Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:00, доклад
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет со-бой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование обще-ства? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей в данной теме.
высокая степень общих
ценностей, норм и правил
соц. группах связи и
взаимодействия носят не
и опосредованный характер.
Соц. группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными
называются небольшие группы
людей, которые вступают в
непосредственное
особенности. Отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью
и неформальностью (семья, спортивная команда). Они являются первичным
связующим звеном между
личностью и обществом.
обычно большая соц. группа,
в основе которой лежит
взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных
целей. В таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его
эмоциональные характеристики и действия уходят на второй план, в то время
как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на
первый план.
Соц. группы по способу
и характеру организации
формальные и неформальные. В формальных правила их организации, действия
ее членов устанавливаются,
регламентируются или
официальным образом соц. институтами и организациями. Характерны
разделения и высокая
рационализация функций,
единая цель и др. Неформальные группы не имеют официальной регламентации,
складываются на основе
инициативы самих индивидов,
и др. Взаимодействие их
членов носит сугубо
опирается на силу авторитета.
Различают объективные и субъективные соц. группы. В основании первых
лежат объективно возникающие общественные обстоятельства, вторые связаны
с соц. отношениями,
субъективного характера.
Референтная группа – реальная или воображаемая, обычно малая соц. группа,
система ценностей и норм которой служит образцом для той или иной
личности.
С точки зрения соц. структуры общества, в которой отражается различие
общественных групп по их соц. положению, особенно важно выделение таких
соц. групп, как соц.-классовые общности, соц.-демографические общности,
этносоциальные общности, соц.-территориальные общности и соц.-
профессиональные общности.
26. Социальная мобильность, ее виды и роль в жизни общества
Соц. мобильность –
страта в другой, изменение места соц. субъекта в соц. структуре. Данное
понятие в социологию
ввел Сорокин. Это важный
зависящий от многих факторов. Существенно различается как на разных
этапах исторического развития, так и в неодинаковых условиях отдельных
стран.
Вертикальная соц. мобильность
связана с повышением или
статуса (повышение в должности).
Горизонтальная соц.
одного и того же соц. уровня (с одной зарплаты на такую же в другое
учреждение).
Вертикальная соц. мобильность подразделяется на восходящую и нисходящую,
в зависимости от того, происходит ли повышение или понижение соц. статуса
в результате такого
Высокий уровень вертикальной соц. мобильности – один из важнейших
показателей демократичности, гуманистичности современного общества.
Различают также
Коллективная соц. мобильность вносит в стратификационную структуру
большие изменения.
Причина соц. мобильности – в осуществлении в обществе принципа
распределения благ
частичная реализация этого принципа ведет к усилению соц. мобильности и
обновлению состава высших страт. Иначе в этих стратах с течением времени
накапливается дебильный
материал – большое число
низких стратах, наоборот, талантливых. Чтобы этого не случилось, общество
должно отказаться от
жесткой соц. структуры,
мобильность, совершенствовать и контролировать ее.
19. Соц. институты и организации. Их виды и роль в жизни общества
Важной формой соц. взаимодействия и одним из основных элементов соц.
структуры общества выступают соц. институты и организации. Создавая их,
общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды соц.
взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнидеятельности,
делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, соц.
группы или общности как целостности.
Соц. институты – сравнительно высокоорганизованные соц. системы,
отличающиеся устойчивой структурой, глубинной интегрированностью своих
элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а
следовательно, и всей системы.
Для соц. институтов характерно четкое
разграничение функций и
каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их
действий, достаточно высокий уровень регуляции и контроля за этим
взаимодействием.
Четкого определения для соц. организации нет, часто опотребляется как
синоним соц. института. Смелзер определил организацию как "характерную для
сложных обществ крупную вторичную группу, образуемую для достижения
определенных целей". Другое определение: сложные взаимосвязанные
иерархические целевые соц. системы, инструмент общества для длстижения
определенных целей.
Соц. институты и организации могут быть формальными и неформальными. В
первых взаимодействие субъектов происходит на основе законов и правовых
актов и др.
С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют соц. институты,
охватывающие все сферы
-- политические, связанные с завоеванием,
осуществлением и
политической власти (государство, политические партии);
-- экономические - с организацией и управлением хоз. деятельностью
(собственность, банк, деньги);
-- институты культуры и
распространением духовных ценностей (семья, образование, наука).
По числу выполняемых ими функций соц. институты и организации
подразделяются на:
-- монофункциональные, т.е. выполняющие одну функцию, и
-- полифункциональные, выполняющие две и более.
По структуре организации
-- простые соц. институты - не имеют самостоятельной управленческой
подсистемы (семья) ,
-- сложные соц. институты - имеют такую подсистему (государство).
Институционализация в жизни общества играет такую же роль, какую
социализация в жизни личности: речь идет о путях регуляции человеческой
деятельности, обеспечении организованности, упорядоченности, нормативности
жизни общества и повышения ее эффективности.
35. Семья как соц. институт, ее основные функции и роль в обществе
Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого
обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и
женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется
воспроизводство членов общества, их социализация.
Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде
всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов,
передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации
личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей
институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное
родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения
закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным
законодательством, так и морально-нравственными обычаями.
Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:
1)репродуктивная, связанная с рождением детей, биологическим
воспроизводством населения;
2)сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей личности, т.е. не
дай перцу засохнуть!);
3)воспитательная;
4)хозяйственно-экономическая, направленная на ведение общего хозяйства,
экономическое обеспечение;
5)досугово-эмоциональная, в
членов семьи в родственном общении;
6)социально-контрольная, связанная с первичной моральной регламентацией
поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности;
7)социально-статусная,
определенного статуса, в соц. продвижении, в воспроизводстве соц.
структуры.
В социологии семья рассматривается прежде всего как соц. институт и как
малая соц. группа. Социология сосредотачивает свое внимание на анализе
образцов соц. поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм брачно-
семейных отношений в
Особенно большое место
семей, уровня рождаемости, распределения власти и обязанностей в семье и
др.
39. Девиантное поведение
Даже в самом
положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем
нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В
результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может
мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения,
такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм,
самоубийство - наиболее яркий пример).
Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее
соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.
В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение
от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное
(преступление). Чаще всего под
этим понятием понимается
отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно
это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни
практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому
девиации допускаются в
функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она
проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных,
но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от
моральных норм.
Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и
в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми,
первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и
часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны
модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка
девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.
Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и
противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными
целями и социально
достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а
совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера.
Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии,
которая становится почвой для новых девиаций.
35.Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.[1]
править]История изучения проблемы бедности
В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Ещё в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определённого уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.[2]