Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа
Большое количество федеральных министерств и ведомств, так или иначе, связано с реализацией Государственных функций по управлению охраной труда в Российской Федерации.
Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда.
Так, например, масштабы деятельности ОАО «Газпром» таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного количества людей. Отсюда вытекает ряд важнейших принципов в деятельности Группы Газпром – относиться внимательно к интересам общества, всецело содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.
Газпром активно поддерживает развитие отечественной науки, является учредителем многих российских научных общественных организаций и фондов, среди которых Высший инженерный совет Российской Федерации, Неправительственный экологически фонд им. В. И. Вернадского и др. При поддержке Газпрома ежегодно присуждается Международная премия «Глобальная энергия» – за значительные открытия, изобретения и разработки в области энергетики. Традиционно реализуются проекты с РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, направленные на поддержку и развитие российского высшего образования. Традиционно уделяя особое внимание поддержке детей и юношества, Компания начала реализацию программы «Газпром – детям», направленную на поддержку физического и духовного потенциала подрастающего поколения.
Ряд программ в рамках системы корпоративной социальной ответственности осуществляет один из крупнейших российских банков – «Альфа-Банк». Поддержка национального искусства – одно из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки. Альфа-Банк также принимает участие в организации выставок произведений национального искусства в музеях Европы и США. При поддержке Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты – Элтон Джон, Стинг, Тина Тернер, Эрик Клэптон, Робби Уилльямс, Уитни Хьюстон, Пол Маккартни.
Одно
из приоритетных направлений культурно-
Следует отметить, что программы корпоративной социальной ответственности реализуют далеко не все крупные российские компании, а мелкий и средний бизнес пока еще не имеет достаточно ресурсов для реализации подобных инициатив. Однако, социальная ответственность бизнеса, реализуемая через КСО-программы, уже становится устойчивой тенденцией.
Однако, даже крупные компании, у которых накопился достаточный опыт реализации различных проектов, акций и мероприятий в рамках корпоративной социальной ответственности, осуществляют такую деятельность вне научно-обоснованной системы, что снижает эффективность реализуемых программ как с точки зрения целей и задач непосредственно проводимых мероприятий, так и в целом их влияния на имидж, брэнд, репутацию компании.
Программы корпоративной социальной ответственности российских компаний реализуются во внешнюю и внутреннюю среду: по отношению к заинтересованным лицам вне компании и по отношению к своим сотрудникам. И если степень удовлетворенности последних достаточно легко и оперативно измеряется (путем опроса сотрудников предприятия), то общественное отношение в глобальном ракурсе оценить гораздо сложнее. Тем не менее, эта задача должна быть решена, так как позволяет своевременно корректировать соответствующие социальные программы с учетом пожеланий целевой аудитории.
Согласно исследованию ВЦИОМ, в сознании россиян такое понятие, как социальная ответственность, укоренилось достаточно прочно. В его понимании акцент в большей степени делается на слове «ответственность», которое, в свою очередь, тесно связано по смыслу с долженствованием. Исследования показывают, что социальная ответственность, с точки зрения россиян в большей степени свойственна государству, чем бизнесу. Так, 39% опрошенных считают государство в большей степени социально ответственным, чем бизнес (последний таковым считают лишь 14% респондентов). Каждый десятый россиянин оптимистично называет в равной мере социально ответственными и государство, и бизнес, однако 29% россиян считают, что ни государство, ни российские компании и корпорации социально ответственными не являются. Остается вопрос, что же понимается под социальной ответственностью, и в большей части он касается именно социальной ответственности бизнеса.
Наиболее социально-ответственными компаниями, по мнению россиян, являются следующие: Сбербанк, ЛУКОЙЛ, ГАЗПРОМ, Российские железные дороги, Аэрофлот – Российские авиалинии, Сибнефть, Роснефть, РАО «ЕЭС» и некоторые другие. Следует отметить, что каждая из этих компаний имеет в своем «портфеле» комплекс разнообразных программ корпоративной социальной ответственности и активно освещает свою социальную деятельность посредством СМИ.
Исследуя
причины заинтересованности компаний
в корпоративной
«Это способствует росту положительного имиджа компании и ее рекламе» – 63%;
«Это
позволяет создать
Личная симпатия к организациям-объектам поддержки и людям, в них работающим – 29%;
«Это позволяет улучшить взаимодействие с целевыми рынками (социальный маркетинг)» – 18%;
«Это позволяет улучшить отношения с местным общественным мнением» – 16%;
«Это позволяет получить налоговые льготы» – 3%.
Таким образом, можно сделать вывод, что, реализуя корпоративные социальные программы, руководители компаний ставят, прежде всего, цели формирования положительного имиджа, улучшения репутации, и в самую последнюю очередь – минимизацию налоговых отчислений.
Можно сделать вывод, что хоть, с одной стороны, российское общество, в целом и готово «потреблять» корпоративные социальные инициативы российских компаний, но не особо верит в бескорыстие коммерческого сектора, да и предприниматели пока еще не научились использовать широкий спектр преимуществ, которые дает корпоративная социальная ответственность. Поэтому пространство взаимодействия бизнеса и общества нуждается в целенаправленном конструировании и развитии.
Программы корпоративной социальной ответственности российских предприятий планируются и реализуются по аналогии с зарубежными компаниями, которые пришли на российский рынок и продолжают свою деятельность в соответствии с общими корпоративными стандартами (в том числе и в отношении корпоративных социальных программ).
Как
было показано ранее, корпоративная
социальная ответственность является
фактором повышения экономических
показателей деятельности предприятий:
влияет на стоимость акций, максимизирует
прибыль (не смотря на свою затратность),
повышает лояльность сотрудников и снижает
текучесть кадров, улучшает имиджевое
восприятие компании, повышает стоимость
гудвилла и т.д. Следовательно, КСО-деятельность
наряду с экономической деятельностью
должна иметь в своем основании элементы
бизнес-планирования, контроль на этапе
внедрения, реализации и по окончании
осуществления тех, или иных КСО-мероприятий,
подвергаться общей независимой оценке
(социальный аудит). И в основе всей этой
совокупности принципиальных положений
должна лежать некая универсальная концепция
формирования, внедрения, реализации и
оценки системы корпоративной социальной
ответственности, представляющая собой
методику, применимую на предприятиях
разных форм собственности, отраслевой
принадлежности и масштабов своей деятельности.
Заключение
Социальная
ответственность бизнеса в
В обществе есть свои правила, и поддержание слабых и нуждающихся, вклад в инфраструктуру являются признаками того, что компания стремится не только сформировать положительный образ и сделать свой бизнес более прибыльным, но и пытается делать это с максимальной пользой для общества, в котором находится.
В настоящий момент сам принцип социальной ответственности бизнеса будет являться необходимой частью функционирования той или иной организации. Уже сейчас видно, что лидирующие компании (вне зависимости от того, в каком сегменте рынка они работают) «задают тон» для всех остальных корпораций. В борьбе за те или иные ресурсы (административные, природные, человеческие и прочие) или для урегулирования конкурентных взаимоотношений организации будут использовать различные типы социальных программ.
Максимизация
позитивного влияния бизнеса
на общество путем реализации социальных
программ должна иметь четкую, научно
обоснованную парадигму развития, построенную
с учетом последовательной реализации
универсальных алгоритмизированных этапов
улучшения качества жизни россиян.
Список использованных источников
1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное. / Под ред. Гусова. К. Н. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2007.
2.
Куренной А. М. Правовое
3.
Соловьев А. П. Система
4. Соловьев А. П. Охрана труда и здоровья работников в новом веке. // Охрана труда и социальное страхование. – 2004. – № 9.
5.Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка. – М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2009. – 98с.
6.Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов). – М., 2005. – 176с.
7.Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. – М.: Бизнес-Тезаурус, 2005. – 128с.
8.Блинов А. Развитие предпринимательства. // Экономист. – 2007. – №6. – С. 70-73.
9.Бочаров В. В. Финансовое моделирование. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.
10.Горбунов Э. Об условиях развитии малого и среднего бизнеса. // Экономист. – 2009. – №1. – С.86-92.
11.Каганов В.Ш. Подготовка и переподготовка кадров для малого бизнеса. – М., 2006. – 206с.
12.Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция. // Вопросы экономики. – 2002. – №7. – С.64-72.
13.Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния. Проект Тасис SMERUS9803 «Поддержка развития малого предпринимательства». – М., 2000. – 26с.
14.Механизмы развития малого предпринимательства в России. / Сб. статей. – М., 2005. – 124с.
15.Мореева Е.В. Основные подходы к определению понятия «социальная ответственность бизнеса» // Вестник университета управления. 2008. № 5. (0,4 п.л.).
16.Мореева Е.В. Методология создания системы корпоративной социальной ответственности на предприятии// Экономические науки. 2008. №11 (0,7 п.л.).
17.Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. – 1997. – № 4.
18.Основные проблемы малого бизнеса. // Труд. – 2007. – 19 февраля.
19.Программы корпоративной социальной ответственности в практике зарубежных и российских компаний // Сб. научн. трудов «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». Новороссийск, 2007.
20.Система корпоративного обучения в практике зарубежных и российских компаний // Сб. научн. трудов «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». Новороссийск, 2007.
21.Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.: ЭКМОС, 2009. – 900с.