Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды и формы деятельности 6
2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 12
2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров 16
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

псо люська.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные  со сферой здоровья, психосоциального благополучия и социальных услуг. С  ростом численности пожилого населения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в изменении форм социальной работы, характера технологического процесса совершенствования помощи престарелым.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес  к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить  их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через  свои отделения, которые выявляют и  ведут учет, осуществляют различные  виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению  органов социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях  либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением  социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

- дома-интернаты;

- отделения дневного и ночного  пребывания;

- специальные дома для одиноких  престарелых;

- больницы и отделения для  хронических больных;

- стационары различного типа;

- территориальные центры социального  обслуживания;

- отделения социальной помощи  на дому;

- геронтологические центры и  т.д.

 
   




В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом  являются специальные дома для постоянного  проживания одиноких пожилых людей  и супружеских пар, сохранивших  полную или частичную способность  к самообслуживанию в быту и нуждающихся  в соответствующих условиях для  самореализации основных жизненных  потребностей.

Примерное Положение о  специальном доме для таких пенсионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его  функции:

- обеспечение благоприятных условий  для проживания и самообслуживания;

- предоставление проживающим престарелым  гражданам постоянной социально-бытовой  и медицинской помощи;

- создание условий для поддержания  активного образа жизни, в том  числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно - двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и другие.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых  граждан. В нем должен круглосуточно  действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми  жилыми помещениями и внешней  телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан  осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких  домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов  для одиноких престарелых и пожилых  супружеских пар является одним  из перспективных путей решения  целого комплекса социальных проблем  пенсионеров и пожилых граждан.

 

3.   СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную  политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с  другими гражданами возможностей в  реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а  также в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое  имеет нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности  и вызывающее необходимость его  социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности  или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения  жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет – категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия  для создания инвалидам равных с  другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов:

- социальное обслуживание на  дому, включая социально-медицинское  обслуживание;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание  в стационарных учреждениях социального  обслуживания (домах-интернатах, пансионатах  и других учреждениях);

- срочное социальное обслуживание  в целях оказания несложной  помощи разового характера остро  нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан  пожилого возраста и инвалидов  в обществе, развитие опоры на  собственные силы, облегчение адаптации  к меняющимся социально-экономическим  условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению  о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную  и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам  и другим группам населения, нуждающимся  в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей  структуре различные подразделения  социального обслуживания, в том  числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

- выявление престарелых, инвалидов  и других лиц, нуждающихся в  социальной поддержке, совместно  с государственными и общественными  организациями (органами здравоохранения,  образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного  Креста, ветеранскими организациями,  обществами инвалидов и т.д.);

- определение конкретных видов  и форм помощи лицам, нуждающимся  в социальной помощи;

- дифференцированный учет всех  лиц, нуждающихся в социальной  поддержке, в зависимости от  видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

- предоставление различных социально-бытовых  услуг разового или постоянного  характера лицам, нуждающимся  в социальной поддержке;

- анализ уровня социально-бытового  обслуживания населения города, района, разработка перспективных  планов развития этой сферы  социальной поддержки населения,  внедрение в практику новых  видов и форм помощи в зависимости  от характера нуждаемости граждан  и местных условий;

- привлечение различных государственных  и негосударственных структур  к решению вопросов оказания  социально-бытовой помощи нуждающимся  слоям населения и координации  их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется  система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие  медико-социальной экспертизы как определения  в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния  организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использований классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

1)   определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2)   разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3)   участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

4)   определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

5)   определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических  мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию  ограничений жизнедеятельности, вызванных  нарушением здоровья со стойким расстройством  функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального  статуса инвалида, достижение им экономической  независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

- медицинскую реабилитацию инвалидов,  которая состоит из восстановительной  терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

- профессиональную реабилитацию  инвалидов, которая состоит из  профессиональной ориентации, профессионального  образования, профессионально-производственной  адаптации и трудового устройства;

- социальную реабилитацию инвалидов,  которая состоит из социально-средовой  ориентации и социально-бытовой  адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный  перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно  за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной  службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая  представляет собой комплекс оптимальных  для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок  реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов  деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для  исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов  осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными  программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов  происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, важнейшей задачей  государства на современном этапе  является создание эффективной системы  социального обслуживания как комплекса  услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального  риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших  у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в  самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Информация о работе Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания