В настоящее
время наблюдается системное
нарушение прав ребенка, которое
обусловлено рядом причин, в том
числе и обострившимся в последние
годы кризисом института семьи. Заметно
снизился ее воспитательный уровень, ослабли
нравственные устои, растет число детей,
пострадавших от жестокости родителей.
Существующая в государстве система
защиты прав ребенка в семье работает,
как правило, по наступившим последствиям
(сиротство, безнадзорность, преступность,
наркомания).
Следствием
кризиса семьи является насилие в отношении детей. По данным
социологических исследований, не менее
чем в 75 % семей «практикуется» та или иная
форма домашнего насилия. Унижение достоинства
ребенка, принуждение его посредством
угроз, оскорблений, шантажа к совершению
правонарушений, деяний, представляющих
опасность для его жизни и здоровья и ведущих
к нарушениям развития личности, иными
словами психическое насилие, по экспертным
оценкам, имеет место примерно в каждой
четвертой семье.
Ответственность
за совершение насилия в отношении
несовершеннолетнего
В белорусском законодательстве
насилие рассматривается как
весьма сложное явление, хотя в уголовном
праве республики выделяется только
два вида насилия: физическое и психическое.
Но далее психическое насилие
дифференцируется на угрозу: убийством,
причинением телесного повреждения,
уничтожением или повреждением имущества.
За нарушение
прав детей, в том числе в виде
насилия, родители, лица их заменяющие,
или другие взрослые несут ответственность
не только нравственного, но и юридического
порядка, на основании административного,
уголовного, семейного и/или гражданского
права.
Если законные представители
ребенка виновны в неисполнении
своих обязанностей, к ним может
быть применена мера
ответственности в виде лишения родительских
прав. Если те же действия они совершили
из-за душевного заболевания, то к ним
применяется мера
защиты, т.е. отобрание детей
без лишения родительских прав. Кроме
того, при назначении наказания учитывается
характер и последствия нарушений прав
детей, наличие или отсутствие специальных
обязанностей в отношении несовершеннолетнего,
причины и мотивы действий взрослых, системность
и пр.
Конвенция ООН
о правах ребенка дает определение понятию "жестокое
обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость
принятие следующих мер:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
- оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Закон РБ "О
правах ребенка" также утверждает, что "каждый ребенок имеет
право на защиту своей личности от любых
видов эксплуатации и насилия" (ст. 9).
К сожалению, на практике дети, страдающие
от злоупотреблений особенно со стороны
родителей, очень редко обращаются за
защитой своих прав. По данным социологических
опросов, почти половина (40 %) жертв насилия,
в том числе несовершеннолетних, не обращаются
в правоохранительные органы из-за неверия
в возможность наказать виновного, зависимости
жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию,
Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает
окружающих незамедлительно сообщать
о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию.
Эта
же мера закреплена в Кодексе РБ о
браке и семье, где детализируется, что защита прав
и законных интересов ребенка осуществляется
родителями или лицами, их заменяющими
(ст. 73), а в ряде случаев органами опеки
и попечительства, прокурором и судом.
Дети имеют право на защиту от злоупотреблений
со стороны родителей или иных лиц, при
этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно
обращаться за защитой своих прав и законных
интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних
(КДН), органы опеки и попечительства, а
по достижении четырнадцати лет – в суд.
- Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) иУголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:
- против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);
- опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);
- нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);
- нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).
- Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.
Если же последствия
оказались более тяжелыми, в действие
вступает УК, в котором устанавливает
наказание за нанесение ребенку
- умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК);
- менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК).
- легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.
Прервать дальнейшую
эскалацию насилия в отношении
детейд способны следующие меры:
- обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям.
- повсеместное открытие "горячих линий" для оперативного оказания помощи детям – жертвам насилия, в том числе при их личном обращении;
- создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;
- усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
- формирование безопасной образовательной среды, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
- информирование представителей педагогических коллективов о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
- активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
- формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности
- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих
Итак, незащищенность,
материальная зависимость, возрастные
особенности психики несовершеннолетних
(незрелость, подчинение авторитету взрослого,
доверчивость, недостаток жизненного
опыта, неумение полно и критично
оценивать сложившуюся ситуацию
и прогнозировать возможные последствия)
привели к тому, что в условиях
роста насилия в обществе жертвой
жестокого обращения чаще всего
становится ребенок. Перечень видов
насилия над детьми в настоящее
время пополнился, включив экономическое
насилие, торговлю детьми и пр. Между
тем модель поведения, усвоенная
в детстве, воспроизводится в
других социальных институтах: школе,
армии, государстве в целом. Поэтому
остановить эскалацию насилия возможно,
только преодолев жестокость по отношению
к беззащитным детям.