Правовые основы гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование гражданства в Российской Федерации.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Раскрыть понятие и принципы гражданств в Российской Федерации.
2. Изучить процесс развития законодательства о гражданстве.
3. Охарактеризовать способы приобретения гражданства РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации 5
1.2 Развитие законодательства о гражданстве 9
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Способы приобретения гражданства РФ 13
2.2 Прекращение гражданства РФ 19
2.3 Органы государственной власти, регламентирующие вопросы гражданства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Правовые основы гражданства.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

- привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

- взаимодействовать в установленном порядке с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

- взаимодействовать в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства;

- проводить совещания, конференции и иные мероприятия по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.[14]

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции  -Министерство внутренних дел Российской Федерации, а его территориальные органы это Министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации, главные управления (департаменты) внутренних дел других субъектов Федерации (областей, краев, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований). В системе органов внутренних дел Российской Федерации функции по оформлению материалов по вопросам гражданства осуществляют подразделения паспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

- принимает заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

- составляет на основании заключений органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

- издает нормативные акты, конкретизирующие установленные Федеральным законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение) полномочия органов внутренних дел по рассмотрению заявлений лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и принятию решений по этим заявлениям;

- организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов;

- осуществляет взаимодействие с Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросам гражданства Российской Федерации;

- устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением на территории Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;

- ведет общий учет лиц, приобретших или прекративших гражданство Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом и Положением.

Подразделения паспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации:

- принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и Положением;

- составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке;

- исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;

- определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;

- осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Интересы Российской Федерации за рубежом представляет Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

- составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

- устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.[15]

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

- принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям;

- составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел Российской Федерации;

- принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке;

- исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;

- определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;

- осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации.[16]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эта связь длится в течение всей жизни человека. Она возникает в момент рождения или приобретения гражданства Российской Федерации и прекращается со смертью или утратой гражданства.

Граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряда, порождающие, различные права и обязанности.

Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ; г) имеют ребенка, являющегося гражданином РФ, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами РФ и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан РФ, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ   

 

 

1.      Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.).

2.      Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.).

3.      Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).

4.      Федеральный закон РФ  «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 г.).

5.      Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 18.07.2011 г.).

6.      Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 28.06.2009 г.).

7.      Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14.11.2002 г. № 1325 (в ред. от 19.10.2011 г.).

8.      Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. - М., - 2009.

9.      Боронина Е.Ю. Гражданство «по рождению» или обратная сила закона  // Закон и право. -2006. - № 12.

10. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ. - М., - 2010.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М, - 2010.

12. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 томах. Том 3. Российское гражданство: монография. - СПб., - 2011.

13. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М., - 2009.

14. Леонова Н.В., Пелишенко А.А. Комментарий к Федеральному закону от 31.05. 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». - М., - 2008.

15. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. - М., - 2007.

16. Овчинникова А.Н., Малумов Г.Ю. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства. - М., - 2009.

17. Оганисян М.С. Взгляд на историческое развитие законодательства о гражданстве СССР и РФ // Право и общество. - Новокузнецк, - 2007.

18. Понизова Е.В. Тенденции развития института гражданства в глобализирующемся мире // Труды Института государства и права Российской академии наук. - М., - 2008. - № 3.

19. Понизова Е.В. О новом порядке приобретения гражданства Российской Федерации // Статьи аспирантов и стажеров Института государства и права Российской академии наук. - М., - 2003.

20. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - М., - 2010.

21. Попова О. Иностранный работник получил гражданство РФ // Практическая бухгалтерия. - 2008. - № 8.

22. Садыков Р. Приобретение гражданства в упрощенном порядке // Юрист. - 2006. - № 28.

23. Тарасьянц Е.В. Безгражданство в Российской Федерации // Московский журнал международного права. - 2010. - № 1.

24. Туркова Я.А. Изменения в законодательстве о гражданстве РФ // Право, общество, власть и современность. - М., - 2005.

25. Хомина И.С.  Принципы российского гражданства как показатель степени демократизации государства // «Lex Russica» (Научные труды МГЮА). - 2004. - № 3.

26. Яковлева М.Ю., Рождествина А.А. Гражданство; Регистрация. - М.: Юрайт, - 2007.

Информация о работе Правовые основы гражданства