Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:58, реферат
Современный этап развития системы обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:
• конституционные права и свободы граждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;
• необходимый уровень безопасности информации, подлежащей защите;
• защищенность систем формирования и использования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачи информации).
Введение 3
1 Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 4
2 Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 7
3 Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 9
4 Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 15
5 Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 18
Заключение 22
Библиографический список 23
2. Органы государственной
власти и организации,
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
4. Организации, обрабатывающие
информацию с ограниченным
5. Собственник информационных
ресурсов или уполномоченные
им лица имеют право
6. Собственник или владелец
документированной информации
Федеральным законом «Об
информации, информатизации и защите
информации» устанавливаются
«Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты информации 1. Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица... устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации.
2. Владелец документов, массива
документов, информационных систем
обеспечивает уровень защиты
информации в соответствии с
законодательством Российской
3. Риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
4. Собственник документов,
массива документов, информационных
систем может обращаться в
организации, осуществляющие
5. Владелец документов, массива
документов, информационных систем
обязан оповещать собственника
информационных ресурсов и (
Законом предусматривается защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.
«Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации
Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.
Защита прав субъектов
в указанной сфере
За правонарушения при
работе с документированной
Для рассмотрения конфликтных
ситуаций и защиты прав
Третейский суд рассматривает
конфликты и споры сторон в
порядке, установленном
Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией».
Ответственность за правонарушения
по этому направлению
Примером нормы об ответственности в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях является ст. 40 14 «Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму».
В целом вопросы этого
направления правового
Защита открытой информации осуществляется нормами института документированной информации.
Защита информации ограниченного доступа регулируется нормами: института государственной тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.
По третьему направлению Конституция РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы.
«Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» .
«Статья 33 Граждане Российской
Федерации имеют право
«Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право
на участие в культурной жизни
и пользование учреждениями
«Статья 29 «3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Отдельные положения конституционных
норм развиваются нормами
«Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов 1. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом...
2. Владельцы информационных
ресурсов обеспечивают
«Статья 24. Защита права на доступ к информации 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по договору
поставки, купли-продажи, по другим формам
обмена информационными ресурсами
между организациями
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры
о необоснованном отнесении
3. Руководители, другие служащие
органов государственной
Защита информационных прав
и свобод обеспечивается нормами
институтов интеллектуальной собственности,
института документированной
Примеры норм У К РФ: клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), нарушение авторских и смежных прав (ст. 146), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155).
Примеры норм КоАП РСФСР: воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии (ст. 40 1 ); распространение ложных сведений о кандидате (ст. 40 3 ); нарушение прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя (ст. 40 4 ); нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей» (ст. 40 5 ); нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации (ст. 40*); изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 40 9 ).
Примеры норм ГК РФ: компенсация
морального вреда (ст. 151), защита чести,
достоинства и деловой
Заключая рассмотрение правовых
проблем информационной безопасности,
отметим, что информационную безопасность
можно рассматривать как аспект
или ракурс изучения и формирования
системы информационного права,
подготовки и совершенствования
норм и нормативных правовых актов
этой отрасли. Используя результаты
исследования в области информационной
безопасности, законодатель и исследователь
отрасли информационного права
получают дополнительные возможности
совершенствования средств и
механизмов правовой защиты информационной
безопасности в информационной сфере.
Тем самым существенно
В этой связи структура
правового регулирования
Правовое регулирование информационной безопасности формируется на базе информационных правоотношений, охватывающих все; направления деятельности субъектов информационной сферы. Они охватывают все области информационной сферы, всех субъектов и объектов правоотношений.
Объекты правоотношений в области информационной безопасности — это духовность, нравственность и интеллектуальность личности и общества, права и свободы личности в информационной сфере; демократический строй, знания и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.
Субъектами правоотношений в области информационной безопасности выступают личность, государство, органы законодательной, исполнительной и судебных властей, система обеспечения безопасности, Совет Безопасности РФ, граждане.
Поведение субъектов в данной области определяются предписаниями законов и других нормативных правовых актов в порядке осуществления их прав и обязанностей, направленных на обеспечение защищенности объектов правоотношений.