Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87
-наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
-условия размещения учреждения;
-укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
-специальное
и табельное техническое
-состояние информации об учреждении, о порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;
-наличие
собственной и внешней систем
(служб) контроля за
В состав документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение, должны входить:
-положение (устав) об учреждении;
-руководства, правила, инструкции, методики работы с клиентами и собственной деятельности;
-эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
-государственные
стандарты социального
Состояние информации о порядке и правилах предоставления услуг клиентам должно соответствовать требованиям Федерального закона «О защите прав потребителей».
Помещения,
где размещены учреждения и его
структурные подразделения, должны
отвечать требованиям санитарно-
Что же касается непосредственно социального обслуживания пожилых граждан в надомных условиях, то проблемы технологии занимают одно из центральных мест в комплексе задач по повышению эффективности этого самого обслуживания. Без знания теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социального управления и оказание социальных услуг. В технологии должны находить в концентрированном виде выражение и теоретическая мысль, передовая практика в их эволюционном развитии.
Социальные технологии направлены на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения, именно здесь в концентрированном виде находят выражение накопленные и систематизированные теоретические знания, опыт, умения и передовая практика субъектов социальной деятельности в этой области. Многообразие социального мира и форм его жизнедеятельности обусловливают разнообразие социальных технологий.
Реализацию технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому осуществляют государственные и неправительственные общественные организации и учреждения, специалисты и добровольцы. Среди учреждений социального назначения наибольшую распространенность получили территориальные центры социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений, как правило, создаются следующие отделения:
-социальной помощи на дому;
-дневного пребывания;
-срочной социальной помощи;
-стационарного обслуживания;
-временного обслуживания.
Характерной
чертой центров социального
Отделение социальной помощи на дому занимает особое место в структуре центров социального обслуживания населения. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере.
Такое отделение создается для осуществления постоянного или временного социально-бытового обслуживания в надомных условиях пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Нормативом для организации одного такого отделения является численность нуждающихся в обслуживании в количестве не менее 60 человек, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 человек – в городской местности. Возглавляется каждое отделение заведующим, назначаемым руководителем учреждения [6, с. 50].
Социальным обслуживание на дому обеспечиваются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды. Направлениями деятельности отделения являются:
-выявление
и учет пенсионеров и
-оказание
социально-бытовой помощи
-содействие
в предоставлении
Для подержания здоровья пожилых людей и инвалидов важная роль отводится отделениям социально-медицинской помощи на дому. В соответствии с приказом Минсоцзащиты России 27 декабря 1994г. «О создании отделений специализированной помощи на дому» в структуре центров социального обслуживания населения в 90-х гг. стали развиваться новые отделения – отделения специализированной помощи на дому, в последующем получившие название специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (см. Приложение № 6).
Таким образом, национальные стандарты социального обслуживания населения направлены на решение следующих задач:
-удовлетворение
основных потребностей
-обеспечение
социальной стабильности и
-формирование
и сохранение единого
-обеспечение
дальнейшего развития в
-повышение
обоснованности и качество
Следует
отметить и то, что реализация требований
государственных национальных стандартов
в области социального
Требования,
установленные национальными
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь
Помощь
государства стареющим
Отделение социальной помощи на дому занимает особое место среди центров социального обслуживания населения. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Согласие
на социальное обслуживание лиц, признанных
в установленном законом
В недельный срок с момента получения обращения руководитель учреждения организует обследование материально-бытовых условий проживания гражданина пожилого возраста, по результатам которого составляется акт, запрашивает из лечебно-профилактического учреждения заключение о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.
На основе вышеперечисленных документов и с учетом состояния здоровья, степени утраты способности к самообслуживанию, материального и семейного положения, дополнительных прав на меры социальной поддержки гражданина пожилого возраста, на получение социальных услуг в недельный срок после поступления всех необходимых документов, руководитель учреждения принимает решение о его зачислении на постоянное или временное социальное обслуживание на дому или выносит мотивированное решение об отказе в этом, о чем письменно извещается гражданин, его законный представитель, орган государственной власти, орган местного самоуправления или общественное объединение.
Решение
об отказе в социальном обслуживании
на дому может быть обжаловано в
суде в порядке, установленном
Граждане пожилого возраста, принимаемые на социальное обслуживание на дому, их законные представители должны быть ознакомлены с перечнем и содержанием предоставляемых социальных услуг, условиями и правилами их предоставления и оплаты, а также с правилами поведения граждан при социальном обслуживании на дому. В договоре на обслуживание оговариваются виды и периодичность предоставляемых социальных услуг, условия их оплаты, права и обязанности сторон и иные условия.
Технологии предоставляемых на дому социальных услуг имеет свою особую специфику в каждом регионе. Заслуживает, на мой взгляд, внимания опыт по созданию новой модели социального обслуживания в г. Минске. Данная модель приближена к распространенной за рубежом форме, когда организация предоставления социальных услуг на дому разделена на четыре составляющие блока:
-обеспечение
доставки продуктов питания,
-выполнение
работы по дому, которое можно
характеризовать как
-предоставление
личных и бытовых услуг (
-оказание услуг по сохранению социальных связей с прежним местом работы пожилого человека, предоставление лечебно-профилактической помощи в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуг, организация досуга.
Развиваются и другие модели надомного обслуживания. Например, в целях приближения социальной помощи к месту проживания граждан в структуре центров социального обслуживания создаются филиалы (отделения).
Такие филиалы становятся организаторами всей работы с пожилыми людьми на территории их проживания. Они предоставляют целый ряд услуг, фактически выполняя все основные функции центра:
-социальное обслуживание на дому;
-срочное социальное обслуживание – это материальная помощь, доставка лекарств и выписка угля пожилым людям, помощь в оформлении пенсии, субсидий и льгот;
-вызов психолога, юриста и других специалистов на дом;
-проведение
клубов и мини-клубов по
Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому