Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87
Затем
в каждом конкретном случае должна
быть разработана программа
Показатели хода реализации программы, оценка полученного результата определяются в каждом конкретном случае индивидуально, однако общим условием является установление полной психологической совместимости между пожилым клиентом и социальным работником, чтобы каждое общение между ними приносило удовлетворение обоим.
Отрицательный результат деятельности социального работника – в неожиданном для него отказе пожилого человека от продолжения сотрудничества, то есть отказа от социального обслуживания или данного социального работника. Каждый такой случай в социальной работе должен быть предметом всестороннего обсуждения, так как объяснение причин отказа только некомпетентностью социального работника или его профессиональной недобросовестностью не всегда является объективным с учетом особенностей психической сохранности пожилого клиента.
При проведении социальной диагностики социальный работник руководствуется основными принципами:
-конфиденциальность,
т.е. неразглашение
-объективность и достоверность результатов социального исследования;
-ненанесение ущерба, те. результаты социального исследования не должны нанести вред пожилому клиенту;
-эффективность,
т.е. удовлетворение пожилого
клиента от взаимодействия с
органами социального
Социальный работник на стадии социального консультирования стремится оказать социальную помощь путем целенаправленного информационного воздействия на старого человека или группу лиц пожилого и старческого возраста в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функции, ориентиров, выработки социальных форм общения. Научить пожилых и старых клиентов наиболее легкому способу справляться со своими нуждами, сохранять как можно дольше самостоятельность и независимость при определенной степени помощи со стороны социального работника - главная цель социального консультирования.
Социальное консультирование представляет собой динамический процесс, который базируется на определенных принципах:
-целесообразность и целеустремленность;
-добровольность и ненавязчивость;
-методическая грамотность и компетентность.
Консультативная помощь может быть прекращена только тогда, когда проблема, волнующая старого человека, решается или же ее решение по независящим от социального работника причинам не представляется возможным, а также в случае отказа клиента от сотрудничества.
Социальное консультирование может быть в виде:
-социально-медицинского;
-социально-
-социально-правового.
Совершенно очевидной является необходимость приобретения социальными работниками знаний в области медицины (доврачебная медицинская помощь), в области педагогики и законодательно-правовых актов, определяющих права пожилых людей, их льготы и социальные пособия и возможности их использования. В этом отношении большое значение для профессиональной деятельности имеет наличие специального образования, степень интеллектуального развития, среднее или высшее образование. Личностные особенности социального работника, его общительность, доброта, отзывчивость, присущее чувство сострадания и сопереживания и, само собой разумеется, любовь к старым людям – незаменимые качества профессионала.
Не вызывает сомнения тот факт, что психологическая составляющая социальной работы с населением старшего возраста довольно часто является определяющей с учетом как биологических изменений, так и социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на моральное состояние пожилого человека. Знание психологии пожилых и старых людей совершенно необходимо для успешной деятельности социальных работников. Между тем, многие исследователи отмечают, что психологическая поддержка пожилых людей остается слабой, прежде всего, из-за недостатка специалистов – геронтопсихологов, да и сами пожилые люди не слишком активно ищут психологическую помощь в разрешении своих душевных проблем [30, с. 256]. Возможно, это объясняется тем, что современные пожилые люди – зрелые личности, умудренные жизненным опытом, со сложившимся взглядом на происходящие вокруг них события, с устоявшимися традициями, совершенно другим мировоззрением и активным неприятием новых социальных реалий и образа жизни, а потому и не слишком верят, что психологи могут кардинально изменить их социальную ситуацию. В свою очередь нельзя полностью игнорировать и тот факт, что население старшего возраста не имеет привычки решать свои морально-бытовые проблемы с помощью психолога. Более ценным и значимым для пожилых и старых людей является внимательное отношение к их нуждам и желаниям, уважение к ним, заинтересованность их прошлым, сочувственное отношение к их физической беспомощности и нуждаемости в посторонней помощи.
И
тем не менее, психологическое
Психологическое консультирование – это непосредственная работа с пожилыми и старыми людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологическое консультирование ориентировано, прежде всего, на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, являющихся нередко причиной жизненных трудностей и конфликтов.
Этот вид помощи имеет следующие цели:
-способствовать изменению поведения, чтобы, несмотря на неизбежные социальные ограничения, человек мог бы испытывать удовлетворение от своей жизни;
-развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с различными жизненными обстоятельствами;
-обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений и научить самостоятельно преодолевать разнообразные эмоциональные стрессы;
-развивать
умение завязывать и
-улучшать
качество жизни клиентов
-облегчить
реализацию и повышение
Необходимо специально привлечь внимание к тому, что сфера деятельности социальных работников, в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилым и старым человеком, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой ее регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют сиюминутного и моментального решения. Требования, которые предъявляют теоретики социальной работы социальным работникам, очень высокие, что зачастую делаются выводы об абсолютной (20%) и относительной (80%) профессиональной непригодности претендентов на социальную работу с пожилыми людьми. Так, по мнению некоторых ученых, социальные работники исходно должны обладать такими личностными качествами, как:
-«нравственность
(потребность поступать в
-честность на словах и на деле;
-совестливость,
совесть – чувство моральной
ответственности за свое
-объективность
– избегать излишней
-справедливость
– социальный работник должен
всегда быть справедливым в
отношении своего клиента,
-тактичность
– качество личности, которой
приходится иметь дело с
-терпимость
– моральное качество, характеризующееся
уважительным отношением к
-внимательность и наблюдательность;
-выдержка и самообладание;
-доброта и любовь к людям;
-самокритичность-
умение анализировать свою
-адекватность самооценке, т.е. реальное понимание своих профессиональных и социальных возможностей разрешить все проблемы клиента, с одной стороны, а с другой – не занижать самооценку;
-терпение, обязательное при работе со старыми людьми, плохо видящими или слабо слышащими;
-коммуникабельность
– способность быстро и
-оптимизм и сила воли;
-эмоциональная
устойчивость - самообладание, способность
к саморегуляции, что
-стремление к самосовершенствованию;
-творческое мышление» [30, с. 259].
Создается впечатление, что единственное, о чем забыли ученые, - это требование, прежде всего, добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.
Согласно американским теоретикам социальной работы, социальный работник должен:
«1) заниматься практикой в рамках целей и задач социальной работы, имея на то специальное разрешение;
2)
опираться на собственное
3)
соблюдать профессиональную
4)
признавать многообразие
5)
стремится к личному и
6)
осуществлять практику, опираясь
на знания и нравственные
7)
рассматривать личность во
8) обращаться к клиентам с достоинством;
9) индивидуализировать клиентов;
10) уделять все внимание клиентам;
11)
развивать сильные стороны
12)
максимально вовлекать
13)
максимально развивать
14) максимально использовать имеющиеся в распоряжении социального работника ресурсы;
15)
защищать конфиденциальный
16)
постоянно оценивать
17) быть подотчетным клиенту, агентству и общине» [30, с. 260].
Как видно, американцы более прагматично подходят к подбору специалистов по социальной работе, для них более значимыми являются профессиональные способности и в меньшей степени – нравственно-этические качества.
Как известно, существует два основных подхода или направления в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.
Сторонники первого подхода считают, что все клиенты одинаковы. Разница заключается лишь в характере, степени немощности и необходимых им услугах, поэтому социальная работа должна исходить из этих потребностей клиентов старческого возраста. Потребности старых людей могут различаться:
Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому