Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:24, курсовая работа
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Введение 3-12
Глава 1. Адаптация персонала в организации. Виды адаптации
Структурные элементы адаптации 13-15
Адаптация и развитие молодых работников в организации 15-18
Набор, отбор и наем персонала 18-23
Программа адаптации 23-25
Наставничество как метод адаптации молодых работников 25-30
Обучение на рабочем месте 30-32
Глава 2. Социальная адаптация молодых работников торговой сферы на примере компании «SELA»
2.1. Характеристика компании «SELA» 33-34
2.2. Анализ внутренних документов компании «SELA» 34-46
2.3. Анализ результатов исследования социальной адаптации молодых работников торговой сферы
2.3.1. Анализ результатов формализованного интервью продавцов-консультантов компании «SELA» 47-71
2.3.2. Анализ результатов экспертного опроса руководителей магазинов компании «SELA» 72-75
Заключение 76-77
Рекомендации 78-79
Список литературы
Далее мы попытались узнать отношение коллектива к молодым работникам.
Таблица 3
Отношение коллектива к молодым работникам
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Дружелюбное, «опытные» работники охотно идут на помощь молодым | 8 | 53,3% |
02 | Каждый сам за себя, самостоятельно справляюсь с трудностями | 6 | 40% |
03 | Приходится просить о помощи | 0 | 0% |
04 | Затрудняюсь ответить | 1 | 6,7% |
Всего | 15 | 100% |
Рис.3. Отношение в коллективе к молодым
Мнения респондентов по этому вопросу разделилось примерно на две равных части: одна часть работников отмечает, что отношение к ним дружелюбное, «опытные» работники помогают им (53,3%), а другая говорит, что в коллективе каждый сам за себя (40%). Довольно таки большой процент респондентов не довольны отношением к себе. Этот вопрос очень сложный. И требует вмешательства со стороны руководства и менеджеров по персоналу.
Социальные льготы играют немаловажную роль в мотивации сотрудников. Предоставляются ли они в нашей компании? Это нам покажет следующий вопрос.
Таблица 4
Наличие социальных льгот
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Да | 15 | 100% |
02 | Нет | 0 | 0% |
Всего | 15 | 0% |
Результаты этого вопроса показали 100%-ное присутствие социальных льгот.
В каждой организации формируется свой пакет социальных льгот. Он может включать довольно большой перечень льгот. Так как все респонденты ответили на этот вопрос положительно, им было предложено перейти к более детальному рассмотрению этого вопроса. Результаты представлены в следующей таблице.
Таблица 5
Перечень предоставляемых льгот
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Страхование | 0 | 0% |
02 | Пособия по болезни | 0 | 0% |
03 | Пособия по материнству | 12 | 80% |
04 | Поддержка в случае увольнения | 0 | 0% |
05 | Возможности обучения | 6 | 40% |
06 | Оплачиваемый отпуск | 12 | 80% |
07 | Бесплатное питание | 0 | 0% |
Всего | 30 | 200% |
Рис. 5. Социальные льготы
Итак, мы выяснили, какие льготы предоставляются молодым работникам в компании «SELA», ими стали: пособия по материнству (80%), оплачиваемый отпуск (80%) и возможность обучения (40%). Пособия по материнству очень важны, так как все продавцы-консультанты девушки, конечно, этот вопрос их волнует. В принципе все эти льготы являются обязательными для любой организации. Питание работникам не предоставляется. Работникам приходится тратить время своего обеденного перерыва на то, чтобы дойти до ближайшего магазина или кафе, а также дополнительные средства непосредственно на само питание. Обязательного страхования нет, наверное, это связано с тем, что условия труда не являются опасными по сравнению с заводами и др. тяжелым производством.
Таблица 6
Ярко выраженные факторы в организации
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Обеспеченность работой | 6 | 40% |
02 | Соответствие работы профессии | 6 | 40% |
03 | Разнообразность работы | 1 | 6,7% |
04 | Соответствие хар-ра работы способностям и склонностям работников | 4 | 26,7% |
05 | Возможность повышения квалификации | 1 | 6,7% |
06 | Хорошая заработная плата | 0 | 0% |
07 | Возможность продвижения | 11 | 73,3% |
08 | Помощь и поддержка руководителя | 3 | 20% |
09 | Хорошие взаимоотношения с коллегами | 4 | 26,7% |
10 | Подходящий режим труда | 9 | 60% |
Всего | 45 | 300% |
Как уже говорилось ранее, в компании «SELA» хорошо развита и работает система продвижения работников по карьерной лестнице. И результаты этого вопроса в очередной раз подтверждают этот факт. 73,3% респондентов отметили именно возможность продвижения как наиболее ярко выраженный фактор в организации. На втором месте фактор подходящего режима труда (60%). Режим труда характерен для всех торговых компаний тем, что есть посменный график работы, это очень удобно для тех, кто работает не на одной работе, у кого есть дети, для таких работников это очень важный аспект. Также респонденты отметили, что они обеспечены работой в полной мере, как говорится, от безделья на рабочем месте не страдают (40%), и что, работа соответствует профессии (40%). Рассчитаем моду и медиану. Мо=11, вариант 07, возможность продвижения. У нас оказалось 2 медианы: наиболее приближенное число к 4,5 «4», это варианты 04,09. Следовательно, Ме=4.
Линейное распределение ответов «о степени влияния тех или иных характеристик на процесс адаптации сотрудников»
В этом блоке мы исследуем факторы мотивации молодых работников, а также их удовлетворенность различными аспектами труда.
Таблица 7
Наиболее мотивационные факторы, помогающие адаптации
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Стимулирование труда | 4 | 26,7% |
02 | Мотивация труда | 5 | 33,3% |
03 | Условия труда | 2 | 13,3% |
04 | Профессиональное обучение кадров | 5 | 33,3% |
05 | Трудовая адаптация работников | 2 | 13,3% |
06 | Социальная защита работников | 2 | 13,3% |
07 | Поддержка коллег | 3 | 20% |
08 | Личностные качества | 7 | 46,7% |
09 | Достойная заработная плата | 0 | 0% |
Всего | 30 | 200% |
Рис. 7. Мотивационные факторы, помогающие адаптации
Исходя из ответов респондентов, работники считают одними из самых мотивационных факторов, способствующих их адаптации: личностные качества (46,7%), профессиональное обучение (33,3%), а также систему мотивации труда. Можно сделать акцент на том, что личностные качества действительно играют весьма важную роль в адаптации работника. От таких качеств, как: упорство, стремление к своей цели, умение ее добиваться, плюс умение работать в коллективе и защищать себя, зависит, какое положение займет работник среди своих коллег, как отнесется к нему руководитель и завоюет их уважение. Люди, обладающие такими качествами, гораздо быстрее адаптируются к условиям труда, в коллективе и т.д. Профессиональное обучение также является одним из средств, способствующих скорейшей адаптации работников, оно помогает научить его устойчивости к стрессовым ситуациям, к усталости, а также разбирать различные конфликтные ситуации, которые могут возникнуть как с покупателями, так и в среде самого рабочего коллектива. Рассчитаем моду и медиану: Мо=7, вариант 08, личностные качества, а Ме=3, это наиболее приближенное число к 3,3.
Таблица 8
Степень удовлетворенности организацией, где Вы работаете
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Вполне удовлетворен (а) | 4 | 26,7% |
02 | Удовлетворен (а) | 5 | 33,3% |
03 | Не вполне удовлетворен (а) | 2 | 13,3% |
04 | Не удовлетворен (а) | 3 | 20% |
05 | Крайне не удовлетворен (а) | 1 | 6,7% |
Всего | 15 | 100% |
Рис.8. Удовлетворенность организацией
По результатам этого вопроса, мы получили очень не плохие данные. Большая часть респондентов (26,7% + 33,3%) дали положительный ответ на этот вопрос. 60% работников вполне удовлетворены и удовлетворены работой именно в этой компании. Эта компания все же устраивает работников, несмотря на некоторые недовольства заработной платой, тяжестью работы и другими факторами. Каждый из них нашел в ней что-то свое, удовлетворяющее их потребностям, и подходящее именно им.
Таблица 9
Удовлетворенность перспективой профессионального роста
Коды | Варианты ответов | Частоты | |
Абсолютные | Относительные | ||
01 | Вполне удовлетворен (а) | 8 | 53,3% |
02 | Удовлетворен (а) | 4 | 26,7% |
03 | Не вполне удовлетворен (а) | 3 | 20% |
04 | Не удовлетворен (а) | 0 | 0% |
05 | Крайне не удовлетворен (а) | 0 | 0% |
Всего | 15 | 100% |