Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения 4
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции,
виды и формы деятельности 6
2. УЧРЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей 12
2.2 Учреждения социального обслуживания пенсионеров 16
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

псо люська.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Однако развитие учреждений социального  обслуживания сдерживается сегодня  следующими факторами:

- слабая правовая база системы  социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов  управления федерального и регионального  уровней, а также органов местного  самоуправления;

- отсутствие координации в деятельности  министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

- нехватка персонала, имеющего  профессиональную подготовку в  области социальной работы;

- низкий социальный статус и  неадекватная заработная плата  работников социальных служб;

- недостаточное использование  финансовых, экономических и интеллектуальных  возможностей неправительственных  учреждений.

 

2.1 Учреждения социального  обслуживания семьи и детей

 

Важным аспектом в регулировании  социально – экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

расширение возможностей семьи  для решения жизненно-необходимых  задач;

установление связи семьи с  другими коллективами, организациями  и социальными институтами, которые  обеспечивают ресурсы, возможности  поддержки;

содействие эффективному и гуманному  действию семьи как социально-экономической  системы;

развитие самопомощи для улучшения  семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно  представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами (рис.3).

Планы развития учреждений социального  обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с  учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения  в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

 

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной  центр социальной помощи семье и  детям или областной центр  социального здоровья населения  должен исходя из местной ситуации выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают  в качестве структур элементов, создаваемых  по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие  функции:

- аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

- планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;

- управленческую: обеспечивает контакт  с государственными органами, от  которых зависит решение проблем  клиента, добивается решения,  проводит оценку результата того  или иного мероприятия и т.д.;

- информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах  может выражаться в различных  формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный  характер, когда при трудных жизненных  ситуациях клиенту оказывается  не только первичная, но и углубленная  длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента  и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся  обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно  на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических  состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через  различные государственные организации  и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно – в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также  превентивного характера, то есть предупреждающей  прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение о территориальном  Центре социальной помощи семье и  детям, в котором дано его определение  как учреждения государственной  системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и  квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей  структуре различные подразделения  социального обслуживания семьи  и детей, в том числе отделения  первичного приема, информации, анализа  и прогнозирования, социально-экономической  помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра – способствовать реализации права семьи и детей  на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

- выявление причин социального  неблагополучия конкретных семей  и детей, их потребности в  социальной помощи;

- определение и предоставление  конкретных видов и форм социально-экономических,  медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических  и иных социальных услуг семьям  и детям, нуждающимся в социальной  помощи;

- поддержка семей и отдельных  граждан в решении проблем  их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж семей  и отдельных граждан, нуждающихся  в социальной помощи, реабилитации  и поддержке;

- участие в работе по профилактике  безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- анализ уровня социального  обслуживания семей с детьми  в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование  их потребности в социальной  помощи и подготовка предложений  по развитию сферы социальных  услуг;

- привлечение различных государственных  и неправительственных организаций  к решению вопросов социального  обслуживания семьи и детей.

Категориями и группами населения, которым Центр оказывает социальные услуги, являются:

- семьи: неполные, многодетные,  малообеспеченные и т.д.;

- дети и подростки, находящиеся  в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без  попечения родителей; имеющие  отклонения в физическом и  психическом развитии, в том числе  инвалиды и т.д.;

- взрослые граждане (беременные  женщины и кормящие матери; имеющие  на иждивении несовершеннолетних  детей и т.д.);

-бывшие воспитанники детских  домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью  и детей, на них около 200 – центры социальной помощи семье и детям.

 

 

 

 

2.2 Учреждение социального  обслуживания пенсионеров

 

В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение  в старости.

Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при  потере трудоспособности, за выслугу  лет, по случаю потери кормильца, что  является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного  возраста.

В соответствии с законодательством  пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством  осуществляется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют  мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут  получать одновременно два вида государственной  пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.

Важное значение приобретают в современных условиях институты социального обслуживания пенсионеров, межведомственная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей  пожилого возраста осуществляется в  соответствии с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности – право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора – каждое лицо преклонного  возраста имеет право выбора между  содержанием на дому и проживанием  в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи – помощь, оказываемая  различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи – помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его  окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом – при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может  зависеть от уровня жизни и места  проживания.

Нормативно-правовой базой  для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный  Закон «Об основах социального  обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.).1 В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы  социальной помощи пожилым людям  решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских  услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормативных условий  жизни.

На современном этапе организация  помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с  психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые  люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения  с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и другие.

Следует отметить, что существуют различные категории пожилых  людей. Среди них есть люди:

- не нуждающиеся в помощи;

- частично утратившие трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие постоянного ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются  в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых  людей. С этим же связано и использование  различных принципов, методов, приемов  работы с клиентом.

Информация о работе Правовые основы организации социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания