Правовые режимы информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:41, реферат

Краткое описание

Понятие правового режима информации и его разновидности
Режим свободного доступа
Режим ограниченного доступа
Режим документированной информации
Понятие правового режима информации и его разновидности

Файлы: 1 файл

из рб.docx

— 76.12 Кб (Скачать)

Хотите заказать курсовую работу по бухучету?! Вам поможет profdiplom.by Государственные секреты – сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Государственные секреты подразделяются на 2 категории: 1) государственная тайна — государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам. 2) служебная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред  национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну и не раскрывающих ее в целом. Правовой режим государственных секретов определяет: а)  информацию, относящуюся к государственным секретам; б) информацию, которая ни при каких обстоятельствах не может быть отнесена к государственным секретам; в) основания и порядок засекречивания информации; г) особый порядок доступа физических и юридических лиц к такой информации; д) организацию защиты государственных секретов; е) ответственность за нарушение правового режима государственных секретов.   Государственными органами, реализующими свои полномочия в сфере государственных секретов, а также обеспечивающими их защиту, выступают: -Президент Республики Беларусь; -Правительство; -Парламент; -суды общей компетенции. Органы по защите государственных секретов: 1)    межведомственная комиссия по защите государственных секретов; 2)    уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов; 3)    органы государственной безопасности; 4)    государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь; 5)    республиканские органы государственного управления; 6)    иные органы и организации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утверждён указом Президента республики Беларусь от 12.04.04 г. К ним относятся сведения: - в области внешних сношений; - в области науки и техники; - в области экономики и финансов; - сведения  в военной области; - сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности; - сведения в области Национальной безопасности Республики Беларусь. Государственная и служебная тайна должны отвечать следующим требованиям: - иметь действительную или потенциальную ценность; - соответствовать требованиям закона; - должен отсутствовать доступ к таким сведениям на законных основаниях; - обладатель таких сведений должен принять меры для защиты соответствующей информации. Закон устанавливает 3 степени секретности сведений, относящихся к государственным секретам: 1)    “Особой важности” – для носителей государственной тайны 2)    “Совершенно секретно” – для носителей государственной тайны 3)     “Секретно”- для носителей служебной тайны. Перечень грифов для государственных секретов исчерпывающий

 

 Источник: http://bip-ip.com/pravovoy-rezhim-gosudarstvennyih-sekretov-ponyatie-i-vidyi-gosudarstvennyih-sekretov/222 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ

 

 

План

 

Понятие правового режима информации и его разновидности

 

Режим свободного доступа

 

Режим ограниченного доступа

 

Режим документированной информации

 

Понятие правового режима информации и его разновидности

 

 

Правовой режим информации - это порядок регулирования информацией, выраженный в комплексе правовых средств и основанный на взаимодействии дозволений и запретов.

 

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, что равнозначно мере убывания запретов, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

 

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, что равнозначно мере возрастания запретов, мы может говорить об ограниченном информационном режиме.

 

Таким образом, все вышеназванное позволяет осуществить классификацию правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

 

Режим свободного доступа содержит:

 

1) режим исключительных  прав;

 

2) режим информации, отнесенной  к общественному достоянию;

 

3) режим массовой информации.

 

Режим ограниченного доступа составляют:

 

1) режим конфиденциальной  информации;

 

2) режим информации, отнесенной  к государственной тайне.

 

Выделяют также правовой режим документированной информации. Но этот режим не подпадает под классификационное основание, так как это мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к режиму свободного или ограниченного доступа.

 

Режим свободного доступа

 

Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:

 

1) режим исключительных  прав.

 

Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов.

 

Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.

 

2) режим общественного  достояния.

 

В таком режиме может находиться информация, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.

 

Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:

 

а) общедоступность. Реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;

 

б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;

 

в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.

 

3) режим массовой информации.

 

Роль института массовой информации характеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь.

 

Потребитель массовой информации не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, разжигающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.

 

Режим ограниченного доступа

 

 

Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: "конфиденциальная информация", "нераскрытая информация", "деловой (производственный) секрет", "тайна исповеди", "тайна нотариальных действий", "врачебная тайна", "коммерческая тайна", "государственная тайна", "служебная тайна", "тайна личной жизни", "тайна голосования", "тайна телефонных переговоров", "тайна почтовых отправлений" и т.д. В то же время нормативные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием.

 

Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

 

1) публичный интерес -- охрана  информационных ресурсов, имеющих  государственное значение (в т.ч. государственных секретов);

 

2) коммерческий интерес -- интерес хозяйствующих субъектов  по ограничению доступа к информации  для получения преимуществ в  конкуренции;

 

3) защита личных прав -- неприкосновенность личной жизни  и связанные с этим профессиональные  тайны, а также неимущественные  права, не связанные с имуществом.

 

Виды режима ограниченного доступа:

 

1) режимы конфиденциальной  информации:

 

а) коммерческая тайна.

 

Коммерческая тайна -- это информация, которая обладает тремя следующими признаками:

 

. имеет действительную  или потенциальную коммерческую  ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам;

 

. к ней нет свободного  доступа;

 

. обладатель этой информации  принимает меры к охране ее  конфиденциальности.

 

Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными.

 

Второй признак заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре. Третий признак коммерческой тайны -- организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.

 

б) банковская тайна.

 

Банковская тайна -- это сведения о счетах и вкладах, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению.

 

в) персональные данные.

 

Персональные данные -- это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является составляющей информации о гражданах.

 

Информационные ресурсы, где содержатся персональные данные, определяются в основном для служебного пользования, доступ к ним граждан ограничен (например, адресное бюро). В свободном обороте находятся неполные данные, не позволяющие идентифицировать лицо (например, телефонная книга, где не указаны номера квартир).

 

Правовой режим персональных данных должен основываться на разрешении объективно существующего противоречия между неприкосновенностью частной жизни и вынужденной необходимостью сбора, хранения, использования и передачи определенных сведений об этой жизни. Правовое регулирование отношений на каждой из стадий работы с персональными данными имеет свою специфику.

 

На стадии сбора персональные данные должны быть получены от лица, к которому они относятся (за исключение случаев, предусмотренных законодательством).

 

Хранение информации должно обеспечивать исключение возможности несанкционированного доступа к ней. Это достигается выбором соответствующей формы хранения, которая позволяет безошибочно идентифицировать конкретного субъекта в течение определенного периода его жизнедеятельности.

 

Использование персональных данных должно осуществляться в пределах и целях их сбора и объема потребностей применения.

 

Передача сведений персонального характера может допускаться лишь в случаях и порядке, установленных законодательством.

 

2) режим информации, отнесенной  к государственным секретам.

 

Государственные секреты подразделяются на две категории:

 

. государственная тайна;

 

. служебная тайна.

 

Государственная тайна -- государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

 

Служебная тайна -- государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.

 

Принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:

 

1) законность;

 

2) безопасность личности, общества и государства;

 

3) обоснованность;

 

4) соотнесенность с мерами  защиты государственных секретов  иностранных государств.

 

Под обеспечением безопасности личности, общества и государства при отнесении сведений к государственным секретам понимается отнесение этих сведений к государственным секретам без причинения вреда личности, обществу и государству.

 

Обоснованность отнесения сведений к государственным секретам заключается в принятии решения об их включении в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, на основании экспертной оценки этих сведений. Под соотнесенностью с мерами защиты государственных секретов иностранных государств при отнесении сведений к государственным секретам понимается согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственные секреты.

 

К перечню сведений, не подлежащих отнесению к государственным секретам и засекречиванию, относятся сведения о (об):

Информация о работе Правовые режимы информации