Социальная работа с пожилыми людьми на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87

Файлы: 1 файл

курсовая работа студентки 3 курса, специальности социальная работа Сорочинской Ю.М..doc

— 373.50 Кб (Скачать)
stify">     Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению  учреждениями социального обслуживания населения, определены следующие:

     -наличие  и состояние документов, в соответствии  с которыми функционирует учреждение;

     -условия  размещения учреждения;

     -укомплектованность  учреждения специалистами и их  квалификация;

     -специальное  и табельное техническое оснащение  учреждения;

     -состояние  информации об учреждении, о порядке  и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;

     -наличие  собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью  учреждения.

     В состав документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение, должны входить:

     -положение  (устав) об учреждении;

     -руководства, правила, инструкции, методики работы с клиентами и собственной деятельности;

     -эксплуатационные  документы на оборудование, приборы  и аппаратуру;

     -государственные  стандарты социального обслуживания  населения.

     Состояние информации о порядке и правилах предоставления услуг клиентам должно соответствовать требованиям Федерального закона «О защите прав потребителей».

     Помещения, где размещены учреждения и его  структурные подразделения, должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических  норм и правил, правил пожарной безопасности и безопасности труда, должны быть защищены от воздействия неблагоприятных факторов. В соответствии со стандартом такое учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в пределах штатного расписания, каждый из них должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязательств. Все сотрудники должны обладать высокими морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.

     Что же касается непосредственно социального  обслуживания пожилых граждан в  надомных условиях, то проблемы технологии занимают одно из центральных мест в комплексе задач по повышению эффективности этого самого обслуживания. Без знания теории социальных технологий, принципов технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социального управления и оказание социальных услуг. В технологии должны находить в концентрированном виде выражение и теоретическая мысль, передовая практика в их эволюционном развитии.

     Социальные  технологии направлены на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения, именно здесь в концентрированном виде находят выражение накопленные и систематизированные теоретические знания, опыт, умения и передовая практика субъектов социальной деятельности в этой области. Многообразие социального мира и форм его жизнедеятельности обусловливают разнообразие социальных технологий.

     Реализацию  технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  на дому осуществляют государственные  и неправительственные общественные организации и учреждения, специалисты и добровольцы. Среди учреждений социального назначения наибольшую распространенность получили территориальные центры социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений, как правило, создаются следующие отделения:

     -социальной  помощи на дому;

     -дневного  пребывания;

     -срочной  социальной помощи;

     -стационарного  обслуживания;

     -временного  обслуживания.

     Характерной чертой центров социального обслуживания в последние годы становится их многопрофильность. В их структуре создаются хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, библиотеки, прачечные, магазины, столовые парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды, банки вещей, пункты проката реабилитационной техники и т.д.

     Отделение социальной помощи на дому занимает особое место в структуре центров социального обслуживания населения. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере.

     Такое отделение создается для осуществления постоянного или временного социально-бытового обслуживания в надомных условиях пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Нормативом для организации одного такого отделения является численность нуждающихся в обслуживании в количестве не менее 60 человек, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 человек – в городской местности. Возглавляется каждое отделение заведующим, назначаемым руководителем учреждения [6, с. 50].

     Социальным  обслуживание на дому обеспечиваются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды. Направлениями деятельности отделения являются:

     -выявление  и учет пенсионеров и инвалидов,  нуждающихся в обслуживании на  дому;

     -оказание  социально-бытовой помощи пенсионерам  и инвалидам на дому;

     -содействие  в предоставлении обслуживаемым  лицам льгот и преимуществ,  установленных действующим законодательством.

     Для подержания здоровья пожилых людей  и инвалидов важная роль отводится  отделениям социально-медицинской  помощи на дому. В соответствии с  приказом Минсоцзащиты России 27 декабря 1994г. «О создании отделений специализированной помощи на дому» в структуре центров социального обслуживания населения в 90-х гг. стали развиваться новые отделения – отделения специализированной помощи на дому, в последующем получившие название специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (см. Приложение № 6).

     Таким образом, национальные стандарты социального  обслуживания населения направлены на решение следующих задач:

     -удовлетворение  основных потребностей различных  категорий населения в социальных услугах и гарантирование их качества;

     -обеспечение  социальной стабильности и безопасности  населения в условиях реформирования  общественных отношений;

     -формирование  и сохранение единого социального  пространства в РФ на основе  единых нормативных правовых актов, регулирующих объем и качество социального обслуживания;

     -обеспечение  дальнейшего развития в регионах  РФ системы социального обслуживания  населения;

     -повышение  обоснованности и качество формирования  бюджетов на федеральном уровне  и на уровне субъектов РФ на развитие социального обслуживания.

     Следует отметить и то, что реализация требований государственных национальных стандартов в области социального обслуживания гарантируется государством путем  закрепления источников финансирования (помощь через трансферты бюджетов субъектов РФ, дотации, субвенции и средства на возвратной основе, государственные внебюджетные средства и т.д.) [6, с. 46].

     Требования, установленные национальными стандартами, являются обязательными для всех видов учреждений социального обслуживания населения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, и их реализация, безусловно, явится новым шагом на пути повышения качества обслуживания населения.

 

2.2. Опыт оказания  надомных услуг  пожилым гражданам  в Республике Беларусь

     Помощь  государства стареющим гражданам  можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано  в уже указанных федеральных  законах; помощь семьи и друзей можно  рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим людям. Существует еще и добровольная социальная помощь, которая, в частности, и подразумевает создание групп самопомощи.

     Отделение социальной помощи на дому занимает особое место среди центров социального обслуживания населения. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере.

     Социальное  обслуживание осуществляется при условии  добровольного согласия граждан пожилого возраста на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

     Согласие  на социальное обслуживание лиц, признанных в установленном законом порядке  недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

     В недельный срок с момента получения  обращения руководитель учреждения организует обследование материально-бытовых  условий проживания гражданина пожилого возраста, по результатам которого составляется акт, запрашивает из лечебно-профилактического учреждения заключение о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.

     На  основе вышеперечисленных документов и с учетом состояния здоровья, степени утраты способности к самообслуживанию, материального и семейного положения, дополнительных прав на меры социальной поддержки гражданина пожилого возраста, на получение социальных услуг в недельный срок после поступления всех необходимых документов, руководитель учреждения принимает решение о его зачислении на постоянное или временное социальное обслуживание на дому или выносит мотивированное решение об отказе в этом, о чем письменно извещается гражданин, его законный представитель, орган государственной власти, орган местного самоуправления или общественное объединение.

     Решение об отказе в социальном обслуживании на дому может быть обжаловано в  суде в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

     Граждане  пожилого возраста, принимаемые на социальное обслуживание на дому, их законные представители должны быть ознакомлены с перечнем и содержанием предоставляемых социальных услуг, условиями и правилами их предоставления и оплаты, а также с правилами поведения граждан при социальном обслуживании на дому. В договоре на обслуживание оговариваются виды и периодичность предоставляемых социальных услуг, условия их оплаты, права и обязанности сторон и иные условия.

     Технологии  предоставляемых на дому социальных услуг имеет свою особую специфику  в каждом регионе. Заслуживает, на мой взгляд, внимания опыт по созданию новой модели социального обслуживания в г. Минске. Данная модель приближена к распространенной за рубежом форме, когда организация предоставления социальных услуг на дому разделена на четыре составляющие блока:

     -обеспечение  доставки продуктов питания, лекарств, товаров и др.;

     -выполнение  работы по дому, которое можно  характеризовать как обслуживание;

     -предоставление  личных и бытовых услуг (гигиенические  услуги, купание, одевание и др.);

     -оказание услуг по сохранению социальных связей с прежним местом работы пожилого человека, предоставление лечебно-профилактической помощи в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуг, организация досуга.

     Развиваются и другие модели надомного обслуживания. Например, в целях приближения социальной помощи к месту проживания граждан в структуре центров социального обслуживания создаются филиалы (отделения).

     Такие филиалы становятся организаторами всей работы с пожилыми людьми на территории их проживания. Они предоставляют целый ряд услуг, фактически выполняя все основные функции центра:

     -социальное  обслуживание на дому;

     -срочное  социальное обслуживание – это  материальная помощь, доставка лекарств  и выписка угля пожилым людям,  помощь в оформлении пенсии, субсидий и льгот;

     -вызов  психолога, юриста и других  специалистов на дом;

     -проведение  клубов и мини-клубов по интересам;

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому