Социальная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Большое количество федеральных министерств и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской Федерации.
Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда.

Файлы: 1 файл

1 Безопасность труда.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     При этом участники Ассоциации подчеркивают: «В бизнесе мы привержены рыночному  подходу: стремлению к прибыли, максимизации полезности, рациональному выбору, поддержанию стабильности отношений, намерению последовательно развиваться. Однако нам не безразлично общество, которое позволяет нам вести бизнес, поэтому мы стремимся учитывать интересы и ожидания заинтересованных сторон в своей стратегии развития, и видим в этом проявление своей КСО…»

     Распространение принципов корпоративной социальной ответственности приведет к улучшению  взаимопонимания и доверия в  обществе, более точному определению  общегуманитарных ценностей и, в  конечном счете, будет способствовать сбалансированному общественному  развитию». Как отмечает Ф.И. Шамхалов: «Развитие и улучшение социальной среды соответствуют долгосрочным интересам бизнеса и корпораций»

     Рассмотрение  корпоративной социальной ответственности  как соответствующего социально-экономического института, по мнению М.В. Келехсаевой, дает основание выделить соответствующие его компоненты, такие как: правовая ответственность; экономическая ответственность; профессиональная ответственность; непосредственно социальная ответственность. Большинство исследователей корпоративной социальной ответственности сходятся во мнении, что корпоративная благотворительность (corporative contributions) является элементом КСО, наиболее распространенной формой проявления социальной ответственности предприятий.

     2.2 Модели и формы реализации социальной ответственности бизнеса

     В современной научной литературе существует ряд моделей социальной ответственности бизнеса, отражающих основные тенденции формирования системы  КСО в компаниях разных стран. Как правило, выделяются американская, британская, европейская (континентальная), японская и российская модели корпоративной социальной ответственности.

     1. Американская модель КСО за  более чем вековую историю  своего развития сформировала  набор традиционных механизмов  и форм реализации корпоративных  социальных программ. Для американских корпораций характерны добровольные инициативы в области корпоративной социальной ответственности, финансирование различных проектов и программ, благотворительность, меценатство, спонсорство. Подобные виды деятельности выходят за рамки требований закона, более того, поощряются обществом и государством, в частности, компании, активно реализующие программы КСО освобождаются от ряда налогов, что закреплено на законодательном уровне.

     2. Европейская модель. В отличие  от американской модели корпоративной социальной ответственности, характерной чертой европейской модели КСО является ее государственное регулирование, вследствие чего ее признают в качестве скрытой формы КСО.

     3. Британская модель корпоративной  социальной ответственности является по своей сути симбиозом европейской и американской моделей. Как и в европейской модели, государство активно поддерживает бизнес, с американской моделью сходство заключается в большой активности корпораций в реализации собственных социальных проектов.

     4. Японская модель КСО. Как отмечают  исследователи, японская модель  КСО проявляется в системе  «пожизненного найма» и соответствующих  условиях управления персоналом. Таким образом, можно сказать,  что японская модель корпоративной  социальной ответственности ориентирована на внутреннюю среду предприятия.

     5. Российская модель. Современная  российская модель корпоративной  социальной ответственности во  многом сложилась на базе наследия  социалистических предприятий, имеющих  в своей структуре такие традиционно  социально-направленные подразделения, как детские сады, летние лагеря и пансионаты, собственные больницы, дома культуры, клубы и т.д. В условиях экономической системы Советского союза, социальная ответственность предприятий не рассматривалась как особый вид деятельности, КСО была государственно закрепленной формой активности производственного сектора.

     За  несколько лет, наиболее кризисных  для страны в целом, пройдя «жернова»  экономических реформ, многие предприятия  были вынуждены отказаться от «социалки» как непрофильных активов, не приносящих предприятию прибыли, более того, требующей совершенно неоправданных с экономической точки зрения серьезных финансовых затрат на ее содержание и поддержание. Однако, в современных условиях хозяйствования российский бизнес, особенно крупный, уже на добровольных началах возвращается к возрождению традиций социальной ответственности: развивается социальная инфраструктура предприятий, появляются специальные программы, бизнес активно начинает участвовать в благотворительных мероприятиях и акциях.

     Российская  модель КСО еще не сформировалась окончательно, а скорее находится  в стадии своего развития, демонстрируя при этом устойчивые положительные  результаты.

     В качестве институциональных основ  формирования современных моделей  корпоративной социальной ответственности в диссертации выделяются следующие:

  1. Институты законодательно-правового регулирования: законодательные акты, постановления, указы федерального, регионального и местного уровня.
  2. Налоговая система: стимулирование социальной ответственности бизнеса с помощью налоговых льгот и привилегий.
  3. Гражданское право, которое предусматривает соответствующее наказание за невыполнение соответствующих социально-направленных мероприятий (нанесение экологического вреда и пр.).
  4. Этические и профессиональные кодексы, в которых прописаны нормы этичного, социального поведения представителей бизнеса той, или иной отрасли. Регулирование профессиональной деятельности осуществляется посредством не только общих трудовых, административных и прочих норм, но и специфическими для определенного вида деятельности, характерными для соответствующего профессионального сообщества, в силу чего не могут рассматриваться в качестве правовых. Такие нормы находят отражение в соответствующих Хартиях, Декларациях, Кодексах, принимаемых профессиональными ассоциациями, или отдельными корпорациями. «Кодекс этики и стандарты профессиональной практики выражают добровольное принятие членами ассоциации обязательства соблюдать строгую дисциплину в большей, чем это предусмотрено законом, степени» – гласит Кодекс американской Ассоциации фирм по управленческому консультированию АСМЕ, созданной в 1929 г.

     Корпоративная социальная ответственность реализуется  компаниями через соответствующие  социальные проекты и программы, которые по своему содержанию можно разделить на две большие группы:

  1. Программы, направленные во внешнюю среду предприятия, в которых непосредственным адресатом не является персонал компании.
  2. Программы, направленные на развитие внутренней среды предприятия, социальную поддержку собственного персонала, работников.

     Реализуя  корпоративную социальную ответственность  во внешней среде, компании, как правило, ориентируются на следующие направления:

    • Экологические программы.
    • Образовательные программы и поддержка научных исследований.
    • Программы по взаимодействию с органами местного самоуправления.
    • Программы по поддержке культуры и искусства.
    • Филантропические программы.

     Помимо  экологических, образовательных, филантропических и прочих программ, оказываемых компаниями, как правило, во внешней среде, для многих предприятий элементом КСО является поддержка собственной внутренней среды – сотрудников предприятия.

     Среди наиболее распространенных направлений  внутренней КСО-активности можно выделить следующие:

     1. Программы развития персонала:  обучающие курсы и программы; комплексные социальные пакеты.

     2. Программы по охране здоровья  и внедрению сберегающих здоровье  технологий: мероприятия по соблюдению  техники безопасности; мероприятия  по соблюдению санитарно-гигиенических  условий труда; медицинское обслуживание сотрудников на предприятия.

     3. Социально-культурный сервис: предоставление жилья, или «дешевых» кредитов и субсидий на его приобретение; создание и поддержка собственных творческих и научных коллективов из числа работников; создание сети социальных учреждений: детский сад, дом культуры, пансионат и пр.;

     3 Социальная ответственность бизнеса  в практике зарубежных и отечественных  компаний

     3.1 Зарубежный опыт социальной ответственности бизнеса

     Изучение  опыта зарубежных предприятий, особенно крупных транснациональных компаний, дает основание утверждать, что они накопили богатый опыт реализации программ корпоративной социальной ответственности.

     Практически все ведущие мировые ТНК ведут  КСО-работу в регионах своего присутствия. Так, например Shell совместно с ЮНИСЕФ и Коалицией таиландского бизнеса финансирует профилактические анти-СПИД мероприятия для работников своих бензозаправок в Таиланде. Аналогичную программу поддерживает в Бразилии концерн Volkswagen, что позволило снизить издержки на ликвидацию последствий СПИДа на 40%, а количество госпитализирующихся сотрудников на 90%.

     Компания Placer Dome совместно с Rio Tinto и другими  добывающими компаниями сформировала Мировой альянс регионального здравоохранения (World Alliance for Community Helth), который реализует программу медицинского обслуживания не только сотрудников корпораций, но жителей тех регионов, где предприятия осуществляют свою экономическую деятельность.

     «Канадский  королевский банк» еженедельно  проводит для начинающих предпринимателей бесплатный бизнес-курс. «Помимо решения социальных задач, эта инициативы помогает банку создавать новую группу потенциальных лояльных клиентов. Тем самым инициативы в значительной степени интегрируется в основную деятельность и стратегию банка, и, следовательно, способствует повышению его стоимости».

     Иностранные компании, которые в то или иное время пришли на российский рынок  и внедрились в отечественное  экономическое пространство как  полноправные члены, принесли с собой  и практику реализации корпоративной социальной ответственности, подавая во многом пример ответственного, социально-направленного бизнеса и российским компаниям.

     Так, социальная ответственность компании Unilever реализуется через мероприятия, проводимые в рамках следующих тематических направлений:

  1. Проведение и спонсорская поддержка локальных, всероссийских и международных культурных мероприятий.
  2. Чествование ветеранов, спонсирование мероприятий, приуроченных ко Дню Победы.
  3. Долгосрочная спонсорская поддержка мероприятий для прессы.
  4. Спонсорская поддержка спортивно-оздоровительных мероприятий для детей и взрослых.
  5. Программы по улучшению здоровья.
  6. Оказание благотворительной помощи.

     Для компании «Макдоналдс» активное участие  в жизни общества – не просто традиция, но и тот принцип, на котором  основывается работа во всех отделениях компании. В настоящее время «Макдоналдс» активно поддерживает различные благотворительные программы в 118 странах, где открыты Рестораны компании.

     За  прошедшие 18 лет компания «Макдоналдс» передала более 5 миллионов долларов США на поддержку благотворительных программ, таких как: лечение в медицинских учреждениях Северной Америки российских детей с особыми нуждами и детей, пострадавших при землетрясении в Армении; приобретение медицинского оборудования для Института детской онкологии; оказание финансовой поддержки Медико-генетическому центру на приобретение лекарств, необходимых для лечения детей; покупка оборудования и лекарств для детских больниц города Москвы; покупка инвалидных колясок для сотен российских детей; Оказание помощи Красному Кресту; помощь различным детским домам и детским садам; помощь жертвам Чернобыльской аварии; различные благотворительные программы Клуба «Приключение», возглавляемого Дмитрием Шпаро и ряд других.

     Компания  «Макдоналдс» регулярно выделяет средства на тысячи бесплатных обедов нуждающимся детям и пожилым людям Москвы.

     3.2 КСО в практике  российских компаний

     Российские  компании, пока преимущественно крупные, лидеры отрасли, начали активно создавать  и реализовывать собственные  программы корпоративной социальной ответственности. Учитывая, что КСО – достаточно затратное мероприятие, позволить себе какие-то долгосрочные социальные проекты могут далеко не все предприятия.

Информация о работе Социальная ответственность