Роль биржи труда в регулировании рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть биржу труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие биржи труда, истории ее создания, устройства и сущности;

-дать определение рынку труда, рассмотреть механизмы его функционирования;

- дать определение занятости и безработицы;

- изучить роль биржи труда на российском рынке в период экономического кризиса

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................2

1. БИРЖА ТРУДА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ПОНЯТИЕ, УСТРОЙСТВО И СУЩНОСТЬ…………………………………………………………………………..4

1.1.Предпосылки создания службы занятости населения……………………...4

1.2. Государственная служба занятости населения и ее функции……………..7

1.3.Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда……………………………...10

2. РЫНОК ТРУДА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………………………….12

2.1 Что такое рынок труда. Механизм его функционирования. Спрос и предложение труда…………………………………………………………………..12

2.2 Определение занятости, понятие и виды безработицы……………………15

2.3 Влияние заработной платы на безработицу……………………………….19

3. БИРЖА ТРУДА И ЕЕ МЕСТО В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА….....24

3.1 Политика занятости и регулирование рынка труда………………………..24

3.2. Проблемы на российском рынке труда в период экономического кризиса……………………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая по бирже труда РАБОТА.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

3. БИРЖА ТРУДА И ЕЕ МЕСТО В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     3.1 Политика занятости и регулирование рынка труда 
 
 

   Согласно  российскому закону о занятости, государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда            [3 с.95-96].

   Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

   Предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости.

   Политика  на рынке труда направлена на:

   - обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

      - переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

      - достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

      - предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

      - создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

      - развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

      - рост мобильности трудовых ресурсов.

   К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению  проблем занятости относится:

  1. преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
  2. экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  3. оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
  4. разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
  5. развитие гибких форм занятости;
  6. последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной, в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
  7. дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
  8. проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

    9) развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду

   Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

   На  макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

   1. Согласование финансово – кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости [3 с.143].

   2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

   3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

     3.2. Проблемы на российском рынке труда в период экономического кризиса 

   Рынок труда в России на протяжении последних  лет стабильно рос вместе с ростом экономики. Повышались зарплаты специалистов и менеджеров, учителей, врачей, военных. Все уже успели привыкнуть к сложившейся тенденции, что сказалось на потреблении, не малая доля которого пришлась на покупки в кредит.  Растущий рынок труда породил рост благосостояния, к которому быстро успели привыкнуть. Однако финансовый кризис, который неожиданно для большинства граждан пришел в Россию осенью 2008 года, изменил все.

   Если  еще полгода назад спрос на многие специальности на российском рынке труда многократно превышал предложение, и предприятия были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных и квалифицированных специалистов, то 2009 год расставит все на свои места. Рынок труда в настоящее время испытывает коррекцию, в результате которой многое изменится.

   Кризис  изменил структуру рынка труда  в России. Профессия строителя  или банкира, столь популярная и  высокооплачиваемая еще в начале 2008 года, уже не так привлекает вчерашних  выпускников ВУЗов и абитуриентов. О предпочтениях последних, правда, данные появятся лишь в сентябре 2009 года, однако можно сделать предположение, что самые пострадавшие отрасли российской экономики потеряют былую популярность на рынке труда.

   Безработные менеджеры задумались о госслужбе. Действительно, работа чиновника в 2009 году может для многих стать неплохим шансом показать себя и сделать карьеру. Как известно, на первом этапе экономического кризиса увольняют лишних, неэффективных сотрудников. Далее идет черед и хороших профессионалов, которым просто не посчастливилось оказаться в плохое время в неправильном месте; тех, чья деятельность наиболее пострадала от изменений в экономике. Например, кредитные консультанты массово теряют работу, поскольку масштабный спад в розничном кредитовании заставляет банки сворачивать свои программы.    

      Многие  надеются переждать лихие кризисные  времена в науке. Кто-то идет преподавать  сам, кто-то, напротив, готовится к  повышению квалификации в России или за рубежом. Кризис, как показала практика, хороший повод углубить свои знания, написав кандидатскую или докторскую диссертацию, или получить бизнес-образование. С рынка труда на время исчезают профессионалы, готовые использовать вынужденный перерыв в карьере с пользой.

         Российский рынок  труда обладает своими отличительными особенностями. Если в первой половине 2008 года зарплаты топ-менеджеров превышали 3-4 миллиона долларов США, то уже осенью эти цифры существенно уменьшились. Рынок труда диктует свои законы не только «топам». Снижаются зарплаты у менеджеров среднего звена и специалистов.

         Традиционно в периоды  кризисов, рынок труда России, в  отличие от западных стран, демонстрирует  интересную особенность. Так было во время кризиса 1998 года, так, по всей видимости, произойдет и в 2009 году. Вместо повсеместного сокращения персонала, российские компании сокращают заработные платы сотрудников. Таким образом удается сохранить рабочие места и специалистов, а также избежать серьезных потрясений в социальной сфере.

     Правительство России уже заявило, что будет  всячески препятствовать массовым увольнениям. В такой ситуации бизнесу остается пойти по традиционному пути, особенно крупным предприятиям городского и районного масштаба.

     Тем не менее, с ноября 2008 года в  России уволено по сокращению штатов 53 000 человек (данные вице-премьера России Александра Жукова). Эти данные получены в результате мониторинга, в котором участвует 10 000 предприятий. Реальное число пострадавших от кризиса, конечно, намного больше, ведь более 90% работников уходят «по соглашению сторон». Тенденция к увеличению числа безработных сохраняется. Сильнее всего пострадали работники финансовой сферы, страховой и строительной отрасли: сокращения уже осуществили 46% компаний. В целом же в декабре 32% российских компаний сократили персонал. Ожидается, что пик кризиса придется на первый квартал 2009 года. Если прогнозы экспертов оправдаются, то сокращения в 2009 году продолжатся еще большими темпами [16].

     Вместе  с тем, кризис  явно создаст трудности  и для будущих специалистов –  выпускников 2009 года. По заявлению замменистра образования Владимира Миклушевского,  порядка 12% выпускников вузов в текущем году  могут не найти себе работу – это специалисты в области экономики и другие гуманитарии, которых в последние годы был явный переизбыток.

     В связи с этим, государство намерено поддержать студентов – так, предполагается выделять образовательные кредиты  на очень льготных условиях. Такие  кредиты смогут получить первокурсники. Хорошо сдавшие ЕГЭ, а также те, кто уже учится в вузах [15].

     В конце января 2009 года Минобразования и науки прогнозировало, что среди выпускников системы профессионального образования как минимум 100 тысяч молодых специалистов пополнят армию безработных. В частности, не смогут найти себе работу 30% выпускников – экономистов, 11% выпускников гуманитарного профиля, 6% педагогического.

     В подобных условиях вся надежда на поддержку со стороны правительства  страны. По заявлению вице0премьера Жукова, Правительство России выделит 43,7 миллиарда рублей на стабилизацию положения на рынке труда. Эти средства планируется передать в региональные бюджеты в 2009 году при условии, что власти регионов представят в правительство программы по поддержке рынка труда. Вместе с тем, Госдума в третьем чтении приняла законопроект, направленный на поддержку российского рынка труда. Проект предполагает ряд правительственных мер по переподготовке служащих, а также по переезду россиян на другое место жительства доля получения работы. Согласно новому документу. Работодатель должен будет не позднее чем за 10 календарных дней до остановки производства сообщить об этом в службу занятости. Граждане, решившие уволиться по собственному желанию, будут получать пособие по безработице на сумму в 4900 рублей в течение 12 месяцев. В ходе телепередачи «Разговор с Владимиром Путиным», состоявшейся 4 декабря, премьер-министр заявил, что правительство выдели дополнительные 10-50  миллиардов рублей службам занятости. Эти средства, по мнению Путина, помогут частично справиться с растущей безработицей [16].

     По  данным Минэкономразвития, в 2009 году количество безработных в России может увеличиться на один  миллион – с 4,6 до 5,6 миллиона человек. Таким образом, уровень безработицы подрастет до 7,6 процентов.

     Рассмотренные в 3 главе работы вопросы позволяют  сделать вывод о существенной роли биржи труда  в регулировании рыночных отношений. Являясь посредником между работодателем и соискателем работы, биржа труда действует от имени государства в интересах граждан, желающих трудоустроиться. Особую роль приобретает биржа труда в период финансового и экономического кризиса, протекающего в России в настоящее время. Уровень безработицы растет и государство через центры занятости, посредством разработки социальных программ, направляет всевозможные усилия на поддержание граждан в тяжелой период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подводя итог работы можно сделать следующие  выводы.

    Биржа труда помогает многим гражданам  в поисках работы. Как уже говорилось, она изучает спрос и предложение на рынке труда, занимается профориентацией молодежи, переподготовкой лиц, нуждающихся в работе, обучает новым профессиям, что является существенным вкладом в разрешение проблемы занятости населения.

    Вместе  с тем, рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.       

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.        

Однако  достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы. 
       Государственные центры занятости способствую регулированию рынка труда. Особенно жестко данный вопрос стоит в настоящее время – период финансового кризиса в мире. Многие предприятия вынуждены останавливать свою работу или вообще закрываться. В следствие этого появляются новые безработные, которые направляются в центр занятости с надеждой трудоустроится.

Информация о работе Роль биржи труда в регулировании рынка труда