеса в России. По сути, 1% населения владеет почти всем потенциалом страны, что позволяет ему, с помощью коррупции, контролировать состояние в сфере экономики и политики, обеспечивая принятие выгодных для него (но не для народа) государственных законов.

При этом крупный российский бизнес по-прежнему не осознаёт своей ответственности по соблюдению действующего законодательства, становлению и развитию социального партнёрства, созданию эффективной, социально ориентированной экономики. Эгоизм крупного бизнеса до сих пор преобладает над интересами народа.

С его стороны  продолжаются мошенничество и разворовывание бюджета при исполнении государственных  заказов, рейдерские захваты чужой  собственности, выпуск контрафактной  продукции, недобросовестное выполнение своих обязанностей по уплате налогов, вывод денег за границу. Крупный бизнес продолжает выплачивать так называемым «топ-менеджерам» многомиллионные бонусы и дивиденды, игнорируя огромные социальные диспропорции, угрожающие национальной безопасности России.

Крупный монополизированный и сращенный с чиновниками бизнес так и не дорос до строительства дорог, газификации и созданию социальной инфраструктуры в российской глубинке, которые бы помогли её реанимировать. Им проводятся лишь отдельные социальные акции, потешные благотворительные шоу, которые не являются комплексными и продуманными действиями по повышению социальных стандартов.

Низкая социальная ответственность крупного бизнеса  обусловлена, главным образом, тем, что он не отождествляет свои интересы с интересами народа, то есть национальными интересами страны. Именно поэтому он «не замечает» огромных диспропорций в доходах бедных и богатых, превысивших все допустимые пределы для устойчивого развития страны.

О каком социальном партнёрстве и какой социальной ответственности бизнеса можно говорить, если 90% крупных предприятий страны зарегистрированы в оффшорных зонах (в частности, ТНК-BP)? Конечно, в значительной степени это связано с отсутствием в России эффективного государства. Вместе с тем, получается, что страна, в которой они заработали свои деньги, практически получают минимальные налоги, и пользы от их деятельности нет. В тоже время, российские предприятия этих бизнесменов  не модернизируются, а своим рабочим они платят мизерные зарплаты.

Есть и ещё  одна важная проблема – оффшорная  ментальность бизнес-элиты. Она связана  с тем, что вытягивая деньги из страны, многие бизнесмены от неё отворачиваются, отправляя за границу свои семьи, живя там, приобретая собственность  и храня деньги в иностранных банках (хотя какой российский банк может обеспечить сохранность десятков и сотен миллионов долларов при фактическом отсутствии в стране эффективной банковской системы?). На ум невольно приходит известное изречение: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Получается, что  у крупного бизнеса «сердце», приоритеты, долговременные планы, интересы – вне России. Но у такой страны  – нет никакого будущего, точнее, есть, но лишь как  колониальной задворки Запада, существующей без национально ориентированной элиты. 

Словом, крупный  бизнес пока не желает понимать, в чём  должна состоять его роль в строительстве  социального государства, формировании и развитии социального партнёрства. Не случайно в документах по деловой  этике и корпоративной социальной ответственности, имеющихся практически в каждой крупной российской компании, нет положений об ответственности перед российским народом.

Где же выход? Он  – в том, что крупный бизнес постепенно начнёт осознавать, что его подлинное богатство находится вовсе не в швейцарских банках, особняках в Лондоне, виллах на Лазурном Берегу и реестровых записях в оффшорах, а в нефтяных скважинах Тюмени, металлургических заводах Магнитогорска, Липецка, Норильска, угольных разрезах Кузбасса, в московской недвижимости, которая всегда в цене и т.д.

Ибо на Западе, при резком ухудшении ситуации в  России и всплеске народного недовольства, никому из наших олигархов не удастся  обеспечить сохранность своих сбережений; их там быстро «разденут», учитывая слабое знание ими местных законов и предпринимательских традиций. Ни одному российскому предпринимателю ничего более существенного, чем покупка футбольных клубов и яхт, на Западе так и не удалось совершить.

Одним словом, на Западе, равно как и на Востоке, российский бизнес не преуспел.  Существовать как влиятельный член мировой элиты, имеющий свой «проект», с которым считаются в мире, российский капиталист может только в системе отечественной элиты. Вне неё, он – просто «чужак с деньгами», которые легко могут отобрать, как это было уже со многими, пытавшимися построить свой бизнес на Западе.

Но крупный  бизнес может потерять своё богатство  и в России, если будет вести  себя отстранённо от проблем страны и народа. Социальный взрыв, энергия  которого постепенно накапливается  из-за откладывания правящей элитой модернизации России, может рвануть внезапно, снесёт его вместе с властной элитой.

Социальное  партнёрство – один из механизмов построения эффективного государства

Альтернатива  социальному взрыву – эволюционный процесс преобразований политических, экономических и социальных отношений, осуществляемых сверху просвещённой частью правящей элиты страны, являющейся движущей силой модернизации. Российской элите сегодня требуется осознать неотложность преобразований, обрести политическую волю, принять соответствующие решения и неотложно приступить к их реализации.

Для этого необходимо настроить и заставить эффективно функционировать главный инструмент элиты – государство, призванное в первую очередь защищать интересы граждан и бизнеса от недобросовестных конкурентов, коррумпированного чиновничества и безудержных аппетитов монопольного бизнеса.

А для того чтобы  государство стало эффективным, требуется внедрить системы прозрачности и ответственности всей деятельности органов власти и монополизированного бизнеса, которые позволят полностью искоренить в стране коррупцию, поднять уровень компетенции государственных чиновников и муниципальных служащих.

Для внедрения  механизмов прозрачности и ответственности  в современную структуру политико-правовых отношений от российской правящей элиты требуется выстроить систему социального партнёрства между государством, бизнесом и гражданским обществом, для того чтобы государственная власть могла слушать и слышать свой народ. А народ должен научиться высказываться и отстаивать свои интересы, а также контролировать деятельность государства. Для развития общественного контроля правящей элите  следует переложить часть своих властных полномочий, а вместе с ними и ответственности, на граждан страны, ибо, чтобы что-либо получить, необходимо прежде обязательно что-то отдать.

Контроль граждан  над деятельностью государства, по сути, является борьбой противоположных  интересов. Результативный выход из неё – работа закона, то есть построение эффективного государства. Именно такой  алгоритм действий в создании и развитии социального партнёрства является для России подлинной модернизацией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня социальное партнерство в России находится  в зачаточном состоянии, не представляет собой единого общественного  организма, потребность в регулировании сферы труда проявляется на разных уровнях, в разных сферах и различных регионах очень противоречиво. Зачастую это выражение политических, экономических, личностных интересов участников данного процесса. Вместе с тем уже определились основные параметры системы (правовые, институционально-организационные, функциональные и т.д.), основные направления и проблемы ее дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальное партнёрство. Сущность, история развития в России