Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование гражданства в Российской Федерации.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрыть понятие и принципы гражданств в Российской Федерации.
2. Изучить процесс развития законодательства о гражданстве.
3. Охарактеризовать способы приобретения гражданства РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации 5
1.2 Развитие законодательства о гражданстве 9
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Способы приобретения гражданства РФ 13
2.2 Прекращение гражданства РФ 19
2.3 Органы государственной власти, регламентирующие вопросы гражданства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации
1.2 Развитие законодательства о гражданстве
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Способы приобретения гражданства РФ
2.2 Прекращение гражданства РФ
2.3 Органы государственной власти, регламентирующие вопросы гражданства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования на современном этапе обусловлена прежде всего тем, что возможность осуществления всего перечня гражданских и политических прав человека непосредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации отношений гражданства. Наличие ряда противоречий в системе правового обеспечения российского гражданства, недоработок и сложностей в формировании и развитии института гражданства не только затрудняет реализацию в полной мере конституционных прав и свобод граждан РФ, но и в ряде случаев оказывает негативное воздействие на обеспечение основ российской государственности, их защиту и укрепление.
Гражданство как самостоятельный конституционно-правовой институт, направленный на реализацию прав и свобод человека и гражданина, выполнение их обязанностей, является важнейшим составляющим элементом правового статуса личности. В процессе развития российского государства понятие, сущность и проблемы этого института изменялись и постепенно расширялись. Данные вопросы всегда привлекали внимание многих ученых как нашей страны, так и за рубежом. Однако проблематика гражданства и на сегодня далеко не исчерпана, несмотря на многообразие высказанных мнений и точек зрения о сущности и правовой природе гражданства.
Распад СССР привел к возникновению новых проблем, связанных с институтом гражданства, которые не имели аналогов в мировой практике либо не существовали в столь широких масштабах, как это имеет место на постсоветском пространстве. Появилась острая потребность в глубоких исследованиях миграционных процессов, формирования миграционной политики и в связи с этим дальнейших путей совершенствования конституционно-правового регулирования института гражданства в России.
Данные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с приобретением гражданства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регламентирующие порядок приобретения гражданства в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является исследование гражданства в Российской Федерации.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрыть понятие и принципы гражданств в Российской Федерации.
2. Изучить процесс развития законодательства о гражданстве.
3. Охарактеризовать способы приобретения гражданства РФ.
4. Рассмотреть основания прекращения гражданства РФ.
5. Проанализировать органы государственной власти, регламентирующие вопросы гражданства.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к познанию социальных процессов и явлений. В процессе исследования применялись также общенаучные и частнонаучные методы и приемы: сравнительно-правовой, исторический, системно-структурный, формально-логический.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации
Институт гражданства в цивилизованном государстве определяет, прежде всего, правовой статус лица, непрерывно связанный с его полной либо частичной правосубъектностью. Обладание гражданством обеспечивает защиту со стороны государства прав и свобод лица, а также предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Иными словами, гражданство представляет собой совокупность правовых, социальных, моральных и иных отношений между государством и лицом, приобретающим гражданство. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства.
Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагают наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.
Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству). Различия в объеме прав, свобод и обязанностей граждан РФ, граждан иностранных государств либо лиц без гражданства легко обнаруживаются в тексте Конституции РФ, так как права и обязанности имеют адресатов, формально очерченных посредством употребления определенных словосочетаний - «каждый имеет право», «граждане РФ имеют права» и т.п.
Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин также имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, находящимися за ее пределами.
Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года закреплено, что гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эта связь длится в течение всей жизни человека. Она возникает в момент рождения или приобретения гражданства Российской Федерации и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекратиться в одностороннем порядке, т.е. по инициативе гражданина, но без участия государства, и наоборот, по решению государства, без соответствующего волеизъявления гражданина.[1]
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряда, порождающие, различные права и обязанности.
Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом.
Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Лица, проживающие за рубежом, лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации, если они не заявят о своем нежелании признать это решение. Подданные Российского государства, оказавшиеся за его пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, и их потомки по прямой нисходящей линии приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации.
Выходцам (эмигрантам), добровольно отказавшимся от гражданства Российской Федерации, гражданство Российской Федерации может быть предоставлено по их ходатайству в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицам, состоявшим в гражданстве СССР, и потомкам соотечественников по прямой нисходящей линии, являющимся гражданами иностранного государства, может быть по их ходатайству предоставлено гражданство Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Лицо, проживающее за рубежом, может выйти из гражданства Российской Федерации на основании своего ходатайства или в порядке регистрации, если данное лицо выехало на жительство в иностранное государство в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Малоимущие лица, состоявшие в гражданстве СССР, и выходцы (эмигранты) освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации в государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР.[2]
1.2 Развитие законодательства о гражданстве
Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.
Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании ст. 6 Конституции РФ вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом.
В июле 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Новый Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве. Его принятие - решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.
Данный Закон сменил ранее действовавший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.). Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 г. Прежде всего изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона.
Несомненное достижение Закона - норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Государство, действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
В Законе дано следующее понятие гражданства: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить - и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством.
Институт гражданства является одним из элементов суверенитета Российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.[3]