Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Символический интеракционизм. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим, сторонники этого направления отмечают, что социология может указать человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг по пути к реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения ограничений.
Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.
31. Методы социологического исследования.
Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами.
Методы выборочного исследования.
Историко-социологическое исследование.
Анализ документов.
Эксперимент.
Скрытое наблюдение.
Включенное наблюдение.
Полевые исследования.
32. Этапы выборочного исследования.
Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную связь между какими-то фактами.
1. Для
этого выдвигается гипотеза, т.е.
предположение, что одна
2. Любое
исследование имеет под собой
теоретическую
3. Различают
2 вида переменных в
- независимую,
т.е. ту которое является
- зависимая, которое зависит от предыдущей.
4. Для
решения выделяется группа
Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
* Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
* Определение
типа выборки (случайная,
* Определение объема выборки
* Расчет
предельной ошибки выборки (
* Определение технологии отбора объектов
Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
n = 2
n = ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),
где n - объем выборочной совокупности
N- объем генеральной
t2- число определяемое по спец.
таблицам с учетом предельной
ошибки выборки и
A - предельная ошибка выборки
33. Программные требования к выборке.
Выборка
- часть генеральной
Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.
Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности.
Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:
1) Пол
2) Возраст
3) Образование
4) Род занятий
Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.
Объем выборки зависит от ряда причин, в том числе и от задачи исследования.
При общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%.
при надежной выборке вероятность ошибки - 3-5%.
Записывается это так: Р = 0,05 - 0,03
Для примера можно привести следующие данные:
Ошибка выборки не более Р = 0,05 :
N - генеральная совокупность
n - количество опрошенных
N
500
1 000
2 000
3 000
10 000
100 000 и более
N
222
286
333
350
385
398
Обычно, для того чтобы исследовать мнения по Архангельской области, опрашивают от 450 до 1 000 человек.
Типы выборок:
1. Случайная выборка
1) Лотерейный метод
2) Метод равных интервалов (шаг)
3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)
2. Целевая выборка
3. Адресная выборка (районированная)
1) Метод
сеточки (при помощи карт
2) Метод
спирали (при помощи карт
34. Объект, предмет, функции социологии молодежи.
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и вне семейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.
Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.
35. Хоторнские эксперименты как начало промышленной социологии.
Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение рабочих гигантского завода Хоторна, которым управляла "Western Еlесtric Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы, воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет на производительность. Итак, они выбрали группу работниц и начали эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу отдыхать в течение рабочего дня, затем периоды отдыха сократились, но стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время, предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение; предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению производительности.
Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли периоды отдыха, производительность труда работниц возрастала. При сокращении она продолжала расти. Но когда был установлен первоначальный режим труда и отдыха, производительность труда выросла еще больше. То же самое наблюдалось при экспериментах, связанных с изменением продолжительности ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин возрастал.
Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие факторы (помимо условий труда), которые воздействовали на производительность. Оказалось, что женщины, выбранные для проведения эксперимента, образовали группу. Им казалось, что, поскольку отобрали именно их, они приобрели особый статус, и они стали считать друг друга представителями своего рода "элиты". Поэтому и старались работать как можно лучше в соответствии с требованиями исследователей. Этот тип реагирования стал называться хоторнским эффектом. Он состоял в следующем: вероятно, сам факт, что именно данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов даже больше, чем другие факторы, которые стремятся выявить исследователи.
На основе этого эксперимента и других данных хоторнские исследователи сделали вывод, что "человеческий фактор играет важную роль в трудовой деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с денежным вознаграждением, похвалой или повышением в должности, производительность его труда стремительно возрастала. Этому также способствовала эффективная система реагирования на жалобы. Если работник имеет возможность обсудить ту или иную проблему с терпеливым начальником, который выслушает его с сочувствием и уважением, и если после этого что-то изменится к лучшему, возрастает доверие рабочих к руководству, их чувство собственного достоинства и стремление к групповому единству.
36. Проблемы социальной адаптации.
АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
37. Социологические проблемы исследования производственных организаций.
Организационно-