Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:00, доклад
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет со-бой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование обще-ства? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в данной теме.
15.Системный подход к общественной жизни
На протяжении всей
истории социологии одной из важнейших
проблем была проблема: что представляет
со-бой общество? Социология всех времен
и народов пыталась ответить на вопросы:
как возможно существование обще-ства?
Какова исходная клеточка общества? Каковы
механизмы социальной интеграции, обеспечивающие
социальный порядок, вопреки огромному
многообразию интересов индивидов и социальных
групп? Рассмотрение этой проблемы и является
нашей задачей в данной теме.
Начнем с уяснения вопроса, что является
исходной клеточкой общества? Что лежит
в его основе? При реше-нии этого вопроса
в социологии обнаруживаются различные
подходы. Первый подход состоит в утверждении,
что исходной клеточкой общества являются
живые действующие люди, совместная деятельность
которых, приобретая более или менее устойчивый
характер, формирует общество. Таким образом,
с точки зрения этого подхода, индивид
– это элементарная единица общества.
Общество – это совокупность людей, осуществляющих
совместную деятельность и отношения.
Люди являются главным элементом строения
общества, а источником их объединения
и последующего формирования в общности
выступает социальное взаимодействие.
Но если общество
состоит из индивидов, то закономерно
возникает вопрос, а не следует
ли рассматривать общество как простую
сумму индивидов? Постановка вопроса
таким образом ставит под сомнение существование
такой самостоятельной социальной реальности,
как общество. Реально существуют индивиды,
а общество – это плод умонастроения ученых:
философов, социологов, историков и т.д.
Если же общество есть объективная реальность,
то оно должно спонтанно проявляться как
устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся
явление. Поэтому в интерпретации общества
недостаточно указать на то, что оно состоит
из индивидов, но следует подчеркнуть,
что важнейшим элементом формирования
общества является их единство, общность,
солидарность, связь людей. Общество –
это универсальный способ организации
социальных связей, взаимодействия и отношений
людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения
людей, образуются на какой-то общей основе.
В качестве такой осно-вы в различных школах
социологии рассматриваются «интересы»,
«потребности», «мотивы», «установки»,
«ценно-сти» и т.д.
Э.Дюркгейм видел первооснову
устойчивого единства общества в «коллективном
сознании». По М.Веберу, общество – это
взаимодействие людей, являющееся продуктом
социальных, т.е. ориентированных на других
людей, действий. Т.Парсонс определял общество
как систему отношений между людьми, связующим
началом которой явля-ются ценности и
нормы. С точки зрения К.Маркса, общество
– это развивающаяся совокупность отношений
между людьми, складывающихся в процессе
их совместной деятельности.
Очевидно, что при всем различии в подходах
интерпретации общества со стороны классиков
социологии об-щим для них является рассмотрение
общества как целостной системы элементов,
находящихся в состоянии тесной взаимосвязи.
Такой подход к обществу называется системным.
Основная задача системного подхода в
исследовании общества состоит в объединении
различных знаний по поводу общества в
целостную систему, которая могла бы стать
единой теорией общества.
Основные принципы системного подхода к обществу
Система – это определенным образом
упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое целостное
единство. Внутреннюю природу, содержательную
сторону всякой целостной систе-мы, материальную
основу ее организации определяют состав,
набор элементов.
Социальная
система – это целостное образование,
основным элементом которого являются
люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Эти связи, взаимодействия и отношения
носят устойчивый характер и воспроизводятся
в историческом процессе, переходя из
поколения в поколение.
Социальная
связь – это набор фактов,
обусловливающих совместную деятельность
людей в конкретных общ-ностях в конкретное
время для достижения тех или иных целей.
Социальные связи устанавливаются не
по прихоти людей, а объективно. Установление
этих связей диктуется социальными условиями,
в которых живут и действуют индивиды.
Сущность социальных связей проявляется
в содержании и характере действий людей,
составляющих дан-ную социальную общность.
Социологи выделяют связи взаимодействия,
отношений, контроля, институциональные
и т.д.
Социальное
взаимодействие – это процесс, в котором
люди действуют и испытывают взаимодействие
друг на друга. Механизм социального взаимодействия
включает индивидов, совершающих те или
иные действия, измене-ния в социальной
общности или обществе в целом, вызываемых
этими действиями, влияние этих перемен
на других индивидов, составляющих социальную
общность и, наконец, обратную реакцию
индивидов. Взаимодействие приво-дит к
становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения – это относительно
устойчивые и само-стоятельные связи между
индивидами и социальными группами.
Современная социология изучает общество
как сложную саморазвивающуюся систему
с точки зрения его структурной организации,
т.е. взаимоотношения составляющих его
основных подсистем и элементов; а также
с пози-ций выявления факторов социальной
динамики через описание основных этапов,
причин, форм, характера и типов социальных
изменений. про документацию по CSS и HTML
39.Девиантное поведение:
сущность, виды, механизм возникновения
Введение
Всему миру, социальному бытию и каждому
человеку свойственно отклоняться от
оси своего существования, развития. Причина
этого отклонения лежит в особенностях
взаимосвязи и взаимодействия человека
с окружающим миром, социальной средой
и самим собой. Возникающее на основе такого
свойства разнообразие в психофизическом,
социокультурном, духовно-нравственном
состоянии людей и их поведении является
условием расцвета общества, его совершенствования
и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение
- является, таким образом, естественным
условием развития человека, жизни всего
общества. Иначе говоря, девиантное поведение
было, есть и будет и в этом заключается
актуальность его изучения.
Основная цель данной контрольной работы
заключается в том, чтобы понять сущность
девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения
и разобраться с различными формами его
проявления. В частности следует различать
девиантное поведение, которое носит социально-творческий
характер, является порождением или отражением
социальной инновации, от девиантного
поведения, которое порождено или открывает
путь к социальной патологии, носит социально
негативный характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного
поведения, рассмотрев различные подходы
к изучению указанной проблемы.
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения
Процесс социализации (процесс усвоения
индивидом образцов поведения, социальных
норм и ценностей , необходимых для его
успешного функционирования в данном
обществе) достигает определенной степени
завершенности при достижении личностью
социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личностью интегрального социального
статуса (статус, определяющий положение
человека в обществе). Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи.
Проявлением недостатков социализации
является отклоняющееся (девиантное) поведение
- это различные формы негативного поведения
лиц, сфера нравственных пороков, отступление
от принципов, норм морали и права [1. C.
78]. К основным формам отклоняющегося поведения
принято относить правонарушаемость,
включая преступность, пьянство, наркоманию,
проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося
поведения свидетельствуют о состоянии
конфликта между личностными и общественными
интересами. Отклоняющееся поведение
- это чаще всего попытка уйти из общества,
убежать от повседневных жизненных проблем
и невзгод, преодолеть состояние неуверенности
и напряжения через определенные компенсаторные
формы. Однако отклоняющееся поведение
не всегда носит негативный характер.
Оно может быть связано со стремлением
личности к новому, попыткой преодолеть
консервативное, мешающее двигаться вперед.
К отклоняющемуся поведению могут быть
отнесены различные виды научного, технического
и художественного творчества.
Рассмотрим различные виды социальных
отклонений.
Культурные и психические отклонения.
Социологов интересуют прежде всего культурные
отклонения, то есть отклонения данной
социальной общности от норм культуры.
Психологов же интересуют психические
отклонения от норм личностной организации:
психозы, неврозы и так далее. Люди часто
пытаются связывать культурные отклонения
с психическими. Например, сексуальные
отклонения, алкоголизм, наркомания и
многие другие отклонения в социальном
поведении связывают с личностной дезорганизацией,
иначе говоря с психическими отклонениями.
Однако личностная дезорганизация далеко
не единственная причина отклоняющегося
поведения. Обычно психически ненормальные
личности полностью выполняют все правила
и нормы, принятые в обществе, и, наоборот,
для личностей, психически вполне нормальных,
бывают характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует
как социологов, так и психологов.
Индивидуальные и групповые отклонения.
Индивидуальные, когда отдельный индивид
отвергает нормы своей субкультуры;
Групповое, рассматриваемое как конформное
поведение члена девиантной группы по
отношению к ее субкультуре (например,
подростки из трудных семей, проводящие
большую часть своей жизни в подвалах.
"Подвальная жизнь" кажется им нормальной,
у них существует свой "подвальный"
моральный кодекс, свои законы и культурные
комплексы. В данном случае налицо групповое
отклонение от доминирующей культуры,
так как подростки живут в соответствии
с нормами собственной субкультуры) [4.
C. 113].
Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением
подразумевается отклоняющееся поведение
личности, которое в целом соответствует
культурным нормам, принятым в обществе.
В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы,
что он социально не квалифицируется девиантом
и не считает себя таковым. Для него и для
окружающих отклонение выглядит просто
маленькой шалостью, эксцентричностью
или на худой конец ошибкой.
Вторичным отклонение
называют отклонение от существующих
в группе норм, которое социально определяется
как девиантное.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся
поведение всегда оценивается с точки
зрения культуры, принятой в данном обществе.
Следует выделить необходимые качества
и способы поведения, которые могут привести
к социально одобряемым отклонениям [4.
C. 115-117]:
· сверхинтеллектуально
· особые склонности. Позволяют
проявлять уникальные качества на очень
узких, специфических участках деятельности.
· сверхмотивация. Мног
· личностные качества -
личностные черты и свойства характера,
которые помогают достичь возвышения
личности;
· счастливый случай. Большие
достижения - это не только ярко выраженный
талант и желание, но и их проявление в
определенном месте и в определенное время.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство
обществ поддерживает и вознаграждает
социальные отклонения, проявляемые в
форме экстраординарных достижений и
активности, направленной на развитие
общепринятых ценностей культуры. Нарушение
же нравственных норм и законов в обществе
всегда строго осуждалось и наказывалось.
Рассмотрим теперь основные причины возникновения
отклоняющегося поведения.
Глава 2. Причины возникновения девиантного
поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения
существует три вида теорий: теории физических
типов, психоаналитические теории и социологические,
или культурные, теории. Остановимся на
каждой из них.
Основная предпосылка всех теорий физических
типов состоит в том, что определенные
физические черты личности предопределяют
совершаемые ею различные отклонения
от норм. Среди последователей теорий
физических типов можно назвать Ч. Ломброзо,
Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих
авторов присутствует одна основная идея:
люди с определенной физической конституцией
склонны совершать социальные отклонения,
осуждаемые обществом [4. C. 118]. Однако практика
показала несостоятельность теорий физических
типов. Всем известны случаи, когда индивиды
с лицом херувимов совершали тягчайшие
преступления, а индивид с грубыми, "преступными"
чертами лица не мог обидеть и муху.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося
поведения лежит изучение конфликтов,
происходящих в сознании личности. Согласно
теории З. Фрейда, у каждой личности под
слоем активного сознания находится область
бессознательного - это наша психическая
энергия, в которой сосредоточено все
природное, первобытное. Человек способен
защититься от собственного природного
"беззаконного" состояния путем формирования
собственного Я, а также так называемого
сверх-Я, определяемого исключительно
культурой общества. Однако может возникнуть
состояние, когда внутренние конфликты
между Я и бессознательным, а также между
сверх-Я и бессознательным разрушают защиту
и наружу прорывается наше внутреннее,
не знающее культуры содержание. В этом
случае может произойти отклонение от
культурных норм, выработанных социальным
окружением индивида.
В соответствии с социологическими, или
культурными, теориями индивиды становятся
девиантами, так как процессы проходимой
ими социализации в группе бывают неудачными
по отношению к некоторым вполне определенным
нормам, причем эти неудачи сказываются
на внутренней структуре личности. Когда
процессы социализации успешны, индивид
сначала адаптируется к окружающим его
культурным нормам, затем воспринимает
их так, что одобряемые нормы и ценности
общества или группы становятся его эмоциональной
потребностью, а запреты культуры частью
его сознания. Он воспринимает нормы культуры
таким образом, что автоматически действует
в ожидаемой манере поведения большую
часть времени. Ошибки индивида редки,
и всем окружающим известно, что они не
являются его обычным поведением.
Наличие в повседневной практике большого
числа конфликтующих норм, неопределенность
в связи с этим возможного выбора линии
поведения могут привести к явлению, названному
Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). По Дюркгейму аномия - это состояние,
при котором личность не имеет твердого
чувства принадлежности, никакой надежности
и стабильности в выборе линии нормативного
поведения [4. C. 121].
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения
в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом.
Он считает, что причиной девиации является
разрыв между культурными целями общества
и социально одобряемыми (легальными или
институциональными) средствами их достижения
[2. C. 208]. Например, в то время как общество
поддерживает усилия своих членов в стремлении
к повышению благосостояния и высокому
социальному положению, легальные средства
членов общества для достижения такого
состояния весьма ограничены: когда человек
не может добиться благосостояния с помощью
таланта и способностей (легальные средства),
он может прибегнуть к обману, подлогу
или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология
поведения личностей в их отношении к
целям и средствам. Согласно этой типологии
отношение к целям и средствам любой личности
укладывается в следующие классы:
· конформист принимает
как культурные цели, так и институциональные
средства, одобряемые в обществе, и является
лояльным членом общества;
· новатор пытается достигнуть
культурных целей (которые он принимает)
неинституциональными средствами (включая
незаконные и криминальные);
· ритуалист принимает институциональные
средства, которые абсолютизирует, но
цели, к которым он должен стремиться с
помощью этих средств, игнорирует или
забывает. Ритуалы, церемонии и правила
для него являются основой поведения,
в то же время оригинальные, нетрадиционные
средства им, как правило, отвергаются;
· изолированный тип отходит
как от культурных, традиционных целей,
так и от институциональных средств, необходимых
для их достижения (например бомжи, наркоманы,
алкоголики);
· мятежник пребывает в нерешительности
относительно как средств, так и культурных
целей; он отступает от существующих целей
и средств, желая создать новую систему
норм и ценностей и новые средства для
их достижения [4. C. 122-123].
При использовании этой типологии важно
помнить, например, что люди никогда не
могут быть полностью конформными к нормативной
культуре или быть полными новаторами.
В каждой личности присутствуют в той
или иной степени все перечисленные типы.
Однако какой-то из типов обычно проявляется
в большей мере и характеризует личность.
Таким образом, отклоняющееся поведение
играет в обществе двойственную роль:
с одной стороны, представляет угрозу
стабильности общества, с другой - поддерживает
эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или
социальной группе многочисленных случаев
социальных отклонений люди утрачивают
чувство ожидаемого поведения. Происходит
дезорганизация культуры и разрушение
социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение
является одним из путей адаптации культуры
к социальным изменениям. Нет такого современного
общества, которое долгое время оставалось
бы статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества должны
время от времени изменять образцы своего
поведения из-за изменения окружающей
среды. Но новые культурные нормы редко
создаются путем обсуждения и дальнейшего
их принятия всеми членами социальных
групп. Новые социальные нормы рождаются
и развиваются в результате повседневного
поведения индивидов, в столкновении постоянно
возникающих социальных обстоятельств.
Отклоняющееся от старых, привычных норм
поведение небольшого числа индивидов
может быть началом создания новых нормативных
образцов. Постепенно, преодолевая традиции,
отклоняющееся поведение содержащее новые
жизнеспособные нормы, все в большей степени
проникает в сознание людей. По мере усвоения
членами социальных групп поведения, содержащего
новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся)
поведение - это поведение индивида или
группы, которое не соответствует общепринятым
нормам, в результате чего эти нормы ими
нарушаются. Девиантное поведение - следствие
неудачного процесса социализации личности:
в результате нарушения процессов идентификации
и индивидуализации человека, такой индивид
легко впадает в состояние "социальной
дезорганизации", когда культурные
нормы, ценности и социальные взаимосвязи
отсутствуют, ослабевают или противоречат
друг другу. Такое состояние называется
аномией и является основной причиной
отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное поведение может
принимать самые разные формы (как негативные,
так и позитивные), необходимо изучать
данное явление, проявляя дифференцированный
подход.
Отклоняющееся поведение часто служит
основанием, началом существования общепринятых
культурных норм. Без него было бы трудно
адаптировать культуру к изменению общественных
потребностей. Вместе с тем вопрос о том,
в какой степени должно быть распространено
отклоняющееся поведение и какие его виды
полезны, а самое главное - терпимы для
общества, до сих пор практически не разрешен.
Если рассматривать любые области человеческой
деятельности: политику, управление, этику,
то нельзя вполне определенно ответить
на этот вопрос (например, какие нормы
лучше: воспринятые нами республиканские
культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета или нормы этикета
наших отцов и дедов?). Удовлетворительный
ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе
с тем не все формы девиантного поведения
требуют столь детального анализа. Криминальное
поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм
и наркомания не могут привести к появлению
полезных для общества новых культурных
образцов. Следует признать, что подавляющее
число социальных отклонений играет деструктивную
роль в развитии общества. И только некоторые
немногочисленные отклонения можно считать
полезными. Одна из задач социологов -
распознавать и отбирать полезные культурные
образцы в отклоняющемся поведении индивидов
и групп [4. C. 126].
1
4. Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824
год и секретарем Сен-Симона. На философские
воззрения Конта большое
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное - противоположность химерическому.
2. Полезное - противоположность
3. Достоверное - противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное - противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.
По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам.
Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.
Контовская классификация наук
Идея объединения наук, сведения
всей совокупности знаний к ограниченному
числу простых и ясных
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
1. историческому (по времени
и последовательности
2. логическому (от абстрактного к конкретному),
3. по сложности предмета
4. по характеру связи с
В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий.
В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные.
Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией.
Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.
Конт указывал, что социология должна
быть теоретической наукой, в отличие
от описательной «социальной физики»
- А. Кегле. Превращение социологии в
позитивную науку завершает систему
позитивной философии, тем самым
знаменуя наступление позитивной стадии
человеческого ума и
Социология в представлении Огюста Конта
Социологию как позитивную науку
Конт противопоставлял теологическим
и метафизическим спекуляциям об
обществе и человеке. Критикуя предшествующих
философов-метафизиков, которые создали
утопии, обвиняя их в том, что они
понимали общество как создание человеческого
разума (французские философы-
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития по времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который
рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.
Под обществом Конт понимал органическое
единство всего человечества, всей
человеческой цивилизации или какой-то
его большой части, связанным
с всеобщим согласием, характеризуемое
гармоническим
Конт стоял у истоков
Следует, однако, заметить, что Конт
не понимал диалектики социальных элементов
и структуры и рассматривал элементы
социальной жизни как простые, вечные
и неизменные, а общественное развитие
как результат различных
Социологические методы
Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано
еще и с трудностями, которые
связаны со сложностью приобретения
необходимой научной