Системный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.
Основные свойства систем:
1) целостность (принципиальная не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого);

Файлы: 1 файл

Системный подход.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Системный подход

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные свойства систем:

1) целостность (принципиальная  не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого);

2) структурность (возможность  описания системы через установление  ее структуры, т.е. сети связей  и отношений системы; обусловленность  поведения системы не столько  поведением ее отдельных элементов,  сколько свойствами ее структуры);

3) взаимозависимость  структуры и среды (система  формирует и проявляет свои  свойства в процессе взаимодействия  со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);

4) иерархичность (каждый  компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);

5) множественность описания  каждой системы (в силу принципиальной  сложности каждой системы ее  адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);

6) непрерывность функционирования  и развития;

7) стремление к состоянию  равновесия и устойчивости;

8) стремление к дифференциации и мобильности.

  Системный  подход- это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в кот. выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

 

Черты системного подхода:

  1. Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - «нижестоящий» уровень.
  3. Системный подход  требует рассматривать проблему не изолированно, а  в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи  и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

1) процесс принятия  решений должен начинаться с  выявления и четкого формулирования  конкретных целей;

2) необходимо рассматривать  всю проблему как целое, как  единую систему и выявлять  все последствия и взаимосвязи  каждого частного решения;

3) необходимы выявление  и анализ возможных альтернативных  путей достижения цели;

4) цели отдельных подсистем не  должны вступать в конфликт  с целями всей системы (программы);

5) восхождение от абстрактного  к конкретному; 

6) единство анализа и синтеза, логического и исторического;

7) выявление в объекте разнокачественных  связей и их взаимодействия;

8) рассмотрение системы с позиции "черного ящика" и др.

 

 

Принцип системного подхода «Вход — Преобразование — Выход».

 


 

 

 

 

 

Элементы:

Вход системы  характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, ценыи т.п.).

На выходе системы - решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам  «внешней среды» системы относятся факторы макро-и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природноклиматические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами ит.д.

Обратная связь  характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.

 При системном подходе  на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности  товара необходимо, чтобы:

1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами — должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы;

2) "вход" системы  был отличного качества;

3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе;

4) организационно-технический  уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала формируются требования к "выходу" системы, затем - к "входу" и внешней среде и только потом - к процессу.

 

 




Информация о работе Системный подход