Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:58, реферат
Современный этап развития системы обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:
• конституционные права и свободы граждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;
• необходимый уровень безопасности информации, подлежащей защите;
• защищенность систем формирования и использования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачи информации).
Введение 3
1 Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 4
2 Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 7
3 Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 9
4 Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 15
5 Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 18
Заключение 22
Библиографический список 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра информационной безопасности
РЕФЕРАТ
по дисциплине “Теория информационной безопасности и методология защиты информации”
на тему: “ Правовая основа защиты информации”
Выполнила студентка
очной формы обучения
специальности “Организация и
технология защиты информации ”
II курса 22 группы
Руководитель работы
преподаватель кафедры
информационной безопасности А.В. Заворитько
Оренбург
2011
Оглавление
Введение 3
1 Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 4
2 Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 7
3 Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 9
4 Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 15
5 Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 18
Заключение 22
Библиографический список 23
Современный этап развития системы обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:
Ключевым моментом
политики государства в данной
области является осознание
Нормативные акты правового
регулирования вопросов
Законом РФ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Жизненно важные интересы
определяются законодателем как
совокупность потребностей, удовлетворение
которых обеспечивает существование
и возможности прогрессивного развития
личности, общества, государства, а
угроза безопасности — как совокупность
условий и факторов, создающих
опасность жизненно важным интересам
личности, общества, государства. И, наконец,
обеспечение безопасности — проведение
единой государственной политики в
этой сфере и система мер
Как уже упоминалось, Федеральным
законом «Об участии в
В соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):
В результате сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной сферы (см. гл. 2) с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).
Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.
Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.
Третье направление. Защита информационных прав и свобод (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации. Рассмотрим их подробнее.
Правовую основу первого
направления правового
«Статья 29 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Законодатель имеет в
виду, что свобода массовой информации
и запрет цензуры дают возможность
создавать и распространять достоверную,
своевременную, объективную, т.е. доброкачественную
информацию, при которой должно быть
исключено распространение
«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации.
«Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Это тоже норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида.
Ответственность за распространение
недоброкачественной
Нормы об ответственности за административные правонарушения содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Это, например, нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 40 5 ), нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (ст. 40 8 ), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 40 12 ), непредставление или неопубликование счета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 40 17 ), непредставление сведений об итогах голосования (ст. 40 24 ), нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации (ст. 171 ] ).
Завершая рассмотрение первого
направления правового
Правовую основу второго направления информационной безопасности составляют следующие информационные конституционные нормы.
«Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц.
«Статья 231. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право
на тайну переписки,
При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.
«Статья 241. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации.
Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».
«Статья 21. Защита информации 1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
К конфиденциальной информации относятся: