Социальная работа с пожилыми людьми на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87

Файлы: 1 файл

курсовая работа студентки 3 курса, специальности социальная работа Сорочинской Ю.М..doc

— 373.50 Кб (Скачать)

 

2.3. Организация досуга  пожилых людей  на дому средствами  социальной работы.

     Центром человеческой жизни на геронтологическом  этапе, средоточием бытия становится свободное время, которое определяет изменение задач и мотивов  человеческой активности, умножение ее смыслов. Жизнь пожилого человека исключает повседневный ритм смены труда и отдыха, расширяется пространство его свободного времени.

     Свободное время создает больше возможностей для индивидуального поведения  человека и вместе с тем несет  в себе риск упущенных возможностей. Поэтому и отношение к свободному времени двойственно. С одной стороны, человек стремится к обладанию свободным временем, связывая с ним возможность проработки и реализации жизненных проектов, которые по тем или иным причинам были невостребованы и составляли ценностный резерв. С другой стороны, человек ощущает определенную неуверенность, груз сомнений, связанных с изменением образа жизни. Разница лишь только в мере осознанности и степени разрешимости стоящих вопросов. Изменение привычного жизненного порядка (в отношении статуса, прав, функций) создает напряжение, связанное с поиском ответных практических действий, которые индивидуально для каждого могут быть представлены в форме оппозиции смыслов «потеря – приобретение».

     По  результатам опроса и мнениям пожилых людей (см. гл. 1, пункт 1.1.) можно сказать, что одни люди воспринимают отставку на работе, главным образом, как аутсайдерство , связанное с потерей своего статуса, привилегий, контактов. Свободное время для них ассоциируется с пустотой, бессодержательностью, что ведет к пассивности. Другие представляют свободное время как приобретение полной свободы. Такое понимание отражает внешнее протекание жизни и потому всегда иллюзорно. Приходящая с годами свобода не есть свобода от всех и всяческих обязанностей, в том числе и по отношению к собственным детям и внукам. Реальными проявлениями такой установки становятся поступки, совершаемые с ориентацией на свою пользу, удовольствия. И в том и в другом случае существует реальная угроза обособления, источник конфликтов, разрушения ценностей. Правильный подход включает в себя умение верно выработать целый ряд разнообразных отношений, актуализировать цели, постоянно находится в творческом состоянии движения, создать своего рода проект примирения между потерей и приобретением, тонкого их соединения.

     Во  многих концепциях социологии досуга понятие досуга и свободного времени  идентифицируются. Досуг – это  совокупность занятий в свободное  время, с помощью которых удовлетворяются  непосредственные физические, психические и духовные потребности человека в основном восстанавливающего характера. Досуг есть социальный способ восстановления сил человека, включающий различные виды деятельности, которые человек выбирает по своему усмотрению, освободившись от бремени профессиональных и домашних забот.

     Социологическая концепция досуга, следуя идеям Макса  Вебера, рассматривает данный феномен  как совокупность определенных элементов, противоположных работе, определяет досуговую деятельность как свободную  и добровольную, предоставляющую возможность творчества. Французский социолог Ж. Дюмазедье, развивающий направление «цивилизации досуга» в западной социологии, подчеркивает самоценный характер досуга, определяет досуг как не связанную с работой, семьей и обществом деятельность, к которой человек обращен по своему желанию, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявить свои творческие возможности. По его мнению, центральный элемент наступающей цивилизации составляет массовый досуг, который в скрытой или явной форме взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности людей – с трудом, общественной, политической, культурной, семейной жизнью. Досуг – это, прежде всего, свобода и удовольствие. Ж. Дюмазедье выделяет и анализирует три функции досуга: отдых, развлечение и саморазвитие личности [5, с. 91].

     Как показывает практика и опыт работы с пожилыми людьми, развитие досуговой  сферы пожилых людей имеет  ряд тенденций:

     1. Индивидуализация досуга. Традиционные формы досуга, предполагающие общение широкого круга людей, живущих на одной территории и принадлежащих к одному поколению, уходят из быта. Преобладают внутрисемейные формы досуга: от игр до просмотра телевизионных передач. «Одомашнивание» досуга пожилых людей связано не только с массовым распространением систем телекоммуникаций, но и с возрастными особенностями, накладывающими определенные ограничения на пространственные перемещения. Для пожилых людей наиболее значимыми становятся локальные зоны отдыха, расположенные близко к их месту жительства.

     2. Меняется культурная составляющая  досуга, содержательная насыщенность  которой определяется манипуляционным  воздействием масс-медиа, превращающим  представления и установки в  формы символической социализации  и контроля.

     3. Тенденция к развлечению и  пассивному отдыху, которую во  многом определяет усталость  от нерешенных бытовых проблем.  Досуг при современных информационных  перегрузках, как правило, заполняется  стихийно-оргиастическими формами  поведения, снимающими «информационный стресс»ценой, по существу, декультурации личности.

     4. Коммерциализация учреждений досуговых  услуг («индустрия досуга») приводит  к тому, что в массовое сознание  внедряются определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения, которые  никак не учитывают возможности тех, кто исключен из благополучных статистических сводок. Недосягаемость, виртуальность престижных моделей освоения свободного времени порождает у пожилых людей чувство неуверенности в собственных силах, в сочетании иждивенческими ожиданиями препятствует использованию досуга для реализации творческого потенциала. Свободное время превращается в «пустое», враждебное со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, проявляющимися в форме комплексов, коммуникативных барьеров.

     В качестве социальных причин и барьеров, ограничивающих возможности пожилых людей в процессе радикального освоения свободного времени, в современном мире можно отметить следующие: снижение жизненных шансов; дискриминирующее социальное отношение к незащищенным слоям общества, существующим в течение длительного времени в режиме выживания, что вызывает поиск дополнительных приработков; отсутствие социальной поддержки и соответствующего отношения; недостаток информации, выражающийся в дефиците образовательных и учебных программ по сравнению с развлекательными; ограниченность (преобладание детективов и сентиментальных романов) и недоступность текстов культуры; рекламные материалы, распространяющие псевдонаучные спекуляции в отношении проблем «здоровья», концентрирующие внимание на визуальных характеристиках человека, на его телесности, на сенсационных способах получения максимального удовольствия; слабая ориентация на традиции народной культуры; профессиональная некомпетентность специалистов, работающих в учреждениях, организующих внепроизводственную жизнь.

     Для преодоления вышеуказанных причин и барьеров, а также для общества, претендующего на звание цивилизованного, развитие практик включения пожилых  людей в социальное пространство становится приоритетным направлением в социальной политике нашего государства.

     В Республике Беларусь немаловажную роль отводят досуговой деятельности пожилых людей; разрабатываются  культурно-образовательные программы, в организацию которых входит создание благоприятных условий  реализации интеллектуальной и культурной потребности пожилых людей. Инициаторами таких программ выступают общественные организации, в том числе ветеранские объединения, клубы по интересам. Основные мероприятия культурно-образовательных программ заключаются в следующем:

     1. Совершенствование культурно-просветительских  форм работы с пожилыми гражданами: организация мини-концертов, концертов-поздравлений  на дому, в домах-интернатах, развлекательно-познавательных  программ, тематических вечеров-встреч;

     2. Организация посещения одинокими гражданами пожилого возраста спектаклей, концертов по льготным билетам (по заявкам);

     3. Организация библиотеками районов  доставки книг одиноким пожилым  гражданам на дом, в больницы, дома-интернаты;

     4. Проведение в библиотеках благотворительных акций, дней отдыха, тематических программ для пожилых людей;

     5. Проведение мероприятий ко Дню  пожилых людей.

     Насчитывается немалое количество клубов для пожилых  людей в РБ. Целями и задачами данных учреждений являются мобилизация  внутренних резервов пожилого человека для полноценной жизни, формирование позитивного отношения к окружающей среде и людям, организация социально значимого досуга, привлечение пожилых людей к культурной жизни города, а также:

     - организация содержательного и  интересного культурного досуга;

     - предоставление возможностей для  активного общения и взаимоотношений  с людьми своего возраста;

     - создание благоприятных условий  для обращения и налаживания  взаимоотношений пожилых людей  друг с другом;

     - создание условий для оптимального  отдыха членов клуба;

     - гармонизация межличностных отношений  всех участников клуба путем  повышения психологической культуры  каждого; 

     - организация досуга, развитие творческого  потенциала пожилых людей; 

     - выявление проблем пожилых людей  и работа по активизации собственных сил для их решения;

     - способствовать укреплению физического  и психоэмоционального здоровья  членов клуба; 

     - поддержание активного образа  жизни;

     Развивающаяся с начала 1990-х гг. система образования  пожилых людей является в определенной мере продолжением лучших инициатив предшествующего периода и выступает важным этапом в становлении общества. Инициаторы этого процесса акцентрируют внимание на новом векторе социальной защиты пожилых, направленном на улучшение качества жизни за счет удовлетворения насущных социокультурных потребностей и приоритетов.

     Деятельность  социальных структур, работающих с пожилым населением по удовлетворению его духовных и культурно-образовательных потребностей, вписывается в общий контекст гуманизации и социализации пожилых, поскольку:

     - опирается на идеи расширения  социального партнерства в привлечении  пожилых к культурно-образовательной  деятельности с учетом их личного  интереса;

     - развивает сетевые структуры  взаимодействия социально-досуговых  центров, обеспечивая обмен опытом и создание общего культурно-образовательного поля;

     - стимулирует развитие межпоколенных  программ, используя идеи геронтокультуры  общества, толерантности и социальной  ответственности;

     - актуализирует формирование единого  информационного пространства для участников образовательной и досуговой деятельности для всех возрастных групп, в том числе и пожилых людей.

     Важным  направлением гармонизации отношений  пожилого человека и развития его  социальных связей с обществом выступает, как видно из вышеизложенного, досуговая активность.

     Правильно организованный досуг улучшает психическое  состояние пожилого человека: поднимает  настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, даёт ощущение удовлетворённости жизнью.

     В процессе организации досуга реализуются  основные функции социально-культурной деятельности, к которым относится развивающая, просветительская, культуротворческая и рекреативно-оздоровительная функция.

     Давно замечено, что смех оказывает благотворное влияние на жизненные функции  человека. Формирование позитивного настроя является средством профилактики конфликтных ситуаций, способствует глубокому, спокойному сну, мотивирует человека к различным видам деятельности, в том числе социально-культурной. Поэтому досуг следует наполнять содержанием, которое вызывает чувства радости, удовлетворения, повышает настроение.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание. В ходе работы было изучено много литературы и, исходя из этого, анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому