Социальная работа с пожилыми людьми на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87

Файлы: 1 файл

курсовая работа студентки 3 курса, специальности социальная работа Сорочинской Ю.М..doc

— 373.50 Кб (Скачать)

     -по  типам – отсутствие продуктов,  невозможность приобрести их  самостоятельно; плохое, неблагоустроенное  жилище или его полное отсутствие; недоступность медицинской помощи;

     -по  степени – необходимость оказания  полного объема помощи или  в каких-то отдельных частях; кратковременная  или долгосрочная социальная  помощь.

     В соответствии с обозначенными определенными  условиями планируются и осуществляются конкретные меры социальной помощи.

     Сторонники  второго подхода в основу социальной работы кладут различие, а не сходство пожилых людей. Согласно этой точке  зрения, клиенты пожилого и старческого  возраста должны рассматриваться, прежде всего, как индивиды, личности, чьи  неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания. Исходя из этого постулата, планируются действия для каждого конкретного человека, а не для целых групп пожилых людей. Совершенно очевидно, что для реализации такого подхода необходима не только разносторонняя профессиональная подготовка, но и определенные личностные качества социальных работников.

     Вне всякого сомнения, качество социальной работы не зависит от того или иного  подхода, в любом случае добросовестное исполнение трудовых обязанностей является единственным мерилом профессиональной пригодности социального работника. Ответственность и соблюдение всех законодательно установленных норм – основные требования к профессиональной компетенции лиц, избравших своей деятельностью оказание помощи пожилым и старым людям.

     При этом социальные работники должны:

     -предоставлять  полную свободу выбора пожилому  человеку наиболее важной для  него социальной проблемы;

     -соблюдать  уважительное отношение ко времени  встречи с пожилым человеком;

     -выказывать  доброжелательную заинтересованность к прошлому пожилого клиента;

     -не  допускать фамильярно-иронического  тона при общении с пожилым  клиентом;

     -избегать  установления слишком близких,  доверительных отношений;

     -не  навязывать свою точку зрения  и свою волю старому человеку.

     Особенно  строго необходимо придерживаться следующего правила – соблюдать полную откровенность  и информированность обо всем, что касается выполнения просьб и  поручений старого человека, относиться к ним с полной серьезностью и  ответственностью. Никогда нельзя забывать о том, что самым острым напоминанием старому человеку о беспомощности, бесправности и полной зависимости служит отсутствие информации «по его делу». Проявляя интерес к мелочам повседневной жизни, которые так важны для старых людей, предлагая им выбор, необходимо способствовать самостоятельности и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных, именно такой подход способствует формированию и укреплению в старых людях чувства комфортности, благополучия и благодарности к социальному работнику.

     Социальный  работник обязан уже при первом знакомстве уведомить пожилого клиента о  том, какими социальными полномочиями обладает в оказании ему помощи и  разрешении тревожащих или беспокоящих  его вопросов.

     Воздержание от опрометчивых обещаний, заверений в способности очень быстро решить все эмоциональные, материальные, физические и другие потребности старых людей, а также урегулировать родственные или соседские взаимоотношения клиента должно стать первой заповедью социального работника.

     В свою очередь, социальный работник не только не обязан выполнять все без исключения требования и капризы старого человека, но должен уметь использовать свой авторитет, чтобы в уважительной для старого человека форме объяснить ему сущность социальной работы - активизация физических и психологических возможностей клиента. Каким бы старым ни был клиент, его необходимо убедить в том, что главным в социальном обслуживании на дому является помощь ему как можно дольше сохранять независимость в самом элементарном самообслуживании, освободив от более утомительных и жизнезатратных действий. И это возможно только при его активном участии, пассивность же, требование удовлетворения всех потребностей в уходе приведут к отрицательному результату, а именно к обездвиженности и полной зависимости, а возможно, и необходимости в стационарном социальном обслуживании. Такая принципиальная позиция социального работника исключает обострение взаимоотношений и возникновение конфликта, а пожилой клиент учится понимать, что социальный работник – не бесплатный слуга, а партнер, компаньон, который по долгу службы обязан:

     -способствовать  его собственной активности;

     -помогать  ему самостоятельно справляться  с жизненными трудностями;

     -внушать  чувство защищенности и независимости;

     -избегать  инфантилизма, т.е. стремления иметь, как в детстве, покровителя и исполнителя всех желаний и капризов.

 

      ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА ДОМУ

2.1. Нормативно-правовые  базы социальной  работы с пожилыми  людьми на дому.

     Как известно, Федеральный закон от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепил правовые основы формирования и регулирования важнейшего направления социальной защиты населения в условиях модернизации российского общества. Принятие закона явилось знаменательной вехой на пути становления социального обслуживания лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, гарантируя им право на получение основных видов социальных услуг в государственной системе социальных служб. Согласно ст. 6 указанного закона социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам (см. Приложение № 3).

     Стандарты социального обслуживания - это основные правовые документы, которые содержат социальные нормы и нормативы, критерии и показатели, единицы измерения, классификацию социальных услуг и понятия, ключевые слова в этой сфере. Они регламентируют развитие социальных служб и применение разнообразных современных технологий социальной работы, гарантируют клиентам определенный уровень качества социальных услуг, обеспечивают их социальную безопасность. Это система реальных эталонов, своеобразных образцов в идее государственных документов, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья клиентов.

     В РФ идет формирование и становление 6 групп стандартов:

     -государственные  минимальные социальные стандарты;

     -отраслевые  стандарты социальных услуг;

     -социальные  стандарты субъектов РФ;

     -стандарты  учреждений социального обслуживания населения;

     -стандарты  видов социального обслуживания;

     -стандарты  профессиональной деятельности  специалистов социальных служб.

     Государственный комитет по стандартизации и метрологии РФ 24 ноября 2003г. впервые принял два  постановления о принятии и введении в действие национальных стандартов «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения». С 1 июля 2004г. они вошли в действие (см. Приложение № 4).

     Два года спустя, 30 декабря 2005г. Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии утвердило и ввело  в действие еще четыре важнейших  национальных стандарта РФ по социальному  обслуживанию населения: «Социальное  обслуживание населения. Термины и определения», «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» и «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (см. Приложение № 5).

     Требования  стандарта распространяются на все  учреждения независимо от форм собственности, которые предоставляют гражданам  социальные услуги в порядке помощи и всесторонней поддержки в случаях трудной жизненной ситуации.

     Социальные  услуги в зависимости от их назначения подразделяются на следующие основные виды:

     -социально-бытовые,  направленные на поддержание  жизнедеятельности граждан в  быту;

     -социально-медицинские,  направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

     -социально-психологические,  предусматривающие коррекцию психологического  состояния граждан для их адаптации  в среде обитания (обществе);

     -социально-педагогические, направленные на профилактику  отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

     -социально-экономические,  направленные на поддержание  и улучшение жизненного уровня;

     -социально-правовые, направленные на поддержание  или изменение правового статуса,  оказание юридической помощи, защиту  законных прав и интересов  граждан.

     Все эти социальные услуги предоставляются  населению социальными службами в учреждениях различного типа:

     -в  стационарных учреждениях;

     -в  полустационарных учреждениях;

     -в  нестационарных учреждениях;

     -в  отделениях социального обслуживания  на дому;

     -в  комплексных учреждениях;

     -в  отделениях срочного социального  обслуживания;

     -в  отделениях срочной социально-консультационной помощи;

     -в  иных учреждениях, в том числе  гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью в области социального  обслуживания населения без образования  юридического лица.

     В зависимости от предназначения, состава  и характера предоставляемых услуг стандартом определены 22 вида учреждений, каждый из которых имеет свои структурные подразделения разной специализации.

     При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг  стандарты требуют учета интересов клиента, состояния его здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержания индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременности или долговременности потребности в этих услугах, материальных возможностей клиента и других объективных факторов.

     Стандартами раскрыто сущностное содержание каждого  вида услуг, а также утверждены требования к порядку и условиям оказания социальных услуг.

     В соответствии с этими требованиями социальные услуги предоставляют на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в соответствующие органы или учреждения социальной защиты населения, которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.

     При получении социальных услуг граждане имеют право:

     -на  выбор учреждения и формы обслуживания  в порядке, установленным федеральным  органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов РФ;

     -на  информацию о своих правах, обязанностях  и условиях оказания социальных  услуг;

     -на  уважительное и гуманное отношение  со стороны работников учреждений  социального обслуживания;

     -на  конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

     -на  защиту своих прав и законных  интересов, в том числе в  судебном порядке;

     -на  отказ от социальных услуг.

     Сведения  личного характера, ставшие известными работникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

     Социальные услуги соответствующие службы предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Допускается также анонимное обращение клиентов для получения услуг отдельных видов. Определены также категории граждан, которые пользуются правом на внеочередное обслуживание и преимущественным правом получения социальных услуг.

     Постановлением  Госстандарта России от 24 ноября 2003г. № 326-ст. установлены также и основные положения, определяющие качество указанных выше социальных услуг.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому