Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".
Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.
Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.
Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.
Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:
1. первобытные религии.
Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.
Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.
Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.
Анимизм - вера в души и духов.
2. политеистические религии - многобожие.
3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).
Структурные элементы религии:
1. религиозное сознание.
- религиозная идеология
- религиозная
психология (вера, эмоции, общение по
поводу религиозной
2. религиозная деятельность.
- культовая (освещение, крещение, венчание)
- внекультовая
(воскресные школы,
3. религиозная организация
- церковь
(церковно и священно
секты - отколовшаяся часть от церкви с лидером.
23. Социальная группа как объект социологического изучения.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.
Анализ внутренних связей в группе
1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.
2. Внутренние
связи в группе могут
укрепления престижа в целом,
непосредственно на личных
индивида это не сказывается.
3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами
группы.
4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива,
т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.
5. Отношение с членами других конкурирующих или
сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов
индивида.
6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов
всей группы, к которой принадлежит индивид.
7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед
представителями других конкурирующих групп.
(1,3,5 - парные
связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются
только в общности, они существуют
для сохранения всех
24. Социология малых групп. Социометрическая процедура.
Социометрия (товарищ, измерять)
Метод - Д. Морено
Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.
Этапы процедуры.
1. Определение целей измерения
2. 2 типа процедуры
- непараметрическая
- параметрическая
3. составление анкеты, используя 2 вида социологических критериев
- коммуникативный
- гноистический
4. заполнение анкеты
5. заполнение социометрической матрицы
25. Социальная сущность личности.
Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.
Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.
26. Структура личности.
В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1. направленность личности.
- потребности:
биогенные (еда, жилище, секс), безопасность,
потребность в самоутверждении,
- мотивы поведения;
- цели человека;
- ценностные ориентации;
- иные установки человека;
- интересы личности;
- убеждения;
- идеалы.
Все это
формируется воспитанием и
2. жизненный опыт личности.
- умения;
- навыки;
- привычки;
Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.
3. особенности психический процессов.
- чувства;
- восприятие;
- мышление;
- память;
- воля.
Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.
4. биологические свойства.
- строение тела;
- патологические свойства в строении тела;
- темперамент (тип нервной системы);
- половые и возрастные свойства.
27. Социологические подходы и концепции личности.
В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.
Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.
Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.
28. Сущность и этапы социализации личности.
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.
Факторы социализации:
1. система образования;
2. среда сверстников, круг друзей;
3. произведения искусства, литературы;
4. СМИ;
5. Политические
институты (государство,
6. Отдельные экономические и политические события;
7. Отдельная выдающаяся личность.
Социализация - это не однонаправленный процесс.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.
29. Мотивация поведения личности.
Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
Физиологические>Безопасность>
Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).
30. Основные микро социологические подходы изучения личности.
Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.
Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.