Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:24, курсовая работа
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Введение 3-12
Глава 1. Адаптация персонала в организации. Виды адаптации
Структурные элементы адаптации 13-15
Адаптация и развитие молодых работников в организации 15-18
Набор, отбор и наем персонала 18-23
Программа адаптации 23-25
Наставничество как метод адаптации молодых работников 25-30
Обучение на рабочем месте 30-32
Глава 2. Социальная адаптация молодых работников торговой сферы на примере компании «SELA»
2.1. Характеристика компании «SELA» 33-34
2.2. Анализ внутренних документов компании «SELA» 34-46
2.3. Анализ результатов исследования социальной адаптации молодых работников торговой сферы
2.3.1. Анализ результатов формализованного интервью продавцов-консультантов компании «SELA» 47-71
2.3.2. Анализ результатов экспертного опроса руководителей магазинов компании «SELA» 72-75
Заключение 76-77
Рекомендации 78-79
Список литературы
Рис.15. Трудности, с которыми столкнулись работники, придя в организацию
Как было сказано раньше, одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются молодые работники, это тяжелые условия труда. Это не удивительно, т.к. работа продавца-консультанта проходит весь день на ногах, в общении с сотнями покупателей за день, которые бывают самыми разными.
Линейное распределение ответов «демография»
Таблица 16
Ваш возраст
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | 18-20 | 9 | 60% |
02 | 20-25 | 6 | 40% |
Всего | 15 | 100% |
В нашем
исследовании принимали участие только
девушки, мы исследовали адаптацию продавцов-консультантов
и не принимали во внимание кладовщиков
и водителей, т.к. они не работают с людьми.
На вопрос об их возрасте ответы распределились
следующим образом: 60%-совсем молодые работники
в возрасте от 18 до 20лет, 40% - от 20 до 25лет.
Вывод
Изучив литературу, внутреннюю документацию компании «SELA», а также результаты формализованного интервью с молодыми работниками, можно сделать такое заключение. Важными элементами структуры адаптации являются: приспособление работников к новым психологическим нагрузкам (общение с разными покупателями, в том числе агрессивными), к физическим нагрузкам (режим работы). Здесь мы можем сказать, что режим работы компании «SELA», прописанный в трудовом договоре, почти полностью удовлетворяет опрошенных продавцов-консультантов, так как возможно сочетание графика со второй работой, если таковая имеется, этот факт важен и для тех, у кого есть дети. Единственным недостатком будем считать то, что работники весь день проводят на ногах, а это физически тяжело.
Приобретение практических и
теоретических умений и
Ряд, вопросов, направленных на выявление проблем в организации, показали следующие результаты: с помощью вопроса об аспектах, препятствующих быстрой и успешной адаптации к работе, мы частично подтвердили гипотезу № 4. Недостаток практики во время обучения создает реальную проблему для скорейшей адаптации молодых работников (см. табл. 15), по полученным результатам этот аспект вышел на 3 место.
Соблюдение режима труда и отдыха, а также оплаты труда, тоже являются неотъемлемой частью структуры адаптации. В ходе интервью мы выявили, что большая часть работников не удовлетворены заработной платой (60%). Как говорилось в теоретической главе, у молодых специалистов высоки требования реализации своих жизненных планов, им приходится решать свои материальные и социально-бытовые условия, но вследствие неудовлетворенности оплатой труда, у них появляются сложности в решении этих вопросов.
Рассмотрев социально-
Вообщем, по структуре
Также в теоретической главе мы рассмотрели процесс отбора и найма персонала, в котором одним из его пунктов был сбор информации о кандидатах (резюме, анкеты и т.д.). Мы увидели, что во внутренних документах компании такой документ как анкета также присутствует, он носит подробную информацию о возрасте, национальности, образовании, сведениях с прошлых мест работы (если таковые имеются), а также об имеющихся у кандидата навыках и умений. Эти сведения, несомненно, очень важны для работодателя. Но главным пунктом о приеме персонала все же является заключение трудового договора. Об этом упоминалось и в теоретической части. В нем оговариваются такие пункты, как обязанности работника, в нашем интервью есть вопрос о том, считают ли работники, что они выполняют работу, не соответствующую их обязанностям по договору. 80% респондентов ответили, что нет. Трудовой договор является прекрасным оружием, как работника, так и работодателя против друг друга, если не выполняются обязанности с той или другой стороны.
Из теоретической части мы
также узнали, какие есть способы
социальной адаптации молодых
работников. Наиболее часто используемым,
в том числе и в нашей
организации, является
Итак, исследование проводилось с участием молодых работников компании, а именно продавцов-консультантов. Кол-во респондентов составило 15 девушек. Мы выявили наиболее значимые характеристики, влияющие на процесс социальной адаптации молодых работников торговой сферы. Ими стали: личностные качества работников, профессиональное обучение кадров, мотивация труда. Так, в процессе выявления этих характеристик подтвердилась гипотеза № 3. (см. табл. 7).
Подтвердились и другие гипотезы: № 1и
2, о том, что процесс адаптации – это процесс,
в которой личность и рабочая среда взаимно
влияют друг на друга, формируя новую систему
взаимодействий и отношений внутри коллектива.
Действительно, по результатам исследования
видно, что коллектив играет важную роль
в процессе адаптации молодого работника,
также как работник вносит некие изменения
в него. Он приходит со своим знанием, точкой
зрения, свежими силами, и коллективу,
безусловно, придется считаться с его
мнением и принять его. Гипотеза №2
также подтвердилась, работники признали,
ответив на ряд вопросов, что процесс адаптации
включает в себя адаптацию к условиям
труда, к правилам трудового распорядка,
к коллективу, корпоративной культуре.
Это можно увидеть почти во всех таблицах.
Вообщем, мы выявили значимые для сотрудников
составляющие работы, рассмотрели, какие
факторы оказали наиболее сильное влияние
на них в процессе адаптации. Также, мы
просмотрели удовлетворенность работников
различными аспектами труда, выявив главные
недовольства, таковыми являются: уровень
заработной платы, тяжелые условия труда,
некоторые сотрудники не удовлетворены
отношениями в коллективе. Но есть и ярко
выраженные положительные отзывы о том,
что у работников есть реальная возможность
профессионального продвижения по службе.
2.3.2. Анализ результатов экспертного опроса руководителей магазинов компании «SELA»
Мы провели очный экспертный опрос с директорами 4-х магазинов. Многие из них не сразу дали согласие на участие в интервью. Целью нашего опроса было получить мнение о проблеме социальной адаптации молодых работников с точки зрения руководителей, которые принимают непосредственное участие в решении этого вопроса. Мы задали следующие вопросы и получили такие ответы:
1) Считаете ли Вы, что проблема социальной адаптации реально существует и препятствует эффективной работе молодых работников?
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Да, проблема есть, но она решаема и над ней постоянно работают | 2 | 50% |
02 | Проблема есть, но она не сказывается на работе | 2 | 50% |
03 | Затрудняюсь ответить | 0 | 0% |
Всего | 4 | 100% |
В этом вопросе мнение респондентов разделилось на равные части. Все руководители признают, что такая проблема существует. Одна половина считает, что она решаема, и над ней ведется работа, другая половина считает, что она не оказывает никакого влияния на результаты работы молодых работников. Тем не менее, в какой бы степени она не была выражена, проблема существует, и этого нельзя не замечать.
Было получено 2 варианта, 3 респондента ответили наставничество (75%), и только 1 отметил тренинги (25%). Действительно, в компании, которую мы выбрали в качестве примера, в основном, используется наставничество, и как показали результаты интервью с работниками, оно приносит свои результаты, и реально помогает им в скорейшей адаптации. Следовательно, этот метод наиболее эффективен и требует наименьших затрат.
Респондентами были перечислены следующие факторы: высокие ожидания работников по заработной плате; недостаток или отсутствие профессионального роста; ожидание скорейшего карьерного роста и как следствие, повышение з/п; неумение работать в команде; оторванность знаний и навыков молодых работников от реальной практики; завышенные требования к условиям работы; отсутствие желания работать вообще. Респонденты наиболее выделяли: высокие ожидания по з/п и недостаток профессионального опыта. На самом деле, как уже говорилось в практической главе, нынешняя молодежь обладает завышенными требованиями, касаемыми заработной платы. Они приходят работать, надеясь, что сразу будут зарабатывать большие деньги, но, зачастую, их ожидания не оправдываются.
Руководители высказались таким образом: низкая з/п; плохие отношения в коллективе; сложности в отношениях с начальством; несоответствие социального пакета ожиданиям работника; переход в другую компанию (более интересное предложение); отсутствие перспектив карьерного роста; личные проблемы; боязнь ответственности. На первое место респонденты поставили первые 2 причины.
Как было сказано выше, заработная плата играет одну из важнейших ролей в удовлетворенности персонала работой, отношения в коллективе также влияют на это. Человек, чьи отношения в коллективе сложились не лучшим образом, долго не выдержит, особенно, если его работа заключается в командной работе.
Абсолютно все респонденты дали положительный ответ, однако заметив, что это не только работа руководителей, но и прямая обязанность отдела по работе с персоналом.
- удобный график работы
- скидки на всю продукцию
- достаточное
быстрое продвижение по
- достойная заработная плата
- премии за перевыполнение плана
7) Как Вы считаете, что является преимуществом привлечения молодых работников?
- энергичность и активность
- возможность
вырастить именно такого
- молодежь не отягощена привычками и моделями поведения, перенятыми на предыдущих местах работы
- молодежь
наиболее легко адаптируется
и воспринимает новую
Таким
образом, мы вновь подтвердили результаты,
полученные в ходе интервью с работниками
о том, что, во-первых, наставничество,
действительно, является одним из самых
эффективных методов адаптации молодых
работников. Во-вторых, заработная плата
оказывает реальное влияние на стимулирование
персонала, этот факт отмечают как сами
работники, так и руководители. Во-вторых,
подтвердили, что проблема адаптации молодых
работников реально существует, и решением
этого вопроса есть кому заниматься. Мы
выявили ряд наиболее острых факторов,
которые ведут к замедлению адаптации
работников. Узнали, чего ждут от работы
сами работники, и что препятствует воплощению
их требований. Интересно заметить тот
факт, что когда респондентам (директорам
магазинов) представлялась тема нашего
исследования, они не до конца понимали,
о чем конкретно идет речь. «А что вы имеете
в виду?» – спрашивали они. Приходилось
кратко объяснять, что понимается под
социальной адаптацией. Этот факт говорит
о том, что сами руководители полностью
не разбираются в данном вопросе, что играет
не маловажную роль.