Общественная жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:23, доклад

Краткое описание

В настоящее время наблюдается системное нарушение прав ребенка, которое обусловлено рядом причин, в том числе и обострившимся в последние годы кризисом института семьи. Заметно снизился ее воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).

Файлы: 1 файл

общество.docx

— 19.72 Кб (Скачать)

В настоящее  время наблюдается системное  нарушение прав ребенка, которое  обусловлено рядом причин, в том  числе и обострившимся в последние  годы кризисом института семьи. Заметно  снизился ее воспитательный уровень, ослабли  нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей. Существующая в государстве система  защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).

Следствием  кризиса семьи является насилие в отношении детей. По данным социологических исследований, не менее чем в 75 % семей «практикуется» та или иная форма домашнего насилия. Унижение достоинства ребенка, принуждение его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению правонарушений, деяний, представляющих опасность для его жизни и здоровья и ведущих к нарушениям развития личности, иными словами психическое насилие, по экспертным оценкам, имеет место примерно в каждой четвертой семье.

Ответственность за совершение насилия в отношении  несовершеннолетнего

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как  весьма сложное явление, хотя в уголовном  праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие  дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. 

За нарушение  прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность  не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. 

Если законные представители  ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может  быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Закон РБ "О правах ребенка" также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию.

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. 

  • Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) иУголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:
  • против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);
  • опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);
  • нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);
  • нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).
  • Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

Если же последствия  оказались более тяжелыми, в действие вступает УК, в котором устанавливает  наказание за нанесение ребенку

  • умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК);
  • менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК).
  • легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.

Прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении  детейд способны следующие меры:

  • обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям.
  • повсеместное открытие "горячих линий" для оперативного оказания помощи детям – жертвам насилия, в том числе при их личном обращении;
  • создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;
  • усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
  • формирование безопасной образовательной среды, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
  • информирование представителей педагогических коллективов о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
  • активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
  • формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности
  • обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих

Итак, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой  жестокого обращения чаще всего  становится ребенок. Перечень видов  насилия над детьми в настоящее  время пополнился, включив экономическое  насилие, торговлю детьми и пр. Между  тем модель поведения, усвоенная  в детстве, воспроизводится в  других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому  остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость по отношению  к беззащитным детям.

 


Информация о работе Общественная жизнь