Правовые режимы информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:41, реферат

Краткое описание

Понятие правового режима информации и его разновидности
Режим свободного доступа
Режим ограниченного доступа
Режим документированной информации
Понятие правового режима информации и его разновидности

Файлы: 1 файл

из рб.docx

— 76.12 Кб (Скачать)

 

Порядок оформления допуска. Подготовка материалов на лиц, оформ-

 

С/

 

ляемых на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется управлениями (отделами) кадров. Лица, оформляемые на

 

74

 

Правовое обеспечение защиты государственной тайны

 

иніуск, заполняют анкету и пишут автобиографию. Затем сотрудники кад- !итого аппарата беседуют с оформляемым, уточняют его автобиографические данные и знакомят с содержанием договора (контракта) об оформ- 'п'пии допуска.

 

Следующий этап процедуры оформления допуска зависит от формы ?іонуска.

 

I. В отношении лиц, допускаемых  к сведениям с грифом «особой  важности» и «совершенно секретно», проводится обязательная дополнительная  проверка территориальными органами  ФСБ. Отдел кадров должен пе- і>гдать  в эти органы соответствующие  документы: договор, анкету и спи- ? < >к близких родственников. По  окончании проверки и при положительных  рекомендациях органов ФСБ на  лиц, оформляемых на допуск по  первой или второй форме, заводится  карточка, которая хранится в  режимном OT

 

IC 1С.

 

2. На всех лиц, оформляемых  на допуск по третьей форме, отдел кадров составляет общий  список в соответствии со штатной  расстановкой, который после утверждения  руководителем объекта хранится  в режимном 

 

«я дел е.

 

Непосредственный допуск лиц к ГТ оформляется: ® к сведениям особой важности и совершенно секретным - распоряжением руководителя объекта с отметкой в карточке (форма № 3), заверенной печатью; •

 

к секретным сведениям - утверждением списка (форма № 6). В целях надежного сохранения государственной и военной тайны

 

I

 

-.сем лицам, допущенным  к секретным работам и документам (изделиям), предъявляются определенные  требования, которые должны ими  неуклонно выполняться в процессе  служебной деятельности. Кроме того, лицам, связанным с секретами, дается  ряд рекомендаций и предусматриваются  некоторые ограничения в их  повседневной жизни. Все это обусловлено  саботой о недопущении каких-либо  предпосылок для возможной утечки  секретных сведений. Такие профилактические  меры защиты секретов не противоречат  российскому законодательству и  вызываются исключительно государственными  интересами, интересами обороны  страны.

 Такие ограничения  в соответствии со ст. 24 Закона  Российской Федерации «О государственной  тайне» могут касаться: • 

 

права выезда за границу на срок не более 5 лет;

 

ь.*

 

права на распространение сведении, составляющих государствен-

 

ную тайну;

 

права на неприкосновенность частной жизни при проведении прове рочных мероприятий в период оформления допуска к государствен ной тайне.

 

75 Глава 4

 

Для частичной компенсации этих ограничении государство устанавливает следующие льготы:

 

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секрстности сведений, к которым гражданин имеет доступ (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1161 от 14 октября 1994 г. за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» - 25 %, «совершенно секретно» - 20 %, «секретно» - 10 %);

 

преимущественное право при прочих равных условиях сохранить за собой рабочее место при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных или

 

штатных мероприятии.

 

Затраты на обеспечение режима секретности. В заключение необходимо отметить, что такая важная государственная задача, как защита сведений, составляющих государственную тайну, для своего решения требует значительных ресурсов. Так, в США на это тратится ежегодно около 5 млрд дол. Динамика изменения стоимости сохранения в тайне государственных секретов США с 1995 по 1999 г. выглядит следующим образом (рис. 4.2): 1995 г. - 5,6 млрд, 1996 - 5,2 млрд, 1997 4,1 млрд, 1998- 5,0 млрд, 1999- 5,0 млрд дол. При этом соотношение затрат на обеспечение секретности документов правительства и промышленности также существенным образом менялось: с 0,9:1 в 1995 г. до 3,2:1 в 1999 г. тт

 

s

 

wwr^v^m if піл у

 

'ТН'ЇІІ v... ' " • •• л :::;;••.::•.. . ?. » 

 

' Л V > • • г ' . • ч 

 

'г/'Шк*-- ?»г 

 

Л. :і.й ^

 

 

О 4 Ч 4

 

 

П

 

 

 

О ? 1995 ? 1996 ? 1997 D1998 Ш1999

 

Рис. 4.2. Стоимость защиты ГТ США

 

Иными словами, «центр секретности» сместился в область правительственных архивов, а промышленность оберегает только новейшие технологии и конструктивные материалы. При этом стоимость рассекречивания самих документов не превышает 5-6 % от стоимости их засекречивания.

 

Структура затрат на обеспечение режима секретности в правительственных учреждениях США по данным за 1999 г. лишний раз подтверждает высокий уровень развития информационных технологий в этой стране: проверка граждан па допуск к секретным документам - 426 млн дол. (11 %), физическая безопасность помещений и хранилищ-410 млн (10 %),

 

76

 

 

Правовое обеспечение защиты государственной тайны

 

информационная безопасность автоматизированных систем -- 1,9 млрд (50 %), изменение грифа секретности - 452 млн (12 %), обучение персона- па - 97 млн (3 %), планирование и контроль - 480 млн дол, (13 %).

 

Затраты (млн дол.)

 

? Имф. безопасность АС  Ш Планирование и контроль 

 

Рис- 4.3. Структура затрат на обеспечение режима секретности в

 

правительственных учреждениях США

 

4.2. Защита государственной  тайны при международном 

 

обмене информацией

 

Одним из важнейших направлений защиты государственной тайны является обеспечение этого процесса при ведении международного обмена такой информацией.

 

Порядок передачи сведений, составляющих ГТ. Основным законом в этой области является Федеральный закон «О государственной тайне». 13 Российской Федерации доступ физических и юридических лиц к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам осуществляется по правилам, установленным собственником или владельцем этих средств и продуктов. Собственник или владелец обязан обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя.

 

Защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические и юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена.

 

Поскольку одной из задач регулирования международного информационного обмена является такое положение международного права, как недопустимость засекречивания информации, связанной с безопасностью других государств, правами, свободами и обязанностями граждан, не ограничивается вывоз из Российской Федерации:

 

77 Глава 4 • 

 

законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; •

 

документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан иностранных государств; •

 

документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и других видах информационных систем; •

 

массовой информации и иной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Ограничивается вывоз из РФ документированной информации,

 

отнесенной к: •

 

государственной гайне или иной конфиденциальной информации; •

 

общероссийскому национальному достоянию; •

 

архивному фонду; •

 

иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством РФ.

 

Возможность вывоза с территории России такой документированной информации определяется Правительством РФ. Для регулирования этой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства № 973 от 1997 г. принято Положение о подготовке к передаче сведений, составляю-

 

і /

 

щих государственную тайну.

 

В соответствии с этим Положением передача сведений осуществляется по решению Правительства РФ при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите ГТ о возможности такой передачи. Обязательства принимающей стороны по защите сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, содержащем: •

 

соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в РФ и иностранном государстве; •

 

перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту; •

 

порядок передачи сведении; •

 

требования к использованию и обработке передаваемых сведений; •

 

обязательство о нераспространении передаваемых сведений третьим странам и защите их в соответствии с внутренним законодательством; •

 

порядок разрешения конфликтных ситуаций.

 

Порядок передачи сведений, составляющих ГТ, определяется следующими шагами. Заинтересованные в передаче органы исполнительной влас-

 

78

 

Правовое обеспечение защиты государственной тайны

 

ти, учреждения и организации подают в органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими ГТ, мотивированное ходатайство о возможности такой передачи. Это ходатайство должно быть рассмотрено не позднее одного месяца, после чего органы, подававшие ходатайство, должны быть проинформированы о принятом решении. Данное решение и ходатайство передаются далее в Межведомственную комиссию по защите ГТ для получения не позднее, чем через 45 суток экспертного заключения. После получения такого заключения органы государственной власти обязаны направить в Правительство РФ проект своего решения и полученное экспертное заключение.

 

Обеспечение информационной безопасности при международном обмене через информационные сети. В результате широкого внедрения по всему миру трансграничных информационных сетей роль законодательства существенно возрастает, поскольку географические и геополитические границы между государствами в рамках таких сетей практически отсутствуют. Таким образом, основными механизмами, обеспечивающими регулирование отношений по поводу создания информации в сети, передачи созданной информации по сети, ее распространения, получения и потребления, являются правовые механизмы, согласованные с нормами международного законодательства.

 

В целях обеспечения информационной безопасности РФ при осуществлении международного информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая международную ассоциацию сетей Интернет, Президентом РФ 12 мая 2004 г. был издан Указ № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» (с изменениями от 22 марта 2005 г.).

 

В соответствии с этим документом субъектам международного информационного обмена в Российской Федерации запрещается включать в состав средств международного информационного обмена, в том числе в международную ассоциацию сетей Интернет, информационные системы, сети связи и автономные персональные компьютеры, в которых обрабатывается инфор мация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и служебная информация ограниченного распространения, а также для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам.

 

Владельцам открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов предписано осуществлять их включение в состав объектов международного информационного обмена только при использовании сертифицированных средств защиты информации, обеспечивающих ее целостность и доступность, в том числе криптографических, для подтверждения достоверности информации.

 

79 Глава 4

 

Органам государственной власти разрешается осуществлять взаимодействие с сетью Интернет и представлять в нее информацию через специальный сегмент сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в ведении Федеральной службы охраны РФ.

 

Защита информации относительно стран СНГ. Эту проблему следует рассматривать как отдельное направление, имеющее свои особенности. В связи с быстрым распадом СССР сложилась ситуация, когда многие сведения, составляющие государственную тайну, оказались общими для государств бывшего СССР и перешли в ранг межгосударственных секретов. Кроме того, отношения между этими государствами в силу сложившихся обстоятельств имеют особый, специфический характер. Поэтому одним из важных направлений правового обеспечения информационной безопасности должны стать вопросы правовой регламентации отношений стран в области защиты и взаимного обеспечения сохранности межгосударственных секретов стран СНГ при осуществлении политического, экономического, научно-технического и военного сотрудничества.

 

 

 

 

Служебная тайна

 

 

 

Толковый словарь русского языка определяет понятие «тайна» как: 1) нечто неразгаданное, еще не познанное; 2) нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет; 3) скрытая причина чегонибудь1.

Информация о работе Правовые режимы информации