Правовые основы конфеденциальной информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:32, реферат

Краткое описание

Конфиденциальный (от латинского confidentia -доверие), доверительный, секретный.
Что понимать под конфиденциальной информацией? По всей вероятности , это тайна, которую надо хранить и защищать.
Информация, рынок, конкуренция - вот те слова, которые сейчас все чаще ставятся в один ряд. Что информация хорошо продается, сегодня знают не только коммерсанты.

Оглавление

Ведение 3
1. Основные понятия 5
2. Секретность в условиях рыночного хозяйства. 7
3. Защита коммерческой тайны в развитых странах 8
4. Коммерческая тайна в России 11
5. Правовое регулирование 12
Заключение 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

Правовые основы защиты конфиденциальной информации.doc

— 93.00 Кб (Скачать)
Правовые  основы защиты конфиденциальной информации
 

Содержание 
Ведение 3 
1. Основные понятия 5 
2. Секретность в условиях рыночного хозяйства. 7 
3. Защита коммерческой тайны в развитых странах 8 
4. Коммерческая тайна в России 11 
5. Правовое регулирование 12 
Заключение 22 
Литература 23 
 
ВВедение 
Конфиденциальный (от латинского confidentia -доверие), доверительный, секретный. 
Что понимать под конфиденциальной информацией? По всей вероятности , это тайна, которую надо хранить и защищать. 
Информация, рынок, конкуренция - вот те слова, которые сейчас все чаще ставятся в один ряд. Что информация хорошо продается, сегодня знают не только коммерсанты. Знают все: информация - первый шаг к выгоде. 
Но если деньги можно положить в банк, то информацию в мире свободного бизнеса защитить значительно сложнее. Защитить так, чтобы ею пользоваться, чтобы извлекать все ту же выгоду. 
Еще труднее нам бывает понять, что и зачем нужно защищать, не видя перед собой реальных противников, конкурентов. Кому нужна эта информация, задаемся мы вопросом, забывая, что речь идет о нашей собственности. 
Нашим традициям не свойственно употребление понятия права собственности на информацию. Украденную информацию, как и любую частную собственность можно попытаться вернуть, но в отличии от всего другого, пользоваться ей повторно уже видимо, не имеет смысл. 
Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был охвачен громадный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы. 
В настоящее время имеется проект разделения тайны на государственную и коммерческую. Таким образом, из области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. 
Чем отличается коммерческая тайна от государственной? 
Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям или фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна - службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами. 
В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна. Исходя из этого попробуем в данном реферате дать определение коммерческой тайны и коммерческого секрета, а также осветить правовые основы защиты конфиденциальной информации. 
1. Основные понятия 
Коммерческая информация-сведения, связанные с производством, используемой технологией изготовления продукции, управлением, финансами и другом деятельностью предприятия 
Коммерческая тайна-форма обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающая ограничение ее распространения, это - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.  
Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к комерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации. 
Они различаются по следующим признакам: 
по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные); 
по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц и т.д.); 
по назначению коммерческих секретов. 
Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф "конфиденциально", "строго конфиденциально", "конфиденциально только адресату" и другие. Документы, содержащие государственную тайну, подразделяются по степени секретности и снабжаются грифом "секретно", "совершенно секретно", "особой важности", "для служебного пользования". Серия "К" (повышенный гриф секретности), "лично", "двойной пакет". 
Носитель коммерческого секрета - лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).  
Промышленный шпионаж - несанкционированное получение (либо распространение) информации, составляющей объект охраны с помощью коммерческой тайны. 
Патентование - форма защиты информации и искусственных предметов от несанкционированного коммерческого использования 
Ноу-хау - не являющаяся общеизвестной технологическая информация, включающая методы, способы и навыки, необходимые для создания каких-либо объектов или изделий, для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также формулы и рецепты изготовления веществ. 
Конкуренция - соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразием потребности покупателей. 
Авторское право - форма защиты продукта интеллектуальной деятельности физического или юридического лица с помощью норм гражданского законодательства. 
Режим секретности - защищенный внутренним законодательством страны порядок обеспечения безопасности носителей информации, составляющей (применительно к рассматриваемым ситуациям) коммерческую тайну. 
Активные и пассивные носители коммерческой тайны - это люди (активные носители), а также электромагнитные поля и другие материальные объекты, в которых информация находит свое отражение, а именно: документы, материалы,образцы, модели, приборы, вещества и т.д. (пассивные носители). 
Экономическая безопасность предприятия - динамичное состояние объективных и производственных, материальных и интеллектуальных ресурсов, формируемое администрацией, при котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, научно-техническое и социальное развитие предприятия. 
Секретность в условиях рыночного хозяйства 
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителеля от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает "промышленной шпионаж". 
Сегодня стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности: сотрудники предприятий, являясь одновременно членами кооперативов, малых предприятий или совместных предприятий, используют методики, программы и технологии, разработанные на отечественных предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия, фирмы и любой другой формы хозяйствования в условиях рыночной экономики требует защиты коммерческой тайны. 
ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 
В США. ФРГ, КНР, Японии и других странах защита коммерческой тайны обеспечивается системой промышленной секретности, которая базируется на соответствующей правовой базе. При этом основную роль в обеспечении ее сохранности играют сами фирмы, а не государственные органы. 
В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или по принятой там терминологии - "фирменных секретов" ("секретов производства") - был принят только в 1979 году, и то не всеми штатами. Согласно этому закону коммерческой тайной является информация, которая: 
- имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной людям, которые могут ее использовать в коммерческих целях; 
является объектом разумных усилий по защите.  
Разумеется, если что-то названо коммерческой тайной, то это действительно должно ею быть, что бывает непросто доказать юридически. Поэтому закон рекомендует: 
- указать ценность информации (какие средства затрачены на получение информации и во что обойдется Вам ее несанкционированное обнародование); 
- назвать, какие меры защиты данного секрета были предприняты. 
В ФРГ действует закон о недобросовестной конкуренции, в котором выделяются два вида тайн - производственная и коммерческая. Данный закон устанавливает уголовную ответственность до трех лет тюремного заключения за сообщение коммерческой или производственной тайны посторонним лицам, а так же за ее выведывание. 
К производственной тайне в ФРГ относятся сведения организационного и технического характера, которые касаются способа производства, технологии, организации труда, а также технические открытия, изобретения либо сведения о характере и целях исследовательских работ и т.п. 
Коммерческой тайной, в отличие от производственной, являются сведения, которые касаются торговых отношений фирм: организация и размеры оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках и потребителях, сведения о банковских операциях. 
Госсовет КНР в 1988 году утвердил Положение о коммерческих службах безопасности, не входящих в структуру государственных правоохранительных органов. Коммерческие службы безопасности являются хозрасчетными организациями и выполняют определенный вид работ и услуг согласно контрактам, заключаемым с госучреждениями, кооперативами, частными предприятиями, а также предприятиями, основанными на смешанном китайском и иностранных капиталах. Решение о том, какие секреты необходимо защищать на каждом предприятии, в каждой организации принимается на основе договоренности и строится на экономическом расчете. 
В Японии нет ни законов, ни каких-либо других нормативных актов, предусматривающих ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там эта проблема решается слдующим образом: на департаменты кадров, имеющихся в каждой японской фирме возлагается контроль за неукоснительным соблюдением режима секретности, который основывается на кодексе поведения служащих. В нем содержатся положения, запрещающие: 
- передавать посторонним лицам сведения, содержащие коммерческую тайну; 
- заключать сделки, которые могут подорвать доверие к компании со стороны клиентов; 
- устраиваться без разрешения руководства на работу по совместительству; 
- умышленно наносить экономический ущерб; 
- давать и получать взятки. 
Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это связано с присущей этой стране системой "пожизненного найма" и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя членами одной семьи. 
Руководитель фирмы "Сони" Акио Морита утверждает, что когда нет преданности, которая приходит с долгосрочной занятостью, нет возможности положить конец утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает бизнес на Западе. 
Коммерческая тайна в России 
Понятие "коммерческая тайна" появилось в нашем законодательстве в 1990 году в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности.1 Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21 октября 1994 года, "информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности". 
Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако, он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. 
Правовое регулирование 
Любое предприятие (фирма) действует в правовом пространстве, где его экономические интересы входят в соприкосновение с интересами органов государственной власти и управления. Эти отношения базируются на правах сторон, закрепленных в законодательном порядке. Четкое знание руководителями предприятий (фирм), служб экономической безопасности своих прав и обязанностей перед обществом позволяет действовать эффективно, уверенно, бесконфликтно. 
Определенную помощь может оказать информация о соответствующих статьях законов, регулирующих право на интеллектуальную собственность, коммерческую тайну, позволяющая юридически обоснованно организовывать и вести эту работу. Для предотвращения перехода экономической свободы в анархию рыночные отношения регулируются комплексом правовых норм. Принятые в Российской Федерации законы охраняют право собственности, не допускают ее использование в ущерб другим, регулируют порядок заключения соглашений, взаимодействие предприятий и организаций с органами государственной власти и управления. 
Право собственности на информацию не должно вступать в противоречие с функциями государственных и общественных органов контроля; с интересами и правами государственных органов в области внешнеэкономической, военно-технической и политической; с личными правами граждан, включая сотрудников предприятий и организаций. 
В законодательном порядке закреплено положение, что все органы государственной власти и управления осуществляют свои полномочия в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. 
Ущерб, причиненный собственникам вследствие злоупотребления своим монопольным или доминирующим положением, использование недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.  
При осуществлении своего права собственник обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан и окружающей среде. 
Базисное положение о праве на информацию содержится в статье 13 "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году: "Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом". 
В статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" указывается: "Предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РСФСР. 
Предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. 
Предприятие публикует данные о своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке, установленном законодательством РСФСР. 
Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. 
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом Министров РСФСР". 
Правительством РСФСР принято постановление за N 35 от 5.12.91 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". 
В 1991 году введен в действие Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. 
В статье 10 перечисляются (формы недобросовестной конкуренции: 
"Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; 
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 
- самовольное использованию товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; 
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца." 
В соответствии со статьей закона для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции образован Антимонопольный комитет РСФСР. 
"Лица, уполномоченные Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением), в целях выполнения возложенных на Комитет функций имеют право беспрепятственного доступа в министерства, ведомства, другие органы управления, а также на предприятия и в их объединения, в организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами" (статья 13). 
"Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны по требованию Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) предоставлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением) функций, предусмотренных настоящим Законом" (статья 14). 
"Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением) на основании статей 13 и 14 настоящего Закона, не подлежат разглашению. 
В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению Антимонопольным комитетом РСФСР в порядке, установленном законодательством" (статья 15). 
"I) В случае нарушения настоящего Закона хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны: 
в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета (территориального управления) прекратить, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или принять договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием; 
возместить причиненные убытки; 
уплатить штраф" (статья 22). 
"I) Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) рассматривает факты нарушения настоящего Закона и принимает решения в пределах своей компетенции. 
Дела рассматриваются на основании заявлений народных депутатов, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, обществ и союзов потребителей; материалов прокуратуры, суда, арбитража, а также по собственной инициативе Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления). 
2) Заявления подаются в Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. 
Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению" (статья 27). 
В целях обеспечения единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства в республике создана и действует Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов РСФСР, государственные налоговые инспекции при министерствах финансов республик, входящих в состав РСФСР, Государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах. 
В соответствии с Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" налоговым инспекциям предоставлено право: 
"1) Производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием советских и иностранных юридических лиц и граждан (в дальнейшем именуются - предприятия, учреждения, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке. 
3) Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. 
Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций. 
4) Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. 
7) Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяется инструкцией Главной государственной налоговой инспекции. 
Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностных лиц налоговой инспекции" (статья 7). 
26 июля 1991 года Министерством финансов РСФСР за N 16/178 утверждена "Инструкция о порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан". 
На основании Закона РСФСР "О Прокуратуре Российской Федерации" прокуратура в соответствии с Конституцией осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. 
"2. Прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования" (статья 20). 
"1. В процессе проверки, проводимой по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 20 настоящего Закона, прокурор вправе: 
по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятия, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с заявлениями к иными сведениями о фактах правонарушений; 
требовать от руководителей и других должностных лиц предоставление необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок и ревизий деятельности контрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям; 
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона" (статья 21). 
"Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения" (статья 5). 
"Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно" (статья 6). 
Полномочным представителем органа государственной власти и населения, проживающего" на территории соответствующего Совета, является народный депутат местного Совета народных депутатов РСФСР. 
Государство гарантирует народному депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права; честь к достоинство. В своей деятельности; депутат руководствуется Конституцией РСФСР, законами РСФСР, своими убеждениями; и предвыборной программой. 
В соответствии с Законом РСФСР "О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР": 
"По поручению Совета или его органов народный депутат участвует в проверках исполнения законов государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета по требованию народного депутата при проведении таких проверок государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации образуют комиссии по изучению и рассмотрению поставленных вопросов. В состав названных комиссий включаются также лица, указанные народным депутатом" (статья 16). 
Принятием Закона РСФСР "О средствах массовой информации" государство закрепило за гражданами право на свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации, за исключением ограничений, предусмотренных этим законом. 
Ограничения зафиксированы в статье 4, гласящей: "Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную и иную специально охраняемую тайну". 
"Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах" (статья 38). 
"Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации" (статья 40). 
Сложность употребления этой, как и всех других, законодательных норм, в том, что в полной мере защита коммерческрй тайны, как и понятие последней законодательно не определены, поскольку отсутствует самостоятельный закон на эту тему. 
В законе излагаются права журналиста: 
"Журналист имеет право: 
1) Искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 
2) Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 
4) Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну" (статья 47). 
"Журналист обязан:  
Предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности но первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста" (статья 49). 
"Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, влечет уголовную, административную. дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации- (статья 59). 
В августе 1902 года введен в действие Закон Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности", который определяет назначение, задачи, правовые основы этих органов исполнительной власти. 
В статье 5 закона указывается, что "полученные в процессе деятельности федеральных органов государственной безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться федеральными органами государственной безопасности кому бы то ни было без его добровольного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом". 
Федеральные органы государственной безопасности имеют право: 
"е) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций при пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению Федеральных органов безопасности, и преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, в случаях, когда промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Об указанных случаях федеральные органы государственной безопасности уведомляют прокурора с последующим получением его санкции в течение 24 часов; 
з) получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на федеральные органы государственной безопасности обязанности, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации; 
л) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны; осуществлять подготовку кадров для служб безопасности негосударственных структур, если последнее не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов государственной безопасности". 
Законодательное установление отношений предприятия (фирмы) с органами государственной власти и управления находится в стадии активного развития. В связи с этим, важное значение имеет накопление, систематическое изучение руководителями предприятий и служб безопасности, вводимых в действие правовых актов, регулирующих право собственности и ее охрану. 
Заключение 
Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области зашиты информации регулируется законодательными и нормативно-правовыми актами. В настоящее время для нашей страны проблемы информационной безопасности играют очень важную роль. Свидетельством этому являются:  
Законодательство РФ о защите информации и коммерческой тайны; 
Государственные стандарты в области защиты информации; 
Законодательная база сертификации и лицензирования; 
Правовые аспекты применения специальных технических средств и многие другие законы. 
В заключение надо сказать, что кроме правовых основ защиты конфиденциальной информации используются также технические средства для обеспечения сохранности информации. Это создает дополнительные гарантии того, что документы и другие носители будут надежно защищены во время отсутствия на рабочем месте.  
Все средства могут быть разделены на: 
а) средства защиты от проникновения на территорию предприятия, в помещения-хранилища коммерческой тайны, непосредственно к носителям информации; 
б) средства защиты коммуникаций; 
в) средства защиты компьютерных систем и баз данных от несанкционированного доступа. 
Но это уже другая тема для доклада. 
Литература 
Все о защите коммерческой информации (настольная книга для делового человека) под ред. канд. юрид. наук Жукова А.В. - М.: Махаон, 1992 
Гражданский кодекс Российской Федерации от 24.05.96 // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 25.- ст. 155. 
Закон Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 // Ведомости: съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. X" 15. ст. 769. 
Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.93 с изменениями и дополнениями от 06.10.97 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41.ст.4673.. 
Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 с изменениями и дополнениями от 21.04.95. 
Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.92. 
Конституция Российской Федерации  
Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 05.12.91 № 35 // Собрание постановлений Правительства - 1991, №3. 
Секреты коммерческой безопасности под ред. Чапыгина В.М. - М.: Инфоарт, 1993 
Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. - М.: Главбух, 1995 
Указ Президента Российской Федерации " Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 06.03.97 № 188. 
Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст.170. 
1 В связи с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации данный Закон утратил силу с 1 января 1995 года, кроме статей 34, 35. 2 1 

Информация о работе Правовые основы конфеденциальной информации