Социальная работа с пожилыми людьми на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.

Оглавление

Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87

Файлы: 1 файл

курсовая работа студентки 3 курса, специальности социальная работа Сорочинской Ю.М..doc

— 373.50 Кб (Скачать)

     Затем в каждом конкретном случае должна быть разработана программа социальной помощи, основу которой составляет анализ потребностей старого человека в необходимых бытовых услугах, тщательный выбор метода оказания само значимой услуги, будь то покупка продуктов или сопровождение в поликлинику, или помощь в огороде, или «всего лишь – поговорить по душам».

     Показатели  хода реализации программы, оценка полученного  результата определяются в каждом конкретном случае индивидуально, однако общим условием является установление полной психологической совместимости между пожилым клиентом и социальным работником, чтобы каждое общение между ними приносило удовлетворение обоим.

     Отрицательный результат деятельности социального  работника – в неожиданном для него отказе пожилого человека от продолжения сотрудничества, то есть отказа от социального обслуживания или данного социального работника. Каждый такой случай в социальной работе должен быть предметом всестороннего обсуждения, так как объяснение причин отказа только некомпетентностью социального работника или его профессиональной недобросовестностью не всегда является объективным с учетом особенностей психической сохранности пожилого клиента.

     При проведении социальной диагностики  социальный работник руководствуется основными принципами:

     -конфиденциальность, т.е. неразглашение социального  диагноза;

     -объективность  и достоверность результатов  социального исследования;

     -ненанесение  ущерба, те. результаты социального  исследования не должны нанести вред пожилому клиенту;

     -эффективность,  т.е. удовлетворение пожилого  клиента от взаимодействия с  органами социального обслуживания.

     Социальный  работник на стадии социального консультирования стремится оказать социальную помощь путем целенаправленного информационного воздействия на старого человека или группу лиц пожилого и старческого возраста в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функции, ориентиров, выработки социальных форм общения. Научить пожилых и старых клиентов наиболее легкому способу справляться со своими нуждами, сохранять как можно дольше самостоятельность и независимость при определенной степени помощи со стороны социального работника - главная цель социального консультирования.

     Социальное  консультирование представляет собой динамический процесс, который базируется на определенных принципах:

     -целесообразность  и целеустремленность;

     -добровольность  и ненавязчивость;

     -методическая  грамотность и компетентность.

     Консультативная помощь может быть прекращена только тогда, когда проблема, волнующая старого человека, решается или же ее решение по независящим от социального работника причинам не представляется возможным, а также в случае отказа клиента от сотрудничества.

     Социальное  консультирование может быть в виде:

     -социально-медицинского;

     -социально-педагогического;

     -социально-правового.

     Совершенно  очевидной является необходимость  приобретения социальными работниками  знаний в области медицины (доврачебная  медицинская помощь), в области  педагогики и законодательно-правовых актов, определяющих права пожилых людей, их льготы и социальные пособия и возможности их использования. В этом отношении большое значение для профессиональной деятельности имеет наличие специального образования, степень интеллектуального развития, среднее или высшее образование. Личностные особенности социального работника, его общительность, доброта, отзывчивость, присущее чувство сострадания и сопереживания и, само собой разумеется, любовь к старым людям – незаменимые качества профессионала.

     Не  вызывает сомнения тот факт, что психологическая составляющая социальной работы с населением старшего возраста довольно часто является определяющей с учетом как биологических изменений, так и социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на моральное состояние пожилого человека. Знание психологии пожилых и старых людей совершенно необходимо для успешной деятельности социальных работников. Между тем, многие исследователи отмечают, что психологическая поддержка пожилых людей остается слабой, прежде всего, из-за недостатка специалистов – геронтопсихологов, да и сами пожилые люди не слишком активно ищут психологическую помощь в разрешении своих душевных проблем [30, с. 256]. Возможно, это объясняется тем, что современные пожилые люди – зрелые личности, умудренные жизненным опытом, со сложившимся взглядом на происходящие вокруг них события, с устоявшимися традициями, совершенно другим мировоззрением и активным неприятием новых социальных реалий и образа жизни, а потому и не слишком верят, что психологи могут кардинально изменить их социальную ситуацию. В свою очередь нельзя полностью игнорировать и тот факт, что население старшего возраста не имеет привычки решать свои морально-бытовые проблемы с помощью психолога. Более ценным и значимым для пожилых и старых людей является внимательное отношение к их нуждам и желаниям, уважение к ним, заинтересованность их прошлым, сочувственное отношение к их физической беспомощности и нуждаемости в посторонней помощи.

     И тем не менее, психологическое консультирование все чаще используется в социальной работе с пожилыми и старыми людьми, чему способствует широко используемый в социальной работе биопсихосоциальный подход к изучению межличностных и социальных проблем пожилых клиентов.

     Психологическое консультирование – это непосредственная работа с пожилыми и старыми людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологическое консультирование ориентировано, прежде всего, на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, являющихся нередко причиной жизненных трудностей и конфликтов.

     Этот  вид помощи имеет следующие цели:

     -способствовать  изменению поведения, чтобы, несмотря на неизбежные социальные ограничения, человек мог бы испытывать удовлетворение от своей жизни;

     -развивать  навыки преодоления трудностей  при столкновении с различными  жизненными обстоятельствами;

     -обеспечить  эффективное принятие жизненно  важных решений и научить самостоятельно преодолевать разнообразные эмоциональные стрессы;

     -развивать  умение завязывать и поддерживать  межличностные отношения;

     -улучшать  качество жизни клиентов посредством  обучения оптимальному построению  межличностных отношений с ближайшим окружением;

     -облегчить  реализацию и повышение потенциала  личности, научить клиента контролировать  свое окружение и собственные  реакции, провоцируемые этим окружением.

     Необходимо  специально привлечь внимание к тому, что сфера деятельности социальных работников, в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилым и старым человеком, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой ее регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют сиюминутного и моментального решения. Требования, которые предъявляют теоретики социальной работы социальным работникам, очень высокие, что зачастую делаются выводы об абсолютной (20%) и относительной (80%) профессиональной непригодности претендентов на социальную работу с пожилыми людьми. Так, по мнению некоторых ученых, социальные работники исходно должны обладать такими личностными качествами, как:

     -«нравственность  (потребность поступать в соответствии  с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить  людям благо);

     -честность на словах и на деле;

     -совестливость,  совесть – чувство моральной  ответственности за свое поведение  и предостережение от чисто  формального отношения к своим  профессиональным обязанностям;

     -объективность  – избегать излишней эмоциональности  в оценке проблем старого клиента;

     -справедливость  – социальный работник должен  всегда быть справедливым в  отношении своего клиента, несмотря  на собственные симпатии и  антипатии;

     -тактичность  – качество личности, которой  приходится иметь дело с людьми  слабыми, больными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми или иными обстоятельствами, в которых они находятся;

     -терпимость  – моральное качество, характеризующееся  уважительным отношением к интересам,  убеждениям, верованиям, привычкам  других людей, умение принимать их такими, как они есть;

     -внимательность  и наблюдательность;

     -выдержка  и самообладание;

     -доброта  и любовь к людям;

     -самокритичность-  умение анализировать свою деятельность, умение исправлять свои ошибки, не ища самооправдание;

     -адекватность  самооценке, т.е. реальное понимание своих профессиональных и социальных возможностей разрешить все проблемы клиента, с одной стороны, а с другой – не занижать самооценку;

     -терпение, обязательное при работе со  старыми людьми, плохо видящими  или слабо слышащими;

     -коммуникабельность  – способность быстро и правильно  строить общение;

     -оптимизм  и сила воли;

     -эмоциональная  устойчивость - самообладание, способность  к саморегуляции, что позволяет  социальному работнику владеть  собой в различных ситуациях  профессиональной деятельности;

     -стремление  к самосовершенствованию;

     -творческое  мышление» [30, с. 259].

     Создается впечатление, что единственное, о  чем забыли ученые, - это требование, прежде всего, добросовестно выполнять  свои профессиональные обязанности.

     Согласно  американским теоретикам социальной работы, социальный работник должен:

     «1) заниматься практикой в рамках целей  и задач социальной работы, имея на то специальное разрешение;

     2) опираться на собственное здравомыслие;

     3) соблюдать профессиональную объективность;

     4) признавать многообразие человеческих  личностей;

     5) стремится к личному и профессиональному  совершенствованию;

     6) осуществлять практику, опираясь  на знания и нравственные принципы;

     7) рассматривать личность во всей  ее полноте;

     8) обращаться к клиентам с достоинством;

     9) индивидуализировать клиентов;

     10) уделять все внимание клиентам;

     11) развивать сильные стороны клиентов;

     12) максимально вовлекать клиентов  в процесс лечения;

     13) максимально развивать способность  клиента принимать решения;

     14) максимально использовать имеющиеся в распоряжении социального работника ресурсы;

     15) защищать конфиденциальный характер  взаимоотношений с клиентом;

     16) постоянно оценивать происходящие  изменения;

     17) быть подотчетным клиенту, агентству и общине» [30, с. 260].

     Как видно, американцы более прагматично подходят к подбору специалистов по социальной работе, для них более значимыми являются профессиональные способности и в меньшей степени – нравственно-этические качества.

     Как известно,  существует два основных подхода или направления в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.

     Сторонники  первого подхода считают, что  все клиенты одинаковы. Разница  заключается лишь в характере, степени  немощности и необходимых им услугах, поэтому социальная работа должна исходить из этих потребностей клиентов старческого возраста. Потребности старых людей могут различаться:

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому