Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами социальной работы.
Центром человеческой жизни на геронтологическом этапе, средоточием бытия становится свободное время, которое определяет изменение задач и мотивов человеческой активности, умножение ее смыслов. Жизнь пожилого человека исключает повседневный ритм смены труда и отдыха, расширяется пространство его свободного времени.
Свободное время создает больше возможностей для индивидуального поведения человека и вместе с тем несет в себе риск упущенных возможностей. Поэтому и отношение к свободному времени двойственно. С одной стороны, человек стремится к обладанию свободным временем, связывая с ним возможность проработки и реализации жизненных проектов, которые по тем или иным причинам были невостребованы и составляли ценностный резерв. С другой стороны, человек ощущает определенную неуверенность, груз сомнений, связанных с изменением образа жизни. Разница лишь только в мере осознанности и степени разрешимости стоящих вопросов. Изменение привычного жизненного порядка (в отношении статуса, прав, функций) создает напряжение, связанное с поиском ответных практических действий, которые индивидуально для каждого могут быть представлены в форме оппозиции смыслов «потеря – приобретение».
По результатам опроса и мнениям пожилых людей (см. гл. 1, пункт 1.1.) можно сказать, что одни люди воспринимают отставку на работе, главным образом, как аутсайдерство , связанное с потерей своего статуса, привилегий, контактов. Свободное время для них ассоциируется с пустотой, бессодержательностью, что ведет к пассивности. Другие представляют свободное время как приобретение полной свободы. Такое понимание отражает внешнее протекание жизни и потому всегда иллюзорно. Приходящая с годами свобода не есть свобода от всех и всяческих обязанностей, в том числе и по отношению к собственным детям и внукам. Реальными проявлениями такой установки становятся поступки, совершаемые с ориентацией на свою пользу, удовольствия. И в том и в другом случае существует реальная угроза обособления, источник конфликтов, разрушения ценностей. Правильный подход включает в себя умение верно выработать целый ряд разнообразных отношений, актуализировать цели, постоянно находится в творческом состоянии движения, создать своего рода проект примирения между потерей и приобретением, тонкого их соединения.
Во
многих концепциях социологии досуга
понятие досуга и свободного времени
идентифицируются. Досуг – это
совокупность занятий в свободное
время, с помощью которых
Социологическая концепция досуга, следуя идеям Макса Вебера, рассматривает данный феномен как совокупность определенных элементов, противоположных работе, определяет досуговую деятельность как свободную и добровольную, предоставляющую возможность творчества. Французский социолог Ж. Дюмазедье, развивающий направление «цивилизации досуга» в западной социологии, подчеркивает самоценный характер досуга, определяет досуг как не связанную с работой, семьей и обществом деятельность, к которой человек обращен по своему желанию, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявить свои творческие возможности. По его мнению, центральный элемент наступающей цивилизации составляет массовый досуг, который в скрытой или явной форме взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности людей – с трудом, общественной, политической, культурной, семейной жизнью. Досуг – это, прежде всего, свобода и удовольствие. Ж. Дюмазедье выделяет и анализирует три функции досуга: отдых, развлечение и саморазвитие личности [5, с. 91].
Как показывает практика и опыт работы с пожилыми людьми, развитие досуговой сферы пожилых людей имеет ряд тенденций:
1. Индивидуализация досуга. Традиционные формы досуга, предполагающие общение широкого круга людей, живущих на одной территории и принадлежащих к одному поколению, уходят из быта. Преобладают внутрисемейные формы досуга: от игр до просмотра телевизионных передач. «Одомашнивание» досуга пожилых людей связано не только с массовым распространением систем телекоммуникаций, но и с возрастными особенностями, накладывающими определенные ограничения на пространственные перемещения. Для пожилых людей наиболее значимыми становятся локальные зоны отдыха, расположенные близко к их месту жительства.
2.
Меняется культурная
3.
Тенденция к развлечению и
пассивному отдыху, которую во
многом определяет усталость
от нерешенных бытовых проблем.
4.
Коммерциализация учреждений
В качестве социальных причин и барьеров, ограничивающих возможности пожилых людей в процессе радикального освоения свободного времени, в современном мире можно отметить следующие: снижение жизненных шансов; дискриминирующее социальное отношение к незащищенным слоям общества, существующим в течение длительного времени в режиме выживания, что вызывает поиск дополнительных приработков; отсутствие социальной поддержки и соответствующего отношения; недостаток информации, выражающийся в дефиците образовательных и учебных программ по сравнению с развлекательными; ограниченность (преобладание детективов и сентиментальных романов) и недоступность текстов культуры; рекламные материалы, распространяющие псевдонаучные спекуляции в отношении проблем «здоровья», концентрирующие внимание на визуальных характеристиках человека, на его телесности, на сенсационных способах получения максимального удовольствия; слабая ориентация на традиции народной культуры; профессиональная некомпетентность специалистов, работающих в учреждениях, организующих внепроизводственную жизнь.
Для
преодоления вышеуказанных
В
Республике Беларусь немаловажную роль
отводят досуговой деятельности
пожилых людей; разрабатываются
культурно-образовательные
1.
Совершенствование культурно-
2. Организация посещения одинокими гражданами пожилого возраста спектаклей, концертов по льготным билетам (по заявкам);
3.
Организация библиотеками
4.
Проведение в библиотеках
5. Проведение мероприятий ко Дню пожилых людей.
Насчитывается немалое количество клубов для пожилых людей в РБ. Целями и задачами данных учреждений являются мобилизация внутренних резервов пожилого человека для полноценной жизни, формирование позитивного отношения к окружающей среде и людям, организация социально значимого досуга, привлечение пожилых людей к культурной жизни города, а также:
- организация содержательного и интересного культурного досуга;
-
предоставление возможностей
-
создание благоприятных
-
создание условий для
-
гармонизация межличностных
- организация досуга, развитие творческого потенциала пожилых людей;
-
выявление проблем пожилых
-
способствовать укреплению
- поддержание активного образа жизни;
Развивающаяся с начала 1990-х гг. система образования пожилых людей является в определенной мере продолжением лучших инициатив предшествующего периода и выступает важным этапом в становлении общества. Инициаторы этого процесса акцентрируют внимание на новом векторе социальной защиты пожилых, направленном на улучшение качества жизни за счет удовлетворения насущных социокультурных потребностей и приоритетов.
Деятельность социальных структур, работающих с пожилым населением по удовлетворению его духовных и культурно-образовательных потребностей, вписывается в общий контекст гуманизации и социализации пожилых, поскольку:
-
опирается на идеи расширения
социального партнерства в
-
развивает сетевые структуры
взаимодействия социально-
-
стимулирует развитие
-
актуализирует формирование
Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает, как видно из вышеизложенного, досуговая активность.
Правильно организованный досуг улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.
В процессе организации досуга реализуются основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.
Давно замечено, что смех оказывает благотворное влияние на жизненные функции человека. Формирование позитивного настроя является средством профилактики конфликтных ситуаций, способствует глубокому, спокойному сну, мотивирует человека к различным видам деятельности, в том числе социально-культурной. Поэтому досуг следует наполнять содержанием, которое вызывает чувства радости, удовлетворения, повышает настроение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание. В ходе работы было изучено много литературы и, исходя из этого, анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому