Системный подход при разработке УР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:09, реферат

Краткое описание

В условиях перехода экономики нашей страны к фазе устойчивого экономического роста возрастает роль научного подхода в повышение эффективности управления организацией и разработке управленческих решений. Главным фактором научного подхода к совершенствованию управления является исследование систем управления. Применение системного подхода к управлению позволяет выработать стратегию развития организации, обосновать планы и управленческие решения, осуществлять контроль за их выполнением, выявлять резерв повышения эффективности деятельности организации, оценивать результаты функционирования организаций, их подразделений и работников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Становление системного подхода в теории управления……………………4-5
Сущность и категориальный аппарат системного подхода………………6-10
Заключение……………………………………………………………………………11
Список использованной литературы……………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Методы принятия упр решений. реферат 3.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Становление системного подхода в теории управления……………………4-5
  2. Сущность и категориальный аппарат системного подхода………………6-10

Заключение……………………………………………………………………………11

Список использованной литературы……………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях перехода экономики нашей страны к фазе устойчивого экономического роста  возрастает роль научного подхода в  повышение эффективности управления организацией и разработке управленческих решений. Главным фактором научного подхода к совершенствованию управления является исследование систем управления. Применение системного подхода к управлению позволяет выработать стратегию развития организации, обосновать планы и управленческие решения, осуществлять контроль за их выполнением, выявлять резерв повышения эффективности деятельности организации, оценивать результаты функционирования организаций, их подразделений и работников.

 В настоящее  время владение мастерством точного  установления проблем функционирования организаций, современными методами исследований систем управления является одним из важнейших требований, предъявляемых менеджеру. В современном управлении считается, что исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера, так как определять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха он должен, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это связано с усложнением условий управления, социально-психологических характеристик человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего многообразия и количества их вариантов. В связи с этим возрастает актуальность использования системного подхода в процессе разработки управленческих решений. Целью моей работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических основ организации применительно к объектам управления. Для ее достижения необходимо решить задачу:

-изложить теоретические аспекты системного подхода при разработке управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление системного подхода в теории управления

 

В науке на протяжении длительного времени основные подходы  к изучению объектов были связаны  с двумя методологическими аспектами. Первый аспект, начиная с древнейших времен, выражал элементаризм (его крайняя форма - механистический атомизм); второй аспект - это варианты концепции целостности.

Элементаризм  исходил из убеждения, что во всяком явлении необходимо отыскать его первооснову, поэтому проблема сложности есть проблема сведения сложного к простому, целого к части, исходному простому элементу. В противоположность этому концепция целостности исходила из невозможности сведения сложного к простому, а целого к части. Наука долгое время развивалась под знаком превосходства элементаристского подхода. Это объясняется несколькими причинами: во-первых, при изучении неизвестных объектов самый простой способ его исследования состоит в разложении этого объекта на составляющие и изучении каждого из них в отдельности; во-вторых, реализация элементаристского принципа позволяет находить единое основание для объектов самой разной природы. Постепенно стала осознаваться недостаточность не только элементаристского и противоположного ему целостного подхода, но и самого способа мышления, заключенного в эти рамки. Это осознание нашло наиболее полное выражение в теории познания И. Канта (1724 - 1804) и всей немецкой классической философии. Эта новая логика мышления все более ориентировалась на поиск внутренних «механизмов» жизни и развития объектов.

Весомый вклад  в обоснование необходимости  выработки общих представлений  о развитии мира и науки внес Г. Спенсер (1820—1903), который разработал принципы дифференциации и интеграции, признанные позднее всеобщими. Г. Спенсер считал, что объединение знания должно происходить путем подведения более узких классов явлений под более значительные, так как высшие обобщения науки справедливы не только для одного порядка явления, но и для всех порядков.

Важный шаг  на пути совершенствования принципов  научного мировоззрения был связан с расширением и углублением  представлений о причинности. В  сфере естествознания первым конкретным выражением обновления принципов подхода  к объекту изучения явилось создание статистической физики, опирающейся на вероятностный принцип. Вслед за физикой статистические методы исследования начали распространяться и в других областях знания, в том числе и в социальных науках. Это означало, что причинно-следственные связи перестали быть единственным видом связей, признаваемых наукой. Наряду с ними были признаны функциональные, корреляционные и другие виды связи. Разработкой статистических методов завершился первый этап формирования предпосылок системного подхода.

Следующие шаги, предпринятые в конце ХIХ и в начале ХХ в. связаны с попыткой построить специальные научные концепции, базирующиеся на качественно новых принципах. Ярким научным явлением в конце ХIХ в. было открытие французским химиком Анри Луи Ле-Шателье (1850—1936) закона подвижного равновесия: «Если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению». Первой развернутой попыткой создания основ интегрированного научного знания можно считать «Тектологию» (всеобщую организационную науку) А.А. Богданова (1873—1928). Свою первую книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу» А.А. Богданов написал еще в 1899 г. Многие положения кибернетики и общей теории систем уже тогда были предвосхищены А.А. Богдановым. Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения — значит изучать любую систему с точки зрения как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т.е. с внешними системами. А.А.Богданов считал, что законы организации систем едины для любых объектов, а самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями. С именем А. Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития, в первую очередь развития в кризисных ситуациях. Сохранение и развитие целостности системы тесно связаны с процессами самообновления и самоорганизации.

В развитии системных  исследований можно выделить 4 этапа:

1. В 1920-е гг., как уже упоминалось, в СССР  вышла книга А.А.Богданова «Всеобщая  организационная наука» (тектологии), явившаяся исторически первым вариантом общей теории систем. Однако эта работа не получила признания. Ее не поняли, хотя ей предшествовали труды А.М.Бутлерова по теории химического строения, Д.И.Менделеева по систематизации элементов, кристаллографа ЕС. Федорова и физиолога Н.А.Белова.

2. В 1930-е гг. идея системного подхода и  построения общей теории систем  была возрождена в работах Людвига фон Берталанфи и других зарубежных исследователей. В 1930—1940-е гг. в СССР идеи системности были развиты в трудах В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.

3. К 1950-м гг. относят начало развития кибернетики,  основоположником которой признан  Н. Винер (1958). Выходят в свет  труды У.Р.Эшби, О.Ланге и других  авторов, связанные с проектированием  автоматизированных систем управления.

4. В 1960 - 1980-е  гг. были продолжены оригинальные  концепции общей теории систем, имеющие собственный математический  аппарат. Этот этап отмечен  трудами А. Уемова, М. Месаровича, А. Берга, Н. Амосова, В.Глушкова  и других отечественных ученых.

По мере развертывания системных исследований становилось все более очевидным, что речь идет не об утверждении какой-то единственной концепции, претендующей на общенаучное значение, а о новом направлении исследовательской деятельности, о выработке новой системы принципов научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования.

 

 

 

 

  1. Сущность и категориальный аппарат системного подхода

 

Под системным  подходом понимается способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.

Термин «системный анализ» впервые появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера.

Во многих работах системный  анализ развивается применительно  к проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым принципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить целого.

Понимая недостаточность  и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства. Системный подход основывается на принципах:

1) единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;

2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;

3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;

4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;

6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;

7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;

8) организованности - степень выполнения решений  и выводов.

Сущность системного подхода формулировалась многими  авторами. В развернутом виде она сформулирована В.Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

• системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких  компонентов) образована система;

• системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

• системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет  система и образующие ее компоненты;

• системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;

• системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

• системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

В основе получаемых с помощью системного анализа  результатов лежит совокупность понятий, центральное место в  которой занимает термин «система». Один из основоположников системного подхода - Р.Л. Акофф - считал, что термин «система» используется для обозначения обширного класса явлений. Мы говорим, например, о философских системах, системах чисел, системах связи, системах управления, системах образования, системах оружия. Некоторые из них являются концептуальными конструкциями, другие - физическими сущностями. Первоначально в широком смысле и не очень точно систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей.

А.И. Уемов предложил  характеризовать систему через  системообразующее отношение, интерпретируемое на некотором множестве элементов.

При всей важности этого понятия для современной  науки в настоящее время не существует единого общепринятого  определения системы. Под системой обычно понимают наличие множества объектов с набором связей между ними и их свойствами. Термин система охватывает очень широкий спектр понятий. Например, существуют горные системы, системы рек и солнечная система как часть нашего физического окружения. Понятие «систематизированное» противоположно понятию «хаотическое». Хаотической ситуацией можно назвать такую, где «все зависит от всего другого», но логика взаимосвязей непонятна. Так как двумя основными целями исследования в любой области являются объяснение и предсказание, то такое положение недопустимо. Объект (элемент). Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. В общем виде имеется неограниченное множество таких частей, способ выделения которых зависит от формулировки целей анализа и построения системы. Если в качестве элемента системы приняты понятия, связанные между собой определенными отношениями, то имеем дело с символическими (абстрактными) системами. Подсистемы. Система может быть расчленена на элементы не сразу, а путем последовательного разделения на подсистемы. Подсистемы сами являются системами и к ним, следовательно, относится все, что сказано о системе, в том числе и о ее целостности. Этим подсистема отличается от простой совокупности элементов, не объединенных целью и свойством целостности.

Информация о работе Системный подход при разработке УР