Правовые режимы информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:41, реферат

Краткое описание

Понятие правового режима информации и его разновидности
Режим свободного доступа
Режим ограниченного доступа
Режим документированной информации
Понятие правового режима информации и его разновидности

Файлы: 1 файл

из рб.docx

— 76.12 Кб (Скачать)

 

Хотя данные значения являются сходными, однако для служебной тайны наиболее применимо, как представляется, второе определение: факт существующий, но скрываемый от других.

 

Прилагательное «служебный» происходит от слова «служить», которое, в свою очередь, также имеет несколько значений. Толковый словарь русского языка среди множества значений этого слова выделяет следующее: «делать чтонибудь для когочегонибудь, выполняя чьюнибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чегонибудь» 2.

 

В Энциклопедическом словаре служебная тайна определяется как сведения, вверенные лицу в силу его служебного положения3.

 

Исходя из буквального толкования слов, служебную тайну можно определить как нечто, ставшее известным в результате служебной деятельности, но скрываемое от других.

 

В юридической литературе публикации, касающиеся вопросов тайны, в том числе служебной, встречаются нечасто. Эта тема мало разработана, что, по всей вероятности, и служит причиной отсутствия единого понятийного аппарата.

 

По мнению некоторых теоретиков, служебная тайна представляет собой правовой институт, поскольку в нем присутствуют нормы, согласно которым сведения относятся к тому или иному виду ограничения на доступ к информации, нормы, регулирующие порядок защиты, а также нормы, устанавливающие санкции за неправомерное распространение таких сведений4.

 

Проблема о праве на служебную тайну, как и все недостаточно изученное, сложна для исследования. Однако тема эта актуальна, представляет интерес и должна разрабатываться хотя бы по причине недостатка внимания к понятиям, которые широко применяются в действующем законодательстве, но не имеют достаточной теоретической базы.

 

 

 

Правовые основания для права на служебную тайну

 

Нормы международного права устанавливают право каждого на получение и использование информации и указывают на ограничения в пользовании этим правом.

 

Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10  декабря 1948 г., в ст. 19 устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. В ст. 29 Декларации определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

В ч. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. провозглашается право на свободу выражения мнения, которое включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, как указывается в ч. 2 ст. 10 Конвенции, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

 

Международный пакт о гражданских и политических правах, вступивший в силу 23 марта 1976 г., в ч. 1 ст. 19 предусматривает право каждого человека беспрепятственно придерживаться своих мнений. Часть 2 данной статьи закрепляет право каждого на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно либо посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

 

В ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах уточняется, что пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность и может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

 

В отечественном законодательстве правовой основой для обеспечения права на получение и использование информации является Конституция Республики Беларусь. Статья 22 Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. В соответствии со ст. 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

Статьей 28 Конституции гарантируется каждому право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

 

Гарантируя права на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, ст. 34 Конституции обязывает государственные органы, общественные объединения, должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

 

Таким образом, приведенные нормы международных документов, Конституции предусматривают право на доступ и распространение информации, но вместе с тем устанавливают пределы пользования этим правом. Выделяют следующие основания для ограничения права на пользование информацией:

 

·признание и уважение прав и свобод других лиц;

 

·защита чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан, защита от незаконного вмешательства в их личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений;

 

·обеспечение здоровья или нравственности населения;

 

·удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния;

 

·соблюдение национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия;

 

·охрана общественного спокойствия, предотвращение беспорядков и преступлений;

 

·предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально;

 

·обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия.

 

Вышеприведенные основания обуславливают также ограничение права на пользование информацией, являющейся служебной тайной.

 

 

 

Понятие служебной тайны

 

Российский Большой юридический словарь определяет служебную тайну как «один из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны аналогичен режиму защиты коммерческой тайны» 5.

 

В белорусском Словаре юридических терминов для определения понятия «служебная тайна» используются формулировки, данные в <<<ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и ст. 17 Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 172-З «О государственных секретах»>>>.

 

В Гражданском кодексе служебной и коммерческой тайне посвящена ст. 140. В ч. 1 названной статьи определяется, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

 

В комментарии к Гражданскому кодексу разъясняется, что общим признаком, которым должна обладать коммерческая или служебная тайна, является ее коммерческая ценность (действительная или потенциальная), т.е. способность быть объектом рыночного оборота7.

 

В Законе «О государственных секретах» служебная тайна определяется как категория государственных секретов. Согласно ст. 17 названного Закона служебная тайна – это государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Сведения, составляющие служебную тайну, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, составляющих государственную тайну, и не раскрывающих ее в целом.

 

Таким образом, служебная тайна как одна из категорий государственных секретов понятие более узкое, чем государственные секреты и государственная тайна. Служебная тайна входит в состав этих понятий: во­первых, служебная тайна – одна из категорий служебных секретов; вовторых, владение лишь служебной тайной не позволяет получить сведения о секретной информации в полном объеме; втретьих, служебная тайна обладает меньшей степенью секретности, чем государственная тайна.

 

Бытует мнение, что обладателем служебной тайны может быть только лицо, состоящее на государственной службе, а коммерческой тайной владеют лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; перечень сведений, составляющих служебную тайну, должен утверждаться вышестоящим руководителем соответствующего государственного органа, перечень же информации, составляющей коммерческую тайну, утверждается приказом руководителя коммерческой организации; работники, имеющие доступ к служебной информации, при приеме на работу должны извещаться о перечне закрытой информации и последствиях ее разглашения8.

 

Например, в большинстве случаев обладателями служебной тайны являются государственные служащие.

 

<<<Положение о нотариате  и нотариальной деятельности  в Республике Беларусь, утвержденное  Указом Президента Республики  Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 38>>>, соблюдение тайны нотариального  действия относит к принципам  нотариальной деятельности. В соответствии  с п. 5.4 названного Положения нотариусы, уполномоченные должностные лица  обязаны соблюдать тайну нотариального  действия. Тайна нотариального действия  в Положении определяется как  служебная тайна.

 

Принцип тайны нотариального действия должен соблюдаться и в деятельности нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью, которые в силу выполняемых функций также располагают сведениями, составляющими служебную тайну. В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 15 июня 2000 г. № Р–99/2000 «О некоторых вопросах, связанных с правовым положением частных нотариусов» отмечается, что законодатель предоставил нотариусам при совершении нотариальных действий равные права и одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной нотариальной практикой.

 

Очевидно, что понятие служебной тайны выведено за пределы гражданского права, поскольку Гражданский кодекс связывает служебную, как и коммерческую, тайну с наличием информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность.

 

Некоторые авторы справедливо предлагают отграничить административноправовой институт служебной тайны от гражданскоправового, и прежде всего потому, что их должны определять различные законодательные акты. Гражданскоправовую сторону проблемы предлагается рассматривать в рамках института коммерческой тайны, а для формирования административноправового института необходим отдельный закон, действие которого должно распространяться на все уровни системы исполнительной власти9.

 

В белорусском законодательстве нормы, содержащие термин «тайна», встречаются часто, причем объекты тайны различаются в зависимости от характера правоотношений, информация о которых охраняется законом и недоступна для широкого круга лиц.

 

Так, <<<Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289З «Об оперативнорозыскной деятельности»>>> с изменениями, внесенными Законом от 16 июня 2000 г. № 400З, в ст. 6 запрещает органам (должностным лицам), осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну граждан и стали известны при проведении оперативнорозыскных мероприятий, без согласия этих граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

 

Таможенный кодекс Республики Беларусь в ст. 16, 167 определяет, что информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должны разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов, таможенным перевозчиком и его работниками в личных целях, передаваться третьим лицам или другим государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

 

К числу конфиденциальной информации ст. 214 Таможенного кодекса относит документы и сведения, используемые для статистических целей.

 

<<<Закон Республики  Беларусь от 26 июня 1997 г. № 47З «О  мерах борьбы с организованной  преступностью и коррупцией»>>> в ч. 2 ст. 9 устанавливает, что служебную  тайну составляют сведения о  доходах и имуществе. Из содержания  ч. 7 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 указанного Закона  следует, что имеются в виду  сведения о доходах и имуществе  лиц, уполномоченных на выполнение  государственных функций, к которым  относятся представители власти, депутаты, служащие государственного  аппарата, лица, определяемые законодательством  как должностные, и членов их  семей, совместно с ними проживающих  и ведущих совместное хозяйство.

Информация о работе Правовые режимы информации