Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ по обществознанию.docx

— 247.28 Кб (Скачать)

Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, энциклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, таких как «Общественные науки и современность», «Полис» и т.д.

Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласованному с учителем плану.

 

БИЛЕТ № 24

1. Экономические цели  и функции государства.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной 
    конкурентоспособности России и ее регионов;
  • развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной 
    мобильности населения;
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро 
    ванности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

  • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход 
    экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра 
    щения экономических кризисов;
  • регулирование кредитно-денежной системы страны;
  • развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий 
    монополизма;
  • защита и охрана всех видов собственности;
  • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение 
    судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
  • помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно 
    сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
  • регулирование трудовых отношений в стране;
  • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
  • контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж 
    дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо 
    мику;
  • регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
  • размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации 
    функций государства;
  • сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

Главные экономические задачи, которые вынуждены  сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

  • увеличение объемов производства материальных благ;
  • обеспечение более высокого уровня жизни;
  • табильный уровень цен;
  • справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
  • перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
  • организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на 
    равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
  • охрана окружающей среды.

Справиться  с указанными задачами государству  помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения. 

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез 
ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот 
рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила 
вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут 
основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю 
щие ваш ответ.

Основанием  для рассмотрения дела в суде будут  нормы гражданского права. Они закреплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других нормативных правовых актах.

Из  условий задачи следует, что гражданка  К. заключила договор возмездного  оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была пройти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определенную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны — гражданка К. и организаторы курсов — были свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

Участники возникшего правоотношения равны между  собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регулирующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлением в суд.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде 
лаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. 
А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный 
разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы 
вы обосновали свою позицию?

Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой деятельности создается экономическая основа общества.

Свобода труда  провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, тунеядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

«Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

«Работа избавляет нас от трех великих  зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

«Если ты что-нибудь делаешь, делай это  хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Писарев).

 

БИЛЕТ № 25

1. Мышление и речь.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.).

Мышление осуществляется в форме  понятий, суждений и умозаключений.

Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).

Суждение — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, которое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России».

Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.

Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных  формах:

  • индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;
  • дедукции, то есть вывода от общего к частному;
  • анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со 
    ставные части и воссоединения целого из частей;
  • в создании гипотез, теорий и т.д.

Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

С древности и до настоящего времени  психология обсуждает проблему о  связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).

Первоначальная  функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а  с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

В зависимости от формы общения, речевая  деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

 2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, 
снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной 
проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы 
существуют в мире?

Этот факт свидетельствует об обострении проблемы «Север-Юг» — именно так называют рост экономического отставания стран третьего мира от ведущих государств Запада. Как правило, отставание связано с тяжелой демографической ситуацией в этих странах, а именно быстрым увеличением населения, что резко обостряет все проблемы и прежде всего проблему продовольствия.

В истории  экономической науки было сформулировано несколько причин слабого экономического развития:

  1. темпы роста населения выше темпов экономического роста. Эту причину 
    сформулировал английский экономист Томас Мальтус (1766-1834), но она не 
    сколько раз подвергалась критике и не всегда соответствовала действительно 
    сти;
  2. политическая нестабильность прямо отражается на инвестиционном процессе и 
    значительно замедляет или даже приостанавливает экономический рост;
  3. неверная ошибочная экономическая политика правительства (неразумная нало 
    говая политика и др.);
  4. географические, исторические и культурные особенности страны (например, 
    недостаток земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. 
    Глобальными проблемами современности принято считать те проблемы, решение

которых возможно лишь в глобальном, т.е. мировом масштабе. От их решения зависят перспективы развития человечества. К числу глобальных проблем относятся проблемы экологии, здравоохранения, войны и мира, международного терроризма, возобновляемое™ энергетических ресурсов, продовольственная, сырьевая, демографическая проблемы, преодоление отсталости стран и народов, освоение Космоса и мирового океана, обеспечение достойного будущего человечества и т.д.

3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы 
ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы 
предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить же 
лаемое место работы?

Для более  успешного поиска работы необходимо правильно составить резюме. Резюме — это характеристика человека, составленная им самим, представляемая в организацию при поиске работы. Единой стандартной формы резюме не существует. Оно, как правило, составляется на одной странице в произвольной форме и содержит следующую информацию:

  1. фамилия, имя, отчество,
  2. год рождения,
  3. контактные телефоны,
  4. на какую работу рассчитываете,
  5. образование,
  6. есть ли опыт работы,
  7. дополнительное образование (курсы, тренинги и др.),
  8. какие дополнительные навыки имеются (умение владеть персональным компью 
    тером, степень владения иностранными языками и др.),
  9. желательно указать несколько своих личностных черт, которые помогают дос 
    тигать нужных результатов в работе.

 

БИЛЕТ № 26

1. Неравенство доходов  и экономические меры социальной  поддержки.

Доходы  отдельного человека и общества формируются  из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рьшочной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной имущественного неравенства являются прежде всего различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бедности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"