Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

sociol-bilet.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".

Работы  названных основоположников социологии религии определили все ее последующее  развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX -  началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное  понимаю человека.

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера  возникла 40 - 50 тысяч лет назад  и прошла следующие этапы:

1. первобытные  религии.

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который  обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность  влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и духов.

2. политеистические  религии - многобожие.

3. Монотеизм  - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).

Структурные элементы религии:

1. религиозное  сознание.

- религиозная  идеология

- религиозная  психология (вера, эмоции, общение по  поводу религиозной деятельности) соборность - единение.

2. религиозная  деятельность.

- культовая (освещение, крещение, венчание)

- внекультовая (воскресные школы, издательская  деятельность, миссионерство).

3. религиозная  организация

- церковь  (церковно и священно служители,  миряне)

секты - отколовшаяся часть от церкви с  лидером.

23. Социальная группа как объект социологического изучения.

В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

Анализ  внутренних связей в группе

1. У  индивида, входящего в ту или  иную группу, возникает личная  связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.

2. Внутренние  связи в группе могут оцениваться  с точки зрения         

    укрепления престижа в целом,  непосредственно на личных целях     

    индивида это не сказывается.

3. Реакция  индивида на взаимоотношение  между другими членами 

     группы.

4. Отношение  коллег по группе с т. зрения  достижений коллектива,

т.е. каждый член общности не должен подводить  весь коллектив.

5. Отношение  с членами других конкурирующих или

сотрудничающих  общностей с т. зрения личных интересов 

индивида.

6. Отношение  с членами других групп, но  уже с т. зрения интересов 

всей  группы, к которой принадлежит  индивид.

7. Отношения  индивида с членами своего  коллектива перед 

представителями других конкурирующих групп.

(1,3,5 - парные  связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются  только в общности, они существуют  для сохранения всех преимуществ,  получаемых индивидом не от  одного партнера, а от всей  общности).

24. Социология малых  групп. Социометрическая процедура.

Социометрия (товарищ, измерять)

Метод - Д. Морено

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

Этапы процедуры.

1. Определение  целей измерения

2. 2 типа  процедуры

- непараметрическая

- параметрическая

3. составление  анкеты, используя 2 вида социологических  критериев

- коммуникативный

- гноистический

4. заполнение  анкеты

5. заполнение  социометрической матрицы

25. Социальная сущность  личности.

Любое общество состоит из людей. Каждый человек  тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.

Индивид - один из группы.

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

26. Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические  и социальные качества.

1. направленность  личности.

- потребности:  биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении,  потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы  поведения; 

- цели  человека;

- ценностные  ориентации;

- иные  установки человека;

- интересы  личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это  формируется воспитанием и социальным общением.

2. жизненный  опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное  играет здесь главенствующую роль и  формируется через обучение.

3. особенности  психический процессов.

- чувства;

- восприятие;

- мышление;

- память;

- воля.

Социальность  может наложить отпечаток на психические  процессы, изменить их через тренировку.

4. биологические  свойства.

- строение  тела;

- патологические  свойства в строении тела;

- темперамент  (тип нервной системы);

- половые  и возрастные свойства.

27. Социологические  подходы и концепции  личности.

В социологии имеется несколько тенденций  в решении социологического подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе.

Ролевая концепция личности - концепция,  отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека  к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.

28. Сущность и этапы  социализации личности.

Социализация - это усвоение индивидом социального  опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Факторы социализации:

1. система  образования;

2. среда  сверстников, круг друзей;

3. произведения  искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические  институты (государство, партия);

6. Отдельные  экономические и политические  события;

7. Отдельная  выдающаяся личность.

Социализация - это не однонаправленный процесс.

Социализация  осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

29. Мотивация поведения  личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.

Теория  иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические>Безопасность>Социальные потребности> Эгоистические>Самореализация

Социальные  потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

30. Основные микро  социологические  подходы изучения  личности.

Микросоциология  изучает  интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие людей, в центре - личность.

Теория  социального обмена. Исходным положением теории социального обмена является то, что людям необходимы многообразные  виды вознаграждений, получить которые  они могут, только взаимодействуя с  другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь. Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"