Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:26, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, которым требуется надомное обслуживание, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Объектом исследования является социальная работа с пожилыми людьми на дому.
Предметом является процесс предоставления надомных услуг социальными службами, а также социальными работниками.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определены задачи:
1) проанализировать историю становления социальной работы с пожилыми людьми на дому;
2) исследовать социальную помощь на дому как одно из направлений социальной защиты пожилых граждан;
3) рассмотреть опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в Республике Беларусь, а также внедрение новых технологий социальной работы по улучшению качества жизни пожилых людей.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 5-13
1.1. Пожилые граждане как особые объекты социальной работы. 5-13
1.2. История становления социальной работы с пожилыми людьми
на дому. 14-19
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты
пожилых граждан. 20-31
Глава 2. Практика социальной работы с пожилыми людьми на дому. 32-40
2.1. Нормативно-правовые базы социальной работы с пожилыми
людьми на дому. 32-40
2.2. Опыт оказания надомных услуг пожилым гражданам в
Республике Беларусь. 41-50
2.3. Организация досуга пожилых людей на дому средствами
социальной работы. 51-57
Заключение. 58-59
Список использованной литературы. 60-62
Приложения. 63-87
Государственная и общественная помощь пожилым людям в Беларуси и России заключалась в следующем. Одним из основных объектов в сфере социально-помогающей деятельности белорусской крестьянской общины были одинокие старики. Институт старцев закрепился еще в архаический период как общинно-родовая форма помощи и в ВКЛ получил дальнейшее развитие. Отношение к старикам в белорусских селах, где рано сформировался культ мудрой старости, было подчеркнуто уважительным, как бы ни было это обременительным для окружающих. Не случайно «старцами» называли выборных лиц крестьянского самоуправления. Они следили за порядком в селах, участвовали в копных судах, распределяли повинности среди жителей и т.п. Впоследствии, в местностях, где была проведена «валочная памера», феодалы вместо старцев назначали «войтов». Постепенно определились основные формы общинного презрения одиноких стариков: поочередное кормление по домам; отдача призреваемого на полное содержание одного из членов сельского общества; выдача пособий (в основном «натурой»); специальный отвод земли по решению сельского общества («косячки» для заготовки сена и т.п.); помещение в богоугодные заведения.
История
недавнего времени
В 1914г. В ведении Общества находилось 80 больниц на 2559 коек, расположенных не только в столичных городах, но и в провинции, 120 амбулаторий, ряд приютов для неизлечимо больных, убежищ для раненых воинов и сирот, колония для больных на Кавказских Минеральных Водах. Как видно, Красный Крест оказывал помощь не только военнослужащим, но и широкому кругу лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи. В военные и послевоенные годы медико-социальное обслуживание носило в основном характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах виде предоставления им одноразовой материальной помощи, приобретения путевок на санаторно-курортное лечение.
В 1960г. При комитетах Общества Красного Креста было создано Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными. С целью облегчения работы патронажных сестер для оказания помощи в бытовом обслуживании больных проводилась большая работа по формированию санитарного актива среди населения. Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистками на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969г. была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов [4, с. 162].
В середине 70-х гг. в порядке эксперимента впервые было организовано надомное обслуживание одиноких пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения. Эта деятельность регламентировалась Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, утвержденным Министерством соцобеспечения РСФСР от 28.10.1975 г. В соответствии с этим положением на надомное обслуживание принимались состоящие на очереди для помещения в дом-интернат одинокие инвалиды Великой Отечественной войны и труда 1 и 2 групп, члены семьи, получающие пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, одинокие пенсионеры по старости, получающие пенсию 50 руб. в месяц. С этого времени возникла новая государственная форма социально-медицинского обслуживания – социально-медицинское обслуживание нетрудоспособных одиноких на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовалась справка лечебного утверждения об отсутствии хронических заболеваний.
Дом-интернат, обслуживающий граждан на дому, должен был предоставлять им следующие услуги: доставка продуктов на дом, стирка, уборка помещения, доставка медикаментов, контроль за состоянием здоровья. Поскольку надомное обслуживание являлось функцией, не свойственной домам-интернатам и вызвавшей у этих учреждений организационные трудности, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию медико-социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам. Их деятельность регламентировалась Положением об отделении социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР от 03.02.1986 г. № 28/3-43 [4, с. 168].
В 1987г. функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому выполняли две организации: государственная - отделения социальной помощи и общественная – служба милосердия Общества Красного Креста. Со временем прекратилась уплата населением членских взносов Обществу Красного Креста, в результате у этой общественной организации значительно сократилась возможность содержать данную службу, в связи с чем ее деятельность была сведена до минимума, в то время как служба медико-социально-бытовой помощи на дому стала быстро расширяться.
Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ и Общества Красного Креста РФ «О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения» от 25.05.1993г. рекомендовалось регулярно помогать одиноким престарелым гражданам и инвалидам.
Исторически складывалось так, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу экономических, материально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять. Об этом свидетельствует история развития службы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам: в послевоенные годы государство развивало систему домов-интернатов для престарелых; удовлетворение потребностей населения в надомном обслуживании частично взяло на себя Общество Красного Креста.
С
годами увеличилось число одиноких
престарелых людей и
К основополагающим документам мирового сообщества относятся Всемирная декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Декларация социального прогресса и развития и Декларация о правах умственно отсталых (1971) (см. Приложение № 1).
В 90-х гг. 20в. законодательная база расширялась, что позволило попытаться разрешить проблемы одиноких престарелых людей. В связи с обострением социально-экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.» от 26.12.1991г., согласно которому были образованы республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определен порядок адресного направления гуманитарной помощи и создания территориальных служб срочной социальной помощи (см. Приложение № 2).
Как видим, правовое обеспечение управления и осуществления социально-медицинского обслуживания имеет большое значение для реализации социальных прав граждан пожилого возраста как «сегодня», так и «вчера». Поэтому проблемы социально-медицинской защиты граждан пожилого возраста находят свое отражение в международных и российских законодательных актах; вместе с тем мероприятия, направленные на защиту граждан пожилого возраста, занимают существенное место в социальной политике современных государств.
1.3. Социальная помощь на дому как одно из направлений защиты пожилых граждан
В чем суть социальной работы с людьми «третьего возраста»? Прежде всего в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа способствует также выявлению положительного потенциала граждан пожилого возраста, которые становятся заметной общественной силой, помогает оценить накопленный практический опыт, приблизить национальную политику и социальные программы к нуждам стареющего населения.
Социальное обслуживание – это предоставление конкретных социальных услуг людям, которые не могут позаботиться о себе, для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития.
В
настоящее время работает много
центров социального
Отделение
надомного социального
Социальная помощь на дому – это комплексные мероприятия всех служб, оказывающих тот или иной вид помощи и ухода пожилым людям непосредственно в привычной домашней обстановке.
Социальный работник, оказывающий помощь на дому, - это подготовленный член команды социальной службы, который осуществляет безопасный и квалифицированный уход за пожилым человеком, чтобы в конкретных домашних условиях предоставить ему качественный уровень независимого проживания так долго, как это возможно.
Основные социальные услуги, оказываемые социальными работниками отделений социально-бытового обслуживания на дому, следующие:
-доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости;
-содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;
-сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
-содействие
в получении медицинской
-оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
-организация
ремонта жилья, обеспечения
-содействие в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений и т.д.
Следует привлечь внимание к тому факту, что формы и методы организации социального обслуживания на селе существенно разнятся от используемых в городских условиях. Само собой разумеется, это обусловлено неравнозначными социально-бытовыми условиями, потребностями пожилых и старых людей и возможностями их удовлетворения. Возраст сельских пенсионеров, как правило, много старше, более ограничена их способность к самообслуживанию. Социальные работники на селе помимо основных своих профессиональных обязанностей обрабатывают огороды своих клиентов, доставляют корма, помогают ухаживать за скотиной и другой живностью. Она активно агитируют сельские товарищества и кооперативы продавать пенсионерам по низким ценам, а нередко и давать бесплатно сельскохозяйственные продукты, корма для личных подсобных хозяйств, предоставлять транспорт для завозки угля, технику для обработки огородов.
При этом нельзя упускать из виду, что социальные работники должны оказывать социальную поддержку и помощь пожилым клиентам только в пределах своей компетенции и согласно соответствующим положениям федеральных или муниципальных законов.
Для
успешного и качественного
По существу, речь идет о первом этапе технологии социальной работы, в которой первоочередной задачей социального работника является определение объема и характера повседневной деятельности самого старого человека (что он может делать сам и в чем ему нужна поддержка, а также – ее вид: эмоциональная или физическая).
Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми на дому