Правовые режимы информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:41, реферат

Краткое описание

Понятие правового режима информации и его разновидности
Режим свободного доступа
Режим ограниченного доступа
Режим документированной информации
Понятие правового режима информации и его разновидности

Файлы: 1 файл

из рб.docx

— 76.12 Кб (Скачать)

 

Согласно <<<Положению о служебной тайне в Национальном банке Республики Беларусь и его учреждениях, утвержденным Правлением Национального банка Республики Беларусь от 28 января 1993 г. № 120>>>, служебную тайну банка составляют преднамеренно скрываемые интересы и информация о различных сторонах и сферах деятельности банка и его учреждений, охрана которых обусловлена их интересами и возможной угрозой безопасности.

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) содержит ряд статей, в которых предусматриваются наказания за противозаконные действия в отношении разных тайн, в том числе: государственной тайны (ст. 356, 358), тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений (ст. 203), коммерческой или банковской тайны (ст. 254, 255), тайны усыновления (ст. 177), врачебной тайны (ст. 178) и др.

 

Как уже отмечалось, служебная тайна является категорией не только гражданского права. Служебной тайной называют и секретную информацию, связанную с национальной безопасностью, обороноспособностью, и конфиденциальную информацию, полученную в результате служебной деятельности. Во избежание повторяемости названий, которые несут различную смысловую нагрузку, наряду с термином «служебная тайна» можно было бы использовать и другие термины, например «служебная информация», «профессиональная тайна» либо «конфиденциальная информация, связанная с исполнением служебных обязанностей» и т.д.

 

Служебную тайну могут составлять сведения, содержащие информацию о деятельности государства, государственных органов, организаций, ограничения на распространение которых установлены законом и диктуются служебной необходимостью, а также сведения, являющиеся конфиденциальной информацией о лицах и ставшие известными другим лицам в силу исполнения должностных обязанностей.

 

С учетом этого понятию «служебная тайна» может быть дано универсальное определение – информация ограниченного доступа или конфиденциальная информация о сведениях, характеризующихся следующими чертами:

 

·в состав их входят только отдельные данные, секретность которых определяется государством или лицом и вытекает из законодательных актов;

 

·недоступность широкому кругу лиц;

 

·получение их на законных основаниях, в результате выполнения трудовых функций или служебных обязанностей;

 

·их конфиденциальность обеспечивается разработанными правилами;

 

·ценность для лица или государства;

 

·разглашение их способно нанести вред правам и охраняемым законом интересам лиц и государства;

 

·охраняются законом, предусматривающим ответственность за их разглашение.

 

 

 

Секретность сведений, составляющих служебную тайну

 

<<<Закон Республики  Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850XII «Об  информатизации»>>> в ст. 19 устанавливает, что органы государственной власти, юридические и физические лица  имеют равные права на доступ  к информационным ресурсам. Исключение  составляют случаи, когда запрашиваемые  сведения касаются документированной  информации ограниченного доступа. В соответствии со ст. 1 названного  Закона документированная информация (документ) – это зафиксированная  на материальном носителе информация  с реквизитами, позволяющими ее  идентифицировать. Отнесение сведений  к документированной информации  ограниченного доступа, порядок  ее накопления, обработки, охраны  и доступа к ней определяются  уполномоченными государственными  органами при сохранении условий, устанавливаемых законодательством  Республики Беларусь.

 

В ст. 13 Закона «О государственных секретах» указано, что сведения, несанкционированное распространение которых создает или может создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан, подлежат отнесению к государственным секретам.

 

Определяя сведения, не доступные широкому кругу лиц, законодательство также устанавливает информацию, к которой доступ не ограничивается. В соответствии со ст. 19 Закона «Об информатизации» не может быть ограничен доступ к документированной информации, устанавливающей правовой статус государственных органов и юридических лиц; определяющей права, свободы, обязанности физических лиц и порядок их реализации; о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарноэпидемиологической и другой ситуации, обеспечивающей безопасность существования общества; отнесенной к источникам знаний и накапливаемой в информационных системах в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и права.

 

Ограничения на отнесение сведений к государственным секретам определяются и в ст. 14 Закона «О государственных секретах». Не подлежат отнесению к государственным секретам и засекречиванию сведения о (об):

 

·прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной опасности;

 

·состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

 

·льготах и компенсациях, предоставляемых государством организациям и физическим лицам;

 

·фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

 

·размерах золотого запаса;

 

·обобщенных показателях по внешней задолженности;

 

·состоянии здоровья должностных лиц государства;

 

·фактах нарушения законности государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

 

Конфиденциальность и недоступность сведений обеспечивается правовой охраной:

 

·устанавливается допуск к таким сведениям. Порядок и формы допуска к государственным секретам регулируются гл. 5 Закона «О государственных секретах». Процедура допуска является необходимой для некоторых должностных лиц. Так, в ст. 7 Закона Республики Беларусь от 3 декабря 1997 г. № 102З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями указывается, что граждане Республики Беларусь, принимаемые на военную службу (работу) в органы государственной безопасности, а также допускаемые к сведениям, составляющим государственные секреты в деятельности органов государственной безопасности, проходят процедуру оформления допуска к указанным сведениям;

 

·в зависимости от важности сведений, составляющих государственные секреты, характера и объема мер, необходимых для их защиты, устанавливаются грифы секретности для носителей. На основании ст. 17 Закона «О государственных секретах» носителям сведений, составляющих служебную тайну, присваивается ограничительный гриф «Секретно».

 

Сведения, которые составляют служебную тайну, должны держаться в секрете определенным кругом лиц. К ним относятся лица, которые имеют полномочия на работу с такими сведениями и получили конфиденциальную информацию на законном основании.

 

Из содержания ст. 140 ГК следует, что к лицам, на законном основании получившим информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, следует относить лиц, которые располагают такой информацией на основании трудового договора, в том числе контракта, а также на основании гражданско­правового договора.

 

Часть 2 ст. 7 Закона «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» предусматривает, что граждане Республики Беларусь, допущенные к сведениям, составляющим государственные секреты в деятельности органов государственной безопасности, в случае их разглашения несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

 

Положением о служебной тайне в Национальном банке Республики Беларусь и его учреждениях предусматривается, что работники банка, имеющие доступ к тайне банка, принимают обязательство сохранить тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие, при условии, что эта информация ранее не была известна работникам или иному лицу, получившему к ней доступ, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении ее конфиденциальность. Данное обязательство дается работником в письменной форме при приеме на работу либо в процессе выполнения работы.

 

 

 

Обеспечение конфиденциальности информации

 

Конфиденциальность информации должна обеспечиваться разработанными правилами. Обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих служебную тайну, осуществляется путем принятия правовых мер, о которых говорилось выше.

 

 В процессуальном праве  требования о конфиденциальности  информации непосредственно связаны  с давно известным принципом  гласности. Еще в законодательном  акте от 20 ноября 1864 г. «Об учреждении  судебных установлений» говорилось, что судебное заседание публично, и приводился перечень случаев, когда может иметь место закрытие  для публики дверей судебного  заседания. Ограничения доступа  в зал заседания были в основном  те же, что и сегодня, за исключением  дел о «богохулении, оскорблении  святыни и порицании веры»10.

 

Принцип гласности судопроизводства, провозглашенный в ст. 114 Конституции, нашел закрепление в процессуальных кодексах, в которых предусматриваются условия слушания дел в закрытых судебных заседаниях только в определенных законом случаях.

 

Среди оснований для закрытого судебного заседания по гражданским делам – охрана сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом (ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь).

 

В хозяйственных судах слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательными актами о государственных секретах, а также при удовлетворении хозяйственным судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческого и иного охраняемого законодательством секрета либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству (ст. 11 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

 

В ст. 23 Уголовнопроцессуального кодекса Республики Беларусь указывается, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по определенным в законе делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

 

 

 

Ответственность за разглашение сведений, составляющих служебную тайну

 

Обязательный характер сохранения секретности сведений обеспечивается посредством разработанного законодательного механизма, который предусматривает ответственность за разглашение тайных сведений.

 

Часть 1 ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь определяет обязанности работника, в том числе в п. 10 устанавливает обязанность работника хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя.

 

В ч. 2 ст. 53 ТК предусматривается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (исходя из смысла и содержания названной статьи и за разглашение сведений, составляющих служебную тайну) работники несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом и иными законодательными актами.

 

Вопросы дисциплинарной ответственности регулируются гл. 14 ТК. Меры дисциплинарного взыскания, которые по Трудовому кодексу наниматель может применить к работнику за совершение им дисциплинарного проступка, перечисляются в ст. 198 ТК и включают: 1) замечание; 2) выговор;

3) увольнение (пп. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 ТК).

 

В связи с разглашением сведений, составляющих служебную тайну, к виновному работнику могут быть применены все вышеперечисленные меры дисциплинарного воздействия, кроме увольнения.

 

Однако представляется, что на основании п. 1 ст. 47 ТК трудовой договор в связи с разглашением служебной тайны может быть прекращен с руководителем организации (обособленного подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителем, если обстоятельства дисциплинарного проступка будут свидетельствовать об однократном грубом нарушении трудовых обязанностей.

 

<<<Закон Республики  Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2582XII «Об  основах службы в государственном  аппарате»>>> с последующими  изменениями и дополнениями в  ст. 10 определяет основные обязанности  служащих государственного аппарата  и вменяет им в обязанность  сохранять государственную и  иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате, а также требует от государственных служащих сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

В соответствии со ст. 17 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» служащие государственного аппарата за неправомерность своих действий или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с законодательством. Кроме того, к служащим государственного аппарата помимо предусмотренных трудовым законодательством могут применяться такие дисциплинарные взыскания, как: понижение в классе на срок до шести месяцев; понижение в классе; понижение в должности на срок до шести месяцев.

Информация о работе Правовые режимы информации